1.1. Деловая этика
Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности. Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.
Этические принципы и нормы деловых людей
Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.
Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов.
Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления “с наскока” слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает “гасить” конфликтные ситуации.
Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи.
Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.
У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин “Техасское рукопожатие”, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринимателей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе.
Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность или непорядочность предпринимателей.
Итак, основной постулат этики каждой уважающей себя компании может быть выражен девизом: “прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”.
- Программа курса
- Литература Базовая
- Дополнительная
- 1. Этика
- 1.1. Деловая этика
- 1.2. Профессиональная этика
- 1.3. Управленческая этика: понятие, принципы и значение
- 1.4. Служебный этикет
- 1.5. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя
- 2. Деловое общение
- 2.1. Понятие, структура, виды и содержание
- 2.2. Виды и формы делового общения
- 2.2.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
- 2.2.3. Деловое совещание
- 2.2.4. Публичные выступления
- 2.3. Деловая риторика
- 2.4. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций
- 2.4.1. Спор
- 2.4.2. Конфликтные ситуации
- 2.5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- 2.5.1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- 2.5.2. Проксемические особенности невербального общения
- 2.5.3. Визуальный контакт
- 2.5.4. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- 2.5.5. Межнациональные различия невербального общения
- 2.6. Речевой этикет
- 2.7. Дистантное общение: телефон, телекс, факс
- 2.8. Имидж делового человека
- 2.8.1. Модели поведения
- 2.8.2. Тактика общения