2.5.4. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
В настоящее время это одна из проблем человеческого общения. Несовершенное владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию.
Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее. Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют?
Давайте посмотрим, как относились к речи и как характеризовали ее известные писатели и общественные деятели. По их мнению, речь должна соответствовать следующим требованиям.
Правильность речи, т.е. ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д.И.Писарев писал: “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”.
Точность речи, т.е. ее соответствие мыслям говорящего. К.Федин писал: “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла”.
Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, - советовал Квинтилиан, римский учитель красноречия.
Логичность речи, т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей”, - писал Н.Г.Чернышевский.
Простота речи, т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей слога”. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”, - писал Л.Н.Толстой.
Богатство речи, т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств. “Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их”, - писал М.Горький.
Сжатость речи, т.е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. “Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит” (М.Горький).
Чистота речи, т.е. устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. В.Г.Белинский считал: “Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус”.
Живость речи, т.е. отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живой”, - отмечал А.Н.Толстой.
Благозвучие речи, т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. По мнению А.П.Чехова, “вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”.
Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью достигают те, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково — реально для многих. Говорить красиво, чаруя людей своей убедительностью, — удел немногих. Такие люди всегда пользуются популярностью. Им свойственна привлекательная обаятельность, свободные манеры, красивая речь. Не менее важно и другое: владение словом по справедливости возвышает его обладателя над другими людьми, позволяет ему испытывать необычные по внутренней яркости переживания.
В речевом общении апелляция к рассудку людей — выражение уважения к ним, призыв к честному сотрудничеству. Рассудительность, в отличие от демагогии, является веским доказательством умения говорящего, выражаясь словами Н.В.Гоголя, “мыслить своим умом”. В наше время — время информативной перегруженности — это нечасто встречаемое явление. Люди чутко улавливают, когда говорят с “чужого голоса”. Им больше импонирует демонстрация незаурядности ума выступающего, а также совершенная технология коммуникационного общения (как на вербальном, так и на невербальном уровне).
Добиться успеха в речевом общении позволяет такое качество как находчивость. Личное самообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся ситуации всегда позитивно работают на того, кто обладает этими качествами. В любом общении “в цене” люди, которые владеют мастерством экспромта. Сколько раз на чаше весов лежала судьба имиджа политика или делового человека, когда их речь прерывалась каверзным вопросом. Успех всегда был на стороне того, кто мгновенно и ярко его парировал.
По мнению К.С.Станиславского, речь — это та же музыка, то же пение. Он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений К.С.Станиславского, отметим, что люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, придают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи, что делает ее эмоционально выразительной, порой гипнотически воздействующей на слушателей.
Надо помнить, что всевозможные “риторические уловки” — это эмоциональные возбудители. С их помощью приводятся в действие наши анализаторы ощущений. Чем они восприимчивее к информации, тем громче в нас заговаривают эмоции, образуя различные состояния переживаний. Без них мы буквально глухи к обращенному к нам слову. Следует вызвать не просто эмоции, а определенные эмоции. Для того чтобы добиться подобного результата, следует принять во внимание многие факторы: психологию людей, их жизненные ситуации, эффект своего имиджа и многое другое.
Очень важна в деловом общении и является практически беспроигрышной “энергетика речи”: ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует, когда выступающий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. Такое единство манеры поведения и произнесения речи, как правило, оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает к нему. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к выступающему.
В речевом общении максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств, а также умелого их использования для достижения своих целей (например, В. Мейерхольд обладал изумительной способностью и техникой интонирования).
Речь базируется на задействовании такого великолепного механизма психики, каким являются ассоциации. Они представляют собой способность нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию по отношению к той, которая принимается человеком. Достигается это благодаря тому, что говорящий создает общее информационное поле общения, помогает слушателям стать деятельными его соучастниками. В итоге они не только получают удовольствие от общения с ним, но и испытывают взлет собственной мысли. Происходит мощная стимуляция душевных и интеллектуальных резервов человеческого организма. Можно привести много примеров такого риторического мастерства.
Проксемические особенности речи дают нам возможность делать выводы о личностных особенностях человека, его характере и темпераменте.
Социальная принадлежность человека сказывается не только на словарном запасе, которым он располагает и активно пользуется, но и на его выговоре.
Наконец следует упомянуть акцент, который может выдать иностранца даже при том условии, что он правильно подбирает слова и строит фразы.
Таким образом, невербальные особенности речи, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и, с другой стороны, характеризуют каждого из нас.
- Программа курса
- Литература Базовая
- Дополнительная
- 1. Этика
- 1.1. Деловая этика
- 1.2. Профессиональная этика
- 1.3. Управленческая этика: понятие, принципы и значение
- 1.4. Служебный этикет
- 1.5. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя
- 2. Деловое общение
- 2.1. Понятие, структура, виды и содержание
- 2.2. Виды и формы делового общения
- 2.2.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
- 2.2.3. Деловое совещание
- 2.2.4. Публичные выступления
- 2.3. Деловая риторика
- 2.4. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций
- 2.4.1. Спор
- 2.4.2. Конфликтные ситуации
- 2.5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- 2.5.1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- 2.5.2. Проксемические особенности невербального общения
- 2.5.3. Визуальный контакт
- 2.5.4. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- 2.5.5. Межнациональные различия невербального общения
- 2.6. Речевой этикет
- 2.7. Дистантное общение: телефон, телекс, факс
- 2.8. Имидж делового человека
- 2.8.1. Модели поведения
- 2.8.2. Тактика общения