2.1. Понятие, структура, виды и содержание
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Структуру общения характеризует три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Среди невербальных элементах общения можно назвать следующие:
1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима). Это общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинесикой.
2. Паралингвистика или просодика - качество голоса, его диапазон, тональность - особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость. Экстралингвистика - темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой “добавки” к вербальному общению.
3. Проксемика – организация общения, учитывающая взаимную ориантацию и пространственные потребности его участников. Ее основатель Э.Холл называл ее пространственной психологией.
4. Визуальное общение - контакт глаз.
Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.
Основными механизмами понимания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это происходит когда в реальных ситуациях взаимодействия предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Эмпатия - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Процесс понимания друг друга дополняется рефлексией. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает тебя, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание. Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния. Внушение - это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии, это эмоционально-волевое воздействие. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Подражание осуществляется не как принятие внешних черт поведения другого человека, а как воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения этого человека.
- Программа курса
- Литература Базовая
- Дополнительная
- 1. Этика
- 1.1. Деловая этика
- 1.2. Профессиональная этика
- 1.3. Управленческая этика: понятие, принципы и значение
- 1.4. Служебный этикет
- 1.5. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя
- 2. Деловое общение
- 2.1. Понятие, структура, виды и содержание
- 2.2. Виды и формы делового общения
- 2.2.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
- 2.2.3. Деловое совещание
- 2.2.4. Публичные выступления
- 2.3. Деловая риторика
- 2.4. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций
- 2.4.1. Спор
- 2.4.2. Конфликтные ситуации
- 2.5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- 2.5.1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- 2.5.2. Проксемические особенности невербального общения
- 2.5.3. Визуальный контакт
- 2.5.4. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- 2.5.5. Межнациональные различия невербального общения
- 2.6. Речевой этикет
- 2.7. Дистантное общение: телефон, телекс, факс
- 2.8. Имидж делового человека
- 2.8.1. Модели поведения
- 2.8.2. Тактика общения