logo search
Русский язык Культура речи Риторика Стилистика

15 Художественно-публицистические произведения и жанры

В художественно-публицистических произведениях сочетаются черты художественности и публицистики. Главное отличие художественно-публицистических текстов от собственно публицистических и собственно художественных произведений заключается в основной коммуникативной цели – оказать эмоционально-образное воздействие на слушателя или читателя. Художественно-публицистические произведения одновременно выполняют разные функции, свойственные художественному и публицистическому стилям: информационную, эстетическую, просветительскую, познавательную.

Особенности художественно-публицистического текста:

1) Образ автора – образ информированного (как в публицистике), духовно богатого человека (как в художественном произведении), «стремящегося разделить с читателями свою точку зрения по поводу известных событий, убедить в справедливости той или иной их оценки» [9, с. 222];

2) Образы автора и рассказчика могут не совпадать (как в художественном произведении), или прослеживается тождество автора и рассказчика (как в публицистике), т. е. это соотношение может быть различным;

3) Сочетание субъективной авторской оценочности (характерной для художественного текста) и объективной, социально обусловленной оценочности (характерной для публицистики);

4) Ориентирование «на создание заданного автором отношения к поднятой проблеме в целом, но допускает многозначность и интерпретации отдельных ее аспектов (например, с помощью аллегории, развернутого образа и т. д.)» [9, с. 223];

5) Адресат «ближе к адресату собственно публицистических текстов: это слушатели или читатели – современники, владеющие обсуждаемой актуальной информацией, тогда как собственно художественное произведение ориентировано на более широкий круг читателей, не ограниченный временными рамками» [9, с. 223];

6) Выбор предмета речи обусловлен потребностью журналиста, когда «актуальные проблемы глубоко волнуют самого журналиста. При этом иногда обобщения строятся и на основе конкретных фактов (очерк), и на основе их художественного переосмысления и ассоциативных связей (эссе)» [9, с. 223].

Жанры художественно-публицистических произведений – очерк, эссе, слово, фельетон.

В очерке воспроизведенный факт или событие служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки проблем. В отличие от художественного рассказа, в котором есть вымышленный герой, создается его образ, очерк изображает людей и положения не выдуманные. В очерке мысль выводится из факта, который стал объектом внимания писателя или журналиста-очеркиста.

Эссе – «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер [14, с. 14-15].

Слово – жанр ораторской речи. Особенностью слова является «его обращенность к массовой аудитории, сохранение традиций «литературно-устной речи» (по определению В. В. Виноградова)» [9, с. 258]. Слово звучит по случаю общественно значимого события, юбилейной даты или какого-либо торжества. «В традиции русского красноречия – это «похвальное слово», подчас звучащее как бы от лица современников автора, но вместе с тем раскрывающее личностный характер восприятия автором события или героя речи. Не случайно в заглавии произведений этого жанра появляется местоимение «мой»: «Мой Пушкин» [9, с. 258-259].

Фельетон – сатирическое изображение действительности, анализ фактов, явлений, лиц.

Упражнения и задания

1 Составьте словарь метафор на определенную тему (природа, экология, Родина, молодежь и др.).

2 С помощью словаря русского языка выпишите слова с оценочным значением (великолепное, изящное, нежное творение, прекраснейшее произведение искусства).

3 Прочитайте тексты. Определите жанр, докажите свое мнение.

1) Заведующая ЗАГСом по своей рассеянности поставила в паспортах не тот штамп, и Николай с Татьяной, формально даже не вступив в брак, вдруг оказались уже разведенными. Словом, брак получился с браком.

2) При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул границы и показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть явится чрез двести лет. (Н. В. Гоголь)

3 Прочитайте эссе О. Сулейменова «Мой Чокан». Объясните смысл названия текста. Докажите, что данный текст написан в жанре эссе.

Чокан прожил на земле тридцать лет. Но мы его помним. Память о гении жива, пока актуальны проблемы, поднятые им…

О таких людях принято говорить: он ушел, не осуществив и десятой доли того, что обещало его дарование. Гении благодарны, они отдают всю свою жизнь до последнего дня народу. И беда только в том, что жизни этой отпущено мало.

… Сколько самых дорогих и хрупких качеств нужно было из века в век собирать и, рискуя целыми поколениями, сохранить в одном роду, чтобы появился Чокан. Как трудно даются народу гении и как легко он их теряет! Но суров закон жизни на земле: если народ не дал человечеству несколько великих людей, он не оправдал своего существования в истории. Поэтому в XX веке все племена, населявшие землю, рождают человека. И только самые невежественные, самые дикие из обществ людских – боятся и уничтожают таланты. Замахиваются на свое будущее…

Весной 1964 года штаб-ротмистр Чокан Валиханов приглашается в военную экспедицию генерала Черняева, в задачу которого входит присоединение к России Южного Казахстана. Чокан надеется, что присоединение произойдет без кровопролития. Черняеву перед выступлением было предложено «не отвергать предложения, вступать с местным населением в предварительные переговоры». Для участия в такого вида переговорах и командировался Валиханов.

Однако при взятии крепости Аулие-Ата (ныне город Жамбыл) генерал Черняев, будучи ярым проводником колонизаторской политики царизма, допускает ряд бесчеловечных действий.

В июле 1864 года Чокан Валиханов после резкого разговора с Черняевым покидает экспедицию. Вместе с ним уходит в отставку группа прогрессивно настроенных офицеров.

А генералы продолжали свой путь в Среднюю Азию по картам Чокана Валиханова. Он глубоко верил в благородную миссию России в Азии. Он верил той России, которую знал и любил, России Пушкина, но не России черняевых…