2.2. Виды и формы делового общения
По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение — это процесс речевой взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный речевой контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей, чем косвенное, результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения. В нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
Деловое общение реализуется в различных формах:
- деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
- деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон.
- деловые совещания – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
- публичные выступления – передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и использованием ораторских приемов.
- Программа курса
- Литература Базовая
- Дополнительная
- 1. Этика
- 1.1. Деловая этика
- 1.2. Профессиональная этика
- 1.3. Управленческая этика: понятие, принципы и значение
- 1.4. Служебный этикет
- 1.5. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя
- 2. Деловое общение
- 2.1. Понятие, структура, виды и содержание
- 2.2. Виды и формы делового общения
- 2.2.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
- 2.2.3. Деловое совещание
- 2.2.4. Публичные выступления
- 2.3. Деловая риторика
- 2.4. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций
- 2.4.1. Спор
- 2.4.2. Конфликтные ситуации
- 2.5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- 2.5.1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- 2.5.2. Проксемические особенности невербального общения
- 2.5.3. Визуальный контакт
- 2.5.4. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- 2.5.5. Межнациональные различия невербального общения
- 2.6. Речевой этикет
- 2.7. Дистантное общение: телефон, телекс, факс
- 2.8. Имидж делового человека
- 2.8.1. Модели поведения
- 2.8.2. Тактика общения