logo search
Русский язык Культура речи Риторика Стилистика

16 Деловая риторика, индивидуальный стиль (имидж) коммуникативной деятельности

Наряду с академическим, военным, социально-политическим, судебным красноречием выделяют деловое. Это профессионально ориентированная риторика для политиков, бизнесменов, социальных работников, юристов, дизайнеров и др. Она ориентирует на обеспечение деловых людей риторическими, в том числе и стилистическими приемами и правилами делового общения.

Деловая риторика – это отдельное направление общей риторики, которое занимается вопросами организации убедительной и эффективной речи в различных видах и жанрах делового общения. Овладение культурой деловой речи и общения, формирование собственного стиля представляется на первый взгляд легкой и простой задачей. Однако, как утверждают известные представители делового мира, чтобы стать оратором нужно иметь природные данные или быть активно настроенным на усвоение риторических и стилистических приемов ведения общения, проявления гибкости в процессе коммуникативной деятельности.

Так, академик В. М. Шепель высказывает идею о природной одаренности риторическими способностями личности и в то же время о приобретении этих способностей при условии «постоянного самостоятельного речевого тренинга» [11, с. 10].

Наиболее популярными являются книги Дейла Карнеги, в которых автор делится примерами из жизни и опыта работы в области ораторской речи и технологии общения.

Ярким образцом ораторских речей являются выступления философов Востока, биев-ораторов в казахском обществе. О роли и значении биев писал Чокан Валиханов: «Введение в звание бия не обусловливалось у киргиз (казахов) каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти, только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия, нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, имя их делалось известным всем и каждому» [15, с. 79].

Таким образом, речь, умение общаться, этикет выступают главным орудием создания имиджа делового человека, т. е. презентации, конструирования своего образа для окружающих. Благородный образ гарантирует руководителю, бизнесмену, общественному деятелю, специалисту половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Гармоничное общение основано на осознании важности таких этических норм, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности. Интеллигентность как качество внутренней культуры – терпимое отношение к миру и к людям – неизменно отражается в речевом поведении, проявляется в обаянии, ибо, как сказал великий писатель Л. Н. Толстой: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Упражнения и задания

1 Прочитайте высказывание. Объясните его смысл.

Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их; желая быть впереди них, он становится позади. Вот почему, хотя его место выше людей, они не чувствуют его тяжести; хотя его место впереди них, они не считают это оскорблением. (Лао-цзы)

2 Прочитайте письмо. Какую реакцию вызвало оно? Что побудило получателя письма сделать заказ? Охарактеризуйте экстралингвистические условия (сфера деятельности, ситуация, социально-статусная роль адресанта и адресата) и языковые средства данного текста.

«Наш завод недавно подготовил комплект рентгеновского оборудования нового типа. Первая партия этих аппаратов только что прибыла в нашу контору. Они не идеальны. Мы это знаем и хотим их усовершенствовать. Поэтому мы были бы Вам чрезвычайно обязаны, если бы Вы смогли найти время, чтобы ознакомиться с нашей продукцией и подсказать нам, как сделать эту аппаратуру наиболее отвечающей требованиям специалистов Вашей профессии. Я знаю, что Вы человек очень занятой, и поэтому с удовольствием пришлю за Вами свою машину в любое удобное для Вас время»

«Я был удивлен, получив это письмо, - заявил доктор Л., описывая на занятиях этот эпизод. Я был одновременно и удивлен, и польщен. До сих пор никогда ни один из фабрикантов рентгеновской аппаратуры не обращался ко мне за советом. Я ощутил собственную значительность. На ближайшую неделю все вечера у меня были заняты, но я отказался от одной деловой встречи за обедом, чтобы посмотреть это оборудование. И чем пристальнее я его изучал, тем больше оно мне нравилось.

Никто не пытался продать мне его. Я чувствовал, что мысль о приобретении его для больницы принадлежит мне. Меня покорило его превосходное качество, и я сделал заказ на установку этого оборудования»

3 Используя содержание данного текста, постройте деловой разговор в ситуации покупки / продажи машины.

4 Составьте письмо-благодарность, письмо-поздравление, письмо-приглашение и др. (тема, содержание и проблема по выбору).

5 Составьте текст выступления. Используйте речевые формулы делового обращения. Прочитайте рекомендации (советы) известных ораторов. «Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет… Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными» (А. С. Макаренко). «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой» (А. Ф. Кони).