2.5. Невербальные особенности в процессе делового общения
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на .котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Успех любого акта делового общения в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
- Программа курса
- Литература Базовая
- Дополнительная
- 1. Этика
- 1.1. Деловая этика
- 1.2. Профессиональная этика
- 1.3. Управленческая этика: понятие, принципы и значение
- 1.4. Служебный этикет
- 1.5. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя
- 2. Деловое общение
- 2.1. Понятие, структура, виды и содержание
- 2.2. Виды и формы делового общения
- 2.2.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
- 2.2.3. Деловое совещание
- 2.2.4. Публичные выступления
- 2.3. Деловая риторика
- 2.4. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций
- 2.4.1. Спор
- 2.4.2. Конфликтные ситуации
- 2.5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- 2.5.1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- 2.5.2. Проксемические особенности невербального общения
- 2.5.3. Визуальный контакт
- 2.5.4. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- 2.5.5. Межнациональные различия невербального общения
- 2.6. Речевой этикет
- 2.7. Дистантное общение: телефон, телекс, факс
- 2.8. Имидж делового человека
- 2.8.1. Модели поведения
- 2.8.2. Тактика общения