Принципы оказания психиатрической помощи
Принципами оказания психиатрической помощи в Украине являются:
1) законность, гуманность, соблюдение прав человека и гражданина;
2) государственные гарантии доступности психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами;
3) добровольность при обращении за психиатрической помощью;
4) необходимость и достаточность мер диагностики лечения и их проведение в соответствии с современным уровнем научных знаний;
5) оказание психиатрической помощи в наименее ограничительных условиях;
6) социальная защищенность граждан при оказании психиатрической помощи.
Законность при оказании психиатрической помощи выражается в строгом соблюдении Конституции Украины, Закона «О психиатрической помощи», а также иных законов и подзаконных актов, так или иначе ее регламентирующих. Данный принцип реализуется в повседневной деятельности медицинского персонала психиатрических учреждений, что подразумевает знание положений Закона и их строгое соблюдение. В связи с этим вопросы правового регулирования психиатрической помощи включены в программы подготовки врачей и среднего медицинского персонала по специальности «Психиатрия». Первостепенная роль в реализации данного принципа принадлежит лечащему врачу, от действий которого зависит выполнение требований Закона в процессе лечения. Соблюдение всех правовых норм на практике во многом зависит от добросовестности и обязательности медицинского персонала, исполнительности контролирующих государственных органов и правовой грамотности потребителей психиатрических услуг.
Гуманность психиатрической помощи означает, что такая помощь оказывается, прежде всего, в интересах лица, страдающего психическим расстройством, в целях лечения и облегчения его страданий. С другой стороны, она проявляется и в том, что другие граждане ограждаются от общественно опасных деяний, которые могут совершать лица, страдающие психическими расстройствами. Кроме того, принцип гуманности обязывает медицинский персонал относиться с уважением к человеческому достоинству психически больных, заботиться об их здоровье, допуская в отношении таких лиц минимальные ограничения и неудобства, которые могут диктоваться исключительно медицинскими показаниями.
Соблюдение прав человека и гражданина при оказании психиатрической помощи означает, что в своей повседневной деятельности специалисты в области психиатрии наравне с Законом «О психиатрической помощи» должны руководствоваться и международными документами о правах человека. Таким образом, создаётся правовая основа для приведения украинского законодательства, касающегося правового положения лиц, страдающих психическими расстройствами, и практики отечественной психиатрии в соответствие с международными стандартами прав человека.
Вопрос о гарантиях оказания психиатрической помощи гражданам является ключевым. Отличительной чертой действующего Закона является закрепление в нем реальных государственных гарантий, что прослеживается в статьях, регламентирующих конкретные формы оказания помощи лицам, страдающим психическими расстройствами. Данные гарантии содержатся также в нормативных правовых актах, принятых с целью развития положений Закона и регулирующих различные направления оказания психиатрической помощи гражданам.
Добровольность обращения за медицинской помощью при соматических заболеваниях является правилом, не нуждающимся в специальном правовом регулировании. Поэтому, по мнению психиатров, необходимость законодательного закрепления добровольности получения психиатрической помощи обусловлена не столько спецификой психических расстройств, сколько особенностями отношения общества к таким больным.
Преобладание добровольности при обращении за психиатрической помощью в настоящее время стало прочно установившейся традицией в демократических странах и обусловлено необходимостью соблюдения прав человека. Закон предоставляет большинству лиц с психическими расстройствами самостоятельно решать вопрос об обращении за ней и выбирать ее вид. Реализации данного принципа способствует создание специализированных учреждений с условиями пребывания, приближенными к обычной жизни, а также благоприятный психологический климат в обществе, при котором обращение за психиатрической помощью не будет приводить к стигматизации человека и не повлечет социальных ограничений.
Принцип добровольности предполагает получение психиатрической помощи не только по собственной инициативе лица либо его законного представителя, но и с их согласия, когда инициатива обращения к врачу-психиатру исходит из других источников. Таким образом, услуги по оказанию психиатрической помощи могут свободно предлагаться населению, однако формы такого предложения законом не регулируются. Очевидно, что они должны находиться в пределах правовых норм и быть только профессиональными.
В Законе также регламентируются общие положения оказания психиатрической помощи тем лицам, обращение которых за помощью или отказ от нее не могут быть приняты во внимание в связи с несовершеннолетием или признанной судом недееспособностью. Этот вопрос за них решают их законные представители.
Обозначенный в Законе о психиатрической помощи в Украине пятнадцатилетней летний возраст, до которого несовершеннолетний не может принимать решения, связанные с психиатрической помощью, учитывает положения «Основ законодательства Украины об охране здоровья граждан». С другой стороны, это требование вступает в противоречие с Гражданским кодексом Украины, в котором заложены несколько иные критерии оценки способности принятия решений с учетом возраста: лишь по достижении 18 лет лицо считается совершеннолетним и дееспособным в полном объеме, а начиная с 14 лет – не полностью дееспособным. Однако в своей профессиональной деятельности врачи-психиатры руководствуются требованиями Закона «О психиатрической помощи», получая согласие с лиц, достигших 15-летнего возраста, поскольку изменений в указанный Закон до сих пор внесено не было.
В соответствии с действующим законодательством законными представителями лиц, которым оказывается психиатрическая помощь, являются: опекун – в отношении лиц, признанных судом недееспособными; родители (усыновители) или опекун – в отношении несовершеннолетних до 14 лет; родители (усыновители) или попечитель – в отношении несовершеннолетних от 14 до 16 лет; воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и др. – в отношении лиц, находящихся в указанных учреждениях; орган опеки и попечительства – в отношении недееспособных и несовершеннолетних в случаях, когда у этих лиц отсутствует законный представитель, либо когда его местопребывания неизвестно, либо в случае разногласий между родителями несовершеннолетнего; близкие родственники и иные лица, которые в соответствии с гражданским и гражданским процессуальным законодательством оформлены в качестве законных представителей.
При этом предполагается, что законные представители действуют добровольно и в интересах представляемого лица. В случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей врачи имеют право сообщать о выявленных фактах нарушений или злоупотреблений со стороны законных представителей в территориальный орган опеки и попечительства.
Следующий принцип, который можно обозначить как необходимость и достаточность мер диагностики и лечения, в тексте Закона явно не сформулирован, однако указания на него имеются во многих статьях. Основная суть его заключается в том, что психиатрическая помощь должна оказываться только лицам, страдающим психическими расстройствами. Исключение из данного правила могут составлять только случаи первичного обследования граждан, у которых предполагается наличие психического заболевания. Это связано с тем, что в соответствии со статьёй 11 Закона о психиатрической помощи, психиатрическое освидетельствование также является одним из видов медицинской помощи. Разумеется, часть проведенных обследований не позволяет подтвердить наличие психического расстройства. Такие лица в дальнейшем оказании психиатрической помощи не нуждаются, что является проявлением второй составляющей рассматриваемого принципа – ее достаточности.
Законодательное закрепление данного положения призвано исключить факты использования психиатрии в немедицинских, в том числе политических, целях, которые имели место в бывшем Советском Союзе, а также является дополнительной гарантией прав лиц, страдающих психическими расстройствами.
Принцип получения психиатрической помощи в наименее ограничительных условиях также направлен на минимизацию ограничений свободы больного и служит дополнительным подкреплением принципа добровольности. Реализация данного положения в практической деятельности заключается в том, что врач, решая вопрос о лечении конкретного больного, должен выбирать наименее ограничительные условия, в которых оно может быть получено. Так, пациенту не следует предлагать госпитализацию, если существует возможность лечения вне стационара. Если же госпитализация необходима, то наименее ограничительные условия для содержания данного пациента выбираются внутри больницы. Во многом выбор вида психиатрической помощи и условий ее осуществления определяется необходимостью обеспечения безопасности самого больного и его окружающих.
Личная свобода любого человека, страдающего психическими расстройствами, может быть ограничена лишь в минимальных пределах, обусловленных его психическим состоянием. В связи с этим пациентам гарантируется право получать лечение по месту жительства. Реализации данного принципа способствует территориальность организации психиатрической помощи, т. е. каждое лечебное учреждение обслуживает население конкретного населенного пункта либо его районов.
К сожалению, это право не может быть в полной мере обеспечено, по крайней мере, вследствие двух причин. Во-первых, в некоторых отдаленных районах страны специализированная медицинская помощь остается удаленной от ее потребителей. Во-вторых, психически больные лица могут по болезненным мотивам совершать перемещения на значительные расстояния, что делает невозможным проведение лечения по месту жительства, как минимум, до наступления улучшения состояния.
Говоря о социальной защищенности граждан при оказании психиатрической помощи, следует вновь вернуться к проблеме международных и внутригосударственных гарантий защиты прав лиц, в том числе и тех, кто страдает психическими расстройствами. В соответствии с их основными принципами в Законе «О психиатрической помощи» принят ряд положений, направленных на защиту психически больных от необоснованных ущемлений прав и свобод человека и носящих антидискриминационный характер.
Таким образом, принципы оказания психиатрической помощи отображают Закон о психиатрической помощи населению и служат основой для его практического применения не только специалистами-медиками, но и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и общественными объединениями. Они направлены на гуманизацию психиатрии, преодоление стереотипов общественного сознания и повышение престижа профессии психиатра.
- Министерство здравоохранения Украины
- Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования
- Предмет и задачи биоэтики
- История развития биоэтики
- Высшие моральные ценности в медицине
- Принципы биоэтики
- Правила биоэтики
- Социальная этика медицины. Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе здравоохранения
- Социальная справедливость
- 2) Социальное и экономическое неравенства должны быть устроены следующим образом:
- А) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;
- Б) доступ к положениям и должностям был бы открыт для всех.
- Аристотель выделил два вида справедливости:
- Социальная ответственность
- Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации здравоохранения
- Модель системы здравоохранения в Украине
- Система первичной медицинской помощи
- Система третичной медицинской помощи
- Экстренная и скорая медицинская помощь
- Система финансирования здравоохранения
- Основы медицинской деонтологии
- Ятрогения в деятельности медицинского работника
- Несчастный случай в медицинской практике
- Модели взаимоотношений по в. Витчу
- Модели взаимоотношений по с.Г. Стеценко
- Моральные проблемы в отношениях между врачом и пациентом
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна)
- Правило правдивости
- Правило информированного согласия
- Этика взаимоотношений в медицинском коллективе
- Биоэтические аспекты в педиатрии
- Биоэтические аспекты в семейной медицине
- Биоэтические аспекты в трансплантологии и трансфузиологии
- Морально-этические проблемы трансплантологии
- Юридические модели забора органов от трупных доноров
- Трансплантация эмбриональных тканей
- Биоэтические аспекты трансфузиологии
- Биоэтические вопросы в онкологии
- Биоэтические аспекты в стоматологии
- Биоэтические аспекты в психиатрии и наркологии Этико-правовые вопросы оказания психиатрической помощи
- Принципы оказания психиатрической помощи
- Виды психиатрической помощи и порядок её оказания
- Биоэтические аспекты в наркологии
- Морально-этические проблемы спиДа и вич – инфецированных Этические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- Этико-юридические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- «Спидофобия» и медицинская этика
- Тестирование на вич и уважение автономии пациента
- Раздел 4. Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти
- Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона
- Биоэтические аспекты искусственного аборта
- Морально-этические вопросы аборта
- Этико-медицинские проблемы искусственного прерывания беременности
- Этико-психологические особенности умирающих больных
- Биоэтические аспекты терминальных пациентов
- Критерии смерти человека. Биологическая и клиническая смерть. «Смерть головного мозга».
- Определение момента смерти
- Установление диагноза «смерть мозга»
- Биоэтические аспекты реанимации
- Биоэтические проблемы эвтаназии
- Виды эвтаназии
- Этико-правовые аспекты эвтаназии
- Где разрешена эвтаназия?
- Биоэтические аспекта суицида
- Классификация суицидального поведения
- Особенности суицидального поведения у соматически больных
- Биоэтические аспекты новых репродуктивных технологий человека
- Пренатальная диагностика
- Этика исследования на эмбрионах
- Суррогатное материнство
- Использование стволовых клеток
- Клонирование человеческих тканей и органов
- Биоэтические проблемы генно-инженерных технологий
- Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды
- Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования
- Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных
- Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований
- Этические комитеты: статус, функции, задачи
- Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами
- Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях
- Этика биомедицинских исследований на человеке
- Приложение 1 женевская декларация всемирной медицинской ассоциации
- Приложение 2 международный кодекс медицинской этики
- Положение о медицинской этике в условиях бедствий
- Приложение 3 общая декларация прав человека
- Приложение 4 токийская декларация
- Приложение 5 конвенция о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины Преамбула
- Глава I. Общие положения
- Статья 7. (Защита лиц, страдающих психическим расстройством)
- Статья 17. (Защита лиц, не способных дать согласие на свое участие в исследовании)
- Статья 18. (Исследования на эмбрионах, проводимые "in vitro")
- Глава VI. Изъятие у живых доноров органов и тканей с целью трансплантации Статья 19. (Общее правило)
- Статья 20. (Защита лиц, не способных дать согласие на изъятие органа)
- Глава VII. Запрещение извлечения финансовой выгоды и торговли частями человеческого тела
- Статья 27. (Расширенное понимание защиты)
- Статья 30. (Отчеты о применении положений Конвенции)
- Глава XIV. Заключительные положения Статья 33. (Подписание, ратификация и вступление в силу)
- Статья 34. (Государства, не являющиеся членами се)
- Статья 35. (Территориальное применение)
- Статья 36. (Особое мнение или оговорка)
- Статья 37. (Денонсация)
- Статья 38. (Уведомления)
- Приложение 6 присяга врача украинї
- Приложение 7
- Раздел 1. Действие кодекса
- Раздел 2. Врач и общество
- Раздел 3. Врач и пациент
- Раздел 4. Коллегиальность врачей
- Раздел 5. Научные исследования за участием пациента
- Раздел 6. Новейшие медицинские технологии
- Раздел 7. Информация
- Раздел 8. Уважение к профессии врача
- Приложение 8 лиссабонская декларация о правах пациента
- Приложение 9 декларация о политике в области обеспечения прав пациента в европе (амстердамская декларация)
- Раздел 1
- Раздел 2 (Информация)
- Раздел 3. (Информированное согласие)
- Раздел 4. (Конфиденциальность и приватность)
- Раздел 5. (Лечение и организация медицинской помощи)
- Раздел 6. (Реализация прав пациентов)
- Приложение 10 хельсинкская декларация (Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека»
- Приложение 11 европейская конвенция по защите домашних животных
- Глава I основные положения Статья 1. Определения.
- Статья 2. Сфера и механизм выполнения.
- Статья 3.Основные принципы благополучия животных.
- Статья 4. Содержание.
- Статья 5. Разведение.
- Статья 6. Возрастные ограничения на приобретение животного.
- Статья 7. Дрессировка.
- Статья 8. Торговля, коммерческое разведение и содержание, приюты для животных.
- Статья 9. Реклама, развлечения, выставки, соревнования, другие подобные мероприятия.
- Статья 10. Хирургические операции.
- Глава III дополнительные меры по защите бездомных животных. Статья 12. Снижение численности.
- Статья 13. Исключения при отлове, содержания и усыплении.
- Глава IV информация и образование. Статья 14. Информационные и образовательные программы.
- Глава V многосторонние совещания. Статья 15. Многосторонние совещания.
- Глава VI
- Статья 16. Поправки.
- Глава VII конечные положения. Статья 17. Подписание, ратификация, принятие, одобрение.
- Статья 18. Вступление в силу.
- Приложение 12 положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях
- Приложение 13
- Статья 3 Общие принципы
- Статья 4 Общие обязательства
- Статья 5 Равенство и недискриминация
- Статья 6 Женщины-инвалиды
- Статья 7 Дети-инвалиды
- Статья 8 Просветительно-воспитательная работа
- Статья 9 Доступность
- Статья 10
- Статья 13 Доступ к правосудию
- Статья 14 Свобода и личная неприкосновенность
- Статья 15 Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
- Статья 16 Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
- Статья 17 Защита личной целостности
- Статья 18 Свобода передвижения и гражданство
- Статья 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
- Статья 20 Индивидуальная мобильность
- Статья 21 Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
- Статья 22 Неприкосновенность частной жизни
- Статья 23 Уважение дома и семьи
- Статья 24 Образование
- Статья 25 Здоровье
- Статья 26 Абилитация и реабилитация
- Статья 27 Труд и занятость
- Статья 28 Достаточный жизненный уровень и социальная защита
- Статья 29 Участие в политической и общественной жизни
- Статья 30 Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
- Статья 31 Статистика и сбор данных
- Статья 32 Международное сотрудничество
- Статья 33 Национальное осуществление и мониторинг
- Статья 34 Комитет по правам инвалидов
- Статья 35 Доклады государств-участников
- Статья 36 Рассмотрение докладов
- Статья 37 Сотрудничество между государствами-участниками и Комитетом
- Статья 38 Отношения Комитета с другими органами
- Статья 39
- Статья 45
- Статья 48
- Приложение 15 заявление о праве женщины на использование контрацепции
- Приложение 16 заявление о искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
- Исследования
- Донорство
- Приложение 17 положение о генетическом консультировании и генной инженерии
- Генная инженерия
- Приложение 18 всеобщая декларация о геноме человека и правах человека
- Статья 1
- Cтатья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Приложение 20 заявление о персистирующем вегетативном состоянии
- Преамбула
- Персистирующее вегетативное состояние
- Общие рекомендации
- Приложение 21 сиднейская декларация относительно смерти
- Приложение 22
- Приложение 23 венецианская декларация об терминальном состоянии
- Приложение 24
- Приложение 25 закон україни про психіатричну допомогу
- Стаття 2. Законодавство України про психіатричну допомогу
- Стаття 3. Презумпція психічного здоров'я
- Стаття 4. Принципи надання психіатричної допомоги
- Стаття 5. Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 6. Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 7. Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
- Стаття 8. Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 9. Обмеження, пов'язані з виконанням окремих видів діяльності
- Стаття 10. Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
- Розділ II
- Стаття 11. Психіатричний огляд
- Стаття 12. Амбулаторна психіатрична допомога
- Стаття 14. Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 16. Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 17. Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
- Стаття 18. Виписка особи з психіатричного закладу
- Стаття 19. Примусові заходи медичного характеру
- Стаття 20. Експертиза психічного стану особи
- Стаття 21. Судово-психіатрична експертиза
- Стаття 22. Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
- Стаття 23. Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 24. Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 26. Інформація про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 29. Обов'язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
- Стаття 33. Відповідальність за порушення законодавства про психіатричну допомогу
- Приложение 26 закон україни «про запобігання захворюванню на синдром набутого імунодефіциту (снід) та соціальний захист населення»
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Принципи державної політики у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 3. Законодавство України у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 4. Державні гарантії у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 6. Право особи на тестування з метою виявлення віл, умови та порядок його проведення
- Стаття 7. Повідомлення про результати тестування з метою виявлення віл та післятестове консультування віл-інфікованих осіб
- Стаття 8. Лабораторне дослідження донорської крові та її компонентів
- Стаття 9. Реєстрація та облік людей, які живуть з віл, здійснення медичного нагляду за ними
- Стаття 10. Медична допомога людям, які живуть з віл
- Стаття 11. Додаткові заходи, яких може вживати лікар, для запобігання поширенню віл
- Стаття 12. Обов'язки людей, які живуть з віл
- Стаття 14. Рівність перед законом та заборона дискримінації людей, які живуть з віл, та осіб, які належать до груп підвищеного ризику щодо інфікування віл
- Стаття 15. Інші права людей, які живуть з віл
- Стаття 16. Захист права на працю та інших соціальних прав людей, які живуть з віл, їхніх рідних і близьких
- Стаття 17. Відшкодування шкоди, завданої здоров'ю особи в разі зараження віл-інфекцією
- Стаття 18. Права батьків віл-інфікованих дітей і дітей, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 19. Державна допомога віл-інфікованим дітям і дітям, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 20. Захист від зараження віл-інфекцією при виконанні професійних обов'язків
- Стаття 22. Порядок підтвердження зв'язку зараження віл-інфекцією з виконанням працівником своїх професійних обов'язків
- Приложение 27 закон україни про трансплантацію органів та інших анатомичних матеріалов людині
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Законодавство України про трансплантацію
- Стаття 3. Сфера дії Закону
- Стаття 4. Міжнародні договори
- Стаття 5. Державне регулювання діяльності, пов’язаної з трансплантацією
- Стаття 6. Умови та порядок застосування трансплантації
- Стаття 7. Перевезення анатомічних матеріалів людини
- Стаття 8. Заклади та установи, що здійснюють діяльність, пов'язану з трансплантацією
- Стаття 9. Діяльність, пов'язана з трансплантацією
- Стаття 10. Фінансування діяльності, пов'язаної з трансплантацією
- Стаття 11. Контроль за діяльністю, пов'язаною з трансплантацією
- Розділ III
- Стаття 12. Взяття гомотрансплантатів у живих донорів
- Стаття 13. Згода живого донора на взяття у нього гомотрансплантата
- Стаття 14. Особливості донорства і трансплантації кісткового мозку та інших здатних до регенерації анатомічних матеріалів
- Стаття 15. Визнання людини померлою
- Стаття 16. Умови та порядок взяття анатомічних матеріалів у померлих осіб для трансплантації та (або) виготовлення біоімплантатів
- Розділ V
- Стаття 17. Порядок використання для трансплантації органів померлих донорів. Міждержавний обмін гомотрансплантатами
- Стаття 18. Заборона торгівлі органами та іншими анатомічними матеріалами людини
- Стаття 19. Надання фетальних матеріалів для трансплантації
- Стаття 20. Виготовлення і застосування біоімплантатів
- Стаття 21. Отримання та застосування ксенотрансплантатів
- Розділ VI
- Стаття 22. Права особи, яка дала згоду стати донором, і живого донора
- Стаття 23. Соціальний захист донора та членів його сім'ї
- Стаття 24. Відповідальність за порушення законодавства про трансплантацію
- Розділ VII
- Основи біоетики та біобезпеки