Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации здравоохранения
В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения определяется сложной системой экономических, политических, нравственно-этических и иных отношений, исторически сложившихся в стране.
Наличие в той или иной стране соответствующей системы здравоохранения определяется многими обстоятельствами, но при всех различиях в системах охраны здоровья разных стран выражающие их экономические модели могут быть обозначены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах.
В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводят к трем основным экономическим моделям. Однозначных общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково. Это: платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования, государственная медицина с бюджетной системой финансирования, страховая медицина, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.
Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Наиболее ярко она представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения – частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных (“Medicade”) и пенсионеров (“Medicare”). Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда – системой частного страхования.
Вторая модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Эта модель с 1948 г. существует в Великобритании. Она характерна также для Ирландии (1971 г.), Дании (1973 г.), Португалии (1979 г.), Италии (1980 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.). Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной.
Третью модель определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины. Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением Германии, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.
В социально-страховую модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много общего с государственной моделью, а система здравоохранения Франции близка к рыночной.
Однако в основе выделения перечисленных моделей лежит не только роль государства, но также понимание и определение “товара” в сфере здравоохранения. Следует отметить, что однозначного мнения по поводу того, что же является товаром в данной сфере жизнедеятельности до сих пор не существует, хотя с древнейших времен на этот вопрос пытались ответить и египетские жрецы, и врачи китайских императоров.
Например, в Египте гонорар врача определялся весьма специфическим образом: больной оплачивал серебром вес своих волос после болезни. Если болезнь была длительной, то волосы отрастали больше. Таким образом, врач был экономически заинтересован в продолжительном лечении.
В Древнем Китае, напротив, врачи, обслуживающие элиту, получали жалование до тех пор, пока пациенты были здоровы, то есть фактически оплачивалось собственно состояние здоровья. В этом случае врач был экономически заинтересован в здоровье пациента.
Хотя основной целью здравоохранения является именно здоровье человека, попытка рассмотреть его в качестве товара очень проблематична. И прежде всего потому, что оно плохо измеримо и трудно поддается оценке в деньгах. Но самое главное, если бы такая оценка здоровья человека в денежном выражении была найдена, то именно она стала бы определять цену человеческой жизни. Фактически эта цена неявным образом присутствует, например, в расчетах, связанных с безопасностью жизнедеятельности, в военной медицине (при определении приоритетов в оказании медицинской помощи). Однако, явное определение цены здоровья человека, а, следовательно, человеческой жизни, противоречит традициям, культуре и с учетом явно недостаточной ее обоснованности серьезно и справедливо критикуется. В связи с этим в качестве товара предлагается рассматривать медицинские услуги, а систему здравоохранения определить как организованную деятельность, в ходе которой осуществляется производство этих услуг.
Описанные ранее модели организации здравоохранения по разному учитывают специфику медицинской услуги как товара. И этот фактор является не менее важным, чем роль государства, для выделения различных типов организации системы здравоохранения.
Например, в рыночной модели медицинские услуги рассматриваются как любой другой товар, который может быть куплен или продан в соответствии с классическими законами рынка (т. е. с минимальным учетом его социальной специфики). Как уже отмечалось, типичным примером рыночной модели является рынок медицинских услуг США. Сфера здравоохранения здесь представлена развитой системой частных медицинских учреждений и коммерческим медицинским страхованием, где врачи являются продавцами медицинских услуг, а пациенты – их покупателями. Такой рынок наиболее приближен к свободному рынку и обладает всеми его достоинствами и недостатками.
Из-за острой конкуренции создаются условия роста качества, поиска все новых продуктов и технологий, жесткой выбраковки экономически неэффективных стратегий и участников рынка. Это определяет положительные стороны рыночной модели здравоохранения.
Однако, с другой стороны, недостаточный учет специфики рассматриваемого вида товара (неограниченность спроса на него, монополизм продавца и т. д.) обуславливает известные негативные моменты:
- чрезмерный рост затрат на медицину;
- невозможность осуществления государственного контроля и, следовательно, трудности с установлением приоритетов между здравоохранением и другими отраслями экономики;
- возможность возникновения кризисов перепроизводства и стимулирование поставок неоправданных услуг;
- предпосылки для недобросовестных способов конкуренции;
- чрезмерное влияние моды и рекламы;
- и, самое главное, неравный доступ к медицинской помощи.
Наличие коммерческого страхователя, заинтересованного в сохранении своих доходов, может снизить объем услуг (с помощью экспертной оценки), цену медицинской услуги (путем торгов) и, следовательно, оплату самой медицинской помощи. Снижение совокупных затрат расширяет круг потенциальных пациентов рынка медицинских услуг, повышая объем спроса.
В условиях рыночной организации системы здравоохранения пациенту постоянно приходится решать дилемму: на какой рынок – финансовый или страховой – вложить свои сбережения. Выбор осуществляется между доходным вложением денежных средств и риском заболеть и оказаться не в состоянии оплатить медицинскую помощь. Закономерность здесь, как правило, такая: чем больше риск заболеть и сильнее страх перед финансовыми расходами на медицину, тем сильнее должна быть защита, а ее ценность (по сравнению с возможным доходом) выше.
Рыночная модель организации системы здравоохранения – одна из наиболее качественных, но, в то же самое время, одна из наиболее дорогих моделей. Например, чисто экономический вклад здоровья как одного из важнейших параметров труда в экономику США оценивается на уровне 10% ВВП, т. е. в сотни миллиардов долларов, но затраты на обслуживание здравоохранения еще выше и составляют 14% ВВП.
Таким образом, с экономической точки зрения эта модель является неэффективной, требующей перерасхода денежных средств. Кроме того, в системе здравоохранения, организованной на рыночных принципах, не обеспечиваются социальные гарантии населения в получении медицинских услуг. Рыночная модель не обладает свойством доступности для всех слоев своих граждан. Наблюдается также крайняя неравномерность в потреблении медицинских услуг, которая тесно коррелирует с дифференциацией доходов. Так, в 1990 г. 70% всех полученных медицинских услуг приходилось на 10% населения.
Если же социальная специфика рассматривается как основной параметр медицинских услуг, то факт покупки или продажи медицинской помощи будет означать опосредованную покупку национального здоровья. В таком случае при организации системы здравоохранения во главу угла будет поставлен принцип равнодоступности медицинских услуг. Обеспечить это легче всего централизованным образом, подчинив систему здравоохранения контролю государства. Таким образом, именно социальные приоритеты превалируют в бюджетной системе здравоохранения. Типичным примером государственной модели является рынок медицинских услуг Великобритании. Этот рынок основан на системе государственного (национального) здравоохранения. Национальная система здравоохранения получила название бевериджской по имени лорда Бевериджа, провозгласившего в 1942 г. идеи, ставшие основой бюджетной модели: богатый платит за бедного, здоровый – за больного. При таком подходе общество старается оплачивать именно здоровье нации через оплату медицинских услуг, направляемых на его поддержание. На этом рынке гораздо легче соотнести приоритеты здоровья нации с другими приоритетами национальной экономики. Данная модель организации системы здравоохранения тяготеет к рынку централизованных, планово-распределительных экономик и имеет соответствующие таким экономикам характерные положительные и отрицательные черты.
К недостаткам этой модели следует отнести отсутствие естественных стимулирующих развитие факторов. Это ведет к медленному росту качества медицинской помощи, недостаточной гибкости организационных структур, к возможности длительного осуществления неэффективных стратегий и использованию старых медицинских технологий. Но есть и очевидные достоинства. Прежде всего – ориентация на профилактику заболеваний. Так как, в конце концов, оплачивается здоровье, то врач объективно заинтересован в уменьшении заболеваемости, снижении объемов медицинских услуг, в то время как на свободном рынке он объективно заинтересован в обратном.
Нередко равнодоступность медицинской помощи достигается путем жесткого ограничения свободы выбора пациентом лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) или врача. На современном этапе во многих странах, использующих государственную модель, пытаются устранить столь очевидный недостаток организации системы здравоохранения. Однако процесс этот только начался. Например, в Швеции лишь в 1991 г. после экспериментальной апробации было принято решение о предоставлении каждому шведу права свободного выбора медицинского учреждения или врача на всей территории страны. Аналогичное решение было принято и в Дании, а вот в Финляндии пациент может выбрать любого врача общей практики или специалиста только в определенном медицинском центре или больнице.
Обратимся теперь к социально-страховой модели организации системы здравоохранения и рассмотрим, что же в данном случае понимается под товаром.
Исторически первая система государственного медицинского страхования была введена в Германии в годы правления канцлера Отто Бисмарка (1883-1889 гг.), поэтому получила название бисмарковской. Она представляла собой серию специальных законов о страховании рабочих по случаю болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и старости. В основу указанных законодательных актов был положен следующий принцип: здоровье – капитал, увеличивающий эффективность общественного труда. Поэтому главной характерной чертой медицинских услуг в этой модели рассматривается случайный потенциальный спрос, связанный с риском потери здоровья и трудоспособности. При этом труд понимается как один из важнейших производственных факторов (“винтик” общественного производства) вероятность “поломки” которого следует минимизировать. И главная роль медицинского страхования именно в этом.
Таким образом, в бисмарковской модели здоровье играет по отношению к труду ту же роль, что и капитал. Здоровье увеличивает эффективность труда, стоимость так называемого “человеческого капитала”. Аналогичный принцип был использован в России в начале 20-ых годов, когда создавалась заводская медицина. Основной ее задачей было повышение качества трудовых ресурсов в ключевых отраслях промышленности: тяжелой и оборонной. Таким образом, бисмарковская модель ориентирована прежде всего на решение чисто экономических задач: обеспечение роста производительности и сокращение экономических потерь за счет снижения трудопотерь.
Однако, помимо страхования риска потери здоровья как такового, система государственного медицинского страхования обеспечивала перераспределение доходов путем оплаты медицинских услуг через страховые фонды. Это позволило добиться смягчения остроты социальных проблем, связанных с риском потери трудоспособности малоимущих слоев населения.
Современное медицинское страхование Германии в целом сохранило основные принципы бисмарковской организации системы здравоохранения. Финансирование осуществляется путем консолидации средств из различных источников: 60% средств, поступающих в ЛПУ, – это средства обязательного медицинского страхования (ОМС), из них 25% – это страхование членов семей трудящихся; 10% – средства добровольного медицинского страхования (ДМС), 15% – государственные средства за счет налогообложения, 15% – личные средства граждан.
В свою очередь, фонды ОМС формируются за счет трех источников: государственного бюджета, взносов работников и работодателей. Средний размер взносов на медицинское страхование в 90-ых годах составлял 13% по отношению к фонду оплаты труда (ФОТ). Выплачиваются взносы работодателями и работниками равными долями, т. е. по 6,5%.
В Германии существует достаточно продуманная система цен на медицинские услуги. Единицей для финансовых расчетов служит “очко”. Количество очков отражает сложность услуги. Сумма очков для каждой услуги стабильна и известна всем участникам медицинского обслуживания и страхования. Список стоимости медицинских услуг в очках публикуется в специальных справочниках. Цена “очка” в евро пересматривается в соответствии с изменением уровня цен или изменением методов медицинского обслуживания в стране ежегодно, иногда даже чаще. Эта система позволяет оперативно, без большого объема работы менять цены, реагируя на конкретные экономические условия, например, инфляцию.
К числу стран, использующих социально-страховую модель, относится и Канада. Как отмечалось ранее, несмотря на то, что организация системы здравоохранения Канады относится к социально-страховой, она напоминает государственную модель. В первую очередь, это обусловлено ориентацией канадской системы здравоохранения на социальные характеристики медицинской услуги. Внимание специалистов в области организации здравоохранения к данной системе усилилось после того, как Канада достигла значительных успехов в сдерживании медицинских расходов. В 1965 г. в этой стране доля расходов на здравоохранение в ВВП составляла 6,5%, т. е. была равной США, а в 90-ых годах этот показатель составляет около 8,7%, в то время как в США приближается к 12%.
В Канаде действует Национальная система страхования здоровья. Эта система государственного социального страхования гарантирует медицинскую страховку практически всем гражданам страны. Причем размер получаемой медицинской помощи не зависит от величины страхового взноса, человеку не может быть отказано в страховке из-за пожилого возраста или плохого состояния здоровья.
Денежные средства производителям медицинских услуг в Канаде поступают из одного источника – системы национального страхования, которая аккумулирует средства трех фондов:
- федеральных фондов и фондов провинциальных бюджетов;
- фондов частных страховых компаний;
- добровольных пожертвований.
Сфера деятельности частных страховых компаний ограничена, им позволяется страхование лишь тех услуг, которые не включены в планы обязательного медицинского страхования (ОМС), например, частные больничные палаты, услуги косметической хирургии.
В Канаде существует два плана медицинского страхования. Первый охватывает стационарные услуги, второй – услуги врачей.
Большинство стационаров и врачей в Канаде являются частными, врачи оплачиваются на основе гонорара за услугу. Однако тарифы на медицинские услуги регулируются правительством и ежегодно пересматриваются. Государство не заинтересовано в увеличении тарифов на медицинские услуги, так как рост стоимости лечения потребовал бы увеличения размеров государственного финансирования, а, следовательно, повышения налогов, что является непопулярной мерой. В Канаде предусмотрено финансовое наказание для провинций, лояльно относящихся к врачам, взимающим со своих пациентов дополнительные сборы сверх установленных тарифов.
Строгий контроль над медицинскими расходами сдерживает темпы внедрения новейшейших медицинских технологий. В Канаде очень тщательно и всесторонне взвешивают достоинства и недостатки новой медицинской техники с тем, чтобы принять окончательное решение о целесообразности и последствиях ее применения с точки зрения эффективности использования и нагрузки на бюджет страны.
Однако значительная доля бюджетных средств в общих расходах на здравоохранение, установление единого финансиста в лице Национальной системы страхования позволили канадскому правительству обеспечить четкую координацию программ здравоохранения и сократить административные расходы (в настоящее время они составляют 1-2% от общих расходов здравоохранения).
Если же Канадская социально-страховая модель близка к государственной, то французское социальное страхование обладает рядом параметров, характерных для рыночной модели. Несмотря на то, что для Франции характерен высокий охват населения программами ОМС (уже в 1988 г. программы ОМС распространялись на 80% французов), обязательное страхование возмещает застрахованному только 75% затрат на медицинское обслуживание. Для получения 100% возмещения необходимо дополнительное добровольное медицинское страхование (ДМС). В случае болезни, временной или длительной нетрудоспособности за счет ОМС возмещается также 70-90% стоимости медикаментов.
Финансирование лечебно-профилактических учреждений осуществляется из трех источников: государственного бюджета, обязательного медицинского страхования, личных средств граждан. Государственная организация социального страхования Франции “Securite social” подписывает соглашение (конвенцию) с врачами, в которой четко указаны цены на медицинские услуги. Так осуществляется регулирование цен на медицинские услуги. Цены пересматриваются 2 раза в год, что обычно влечет пересмотр и увеличение страховых взносов. Как уже отмечалось, “Securite social” возмещает пациенту лишь 75% расходов. Оставшиеся 25% составляют личные расходы, но они могут быть также возмещены, если пациент пользуется услугами дополнительного добровольного страхования (ДМС), осуществляемого частными страховыми компаниями. Последних во Франции достаточно много по количеству страховых компаний Франция занимает третье место после Германии и Голландии. 90 страховых компаний входят в федерацию страховых обществ во Франции. Они предлагают населению широкий спектр услуг по страхованию здоровья в дополнение к ОМС. В отличие от Германии, пациент непосредственно оплачивает медицинские услуги, а система ОМС частично возмещает его затраты, делая медицинскую помощь в условиях рыночной экономики более доступной для населения.
Среди многообразия конкретных форм организации системы здравоохранения в разных странах, использующих социально-страховую модель, хотелось бы остановиться еще на системе охраны здоровья Японии.
Здравоохранение Японии представляет большой интерес в связи с тем, что этой стране удалось в сравнительно короткий срок достигнуть самых высоких показателей здоровья населения, хотя, не в последнюю очередь, это связано с условиями и образом жизни.
Япония является первой страной Азии, где в 1961 г. было введено страхование здоровья в общенациональном масштабе, хотя ряд законов о страховании, частично компенсировавших расходы на медицинское обслуживание, был принят намного раньше: в 1922 г. – об обязательном страховании служащих, в 1938 г. – о национальном страховании здоровья, в 1939 г. – о страховании моряков, в 1953 г. – о страховании поденных рабочих.
В настоящее время в Японии сложилась общественная система охраны здоровья, включающая общественную гигиену, социальное обеспечение, медицинское страхование, медицинское обслуживание некоторых групп населения за счет средств государства.
В целом расходы на здравоохранение в Японии составляют всего около 6,6% ВНП. Каждое медицинское учреждение является самостоятельной организацией. 80% больниц принадлежит частнопрактикующим врачам. В настоящее время медицинское обслуживание Японии финансируется в основном за счет фондов страхования здоровья. Подавляющее большинство населения Японии попадает под действие двух основных систем медицинского страхования: национальной системы страхования здоровья, построенной по территориальному принципу, и системы страхования лиц наемного труда, построенной по производственному принципу.
Национальная система страхования здоровья охватывает в основном мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц (всего около 45 млн. человек). Страховой взнос с них взимается местными органами самоуправления или Ассоциацией национального страхования здоровья. Этот взнос зависит от места жительства, дохода, недвижимого имущества, размера семьи. 40% суммы пособий по временной нетрудоспособности составляют дотации государства. Пособия предоставляются в виде денежных выплат и льготной медицинской помощи. Максимальный размер льгот может составить до 90% стоимости лечения (10% платят сами пациенты). Льготы для иждивенцев не превышают 70% стоимости медицинского обслуживания. Пребывание в больнице как самих застрахованных, так и их иждивенцев страховые органы оплачивают на 70%, остальную сумму пациент выплачивает наличными деньгами при получении медицинских услуг. При очень высокой стоимости лечения пациенту возмещаются расходы сверх установленного максимума. Полностью за счет пациента оплачиваются лекарства, пост частной медицинской сестры, пребывание в отдельной палате. Оплата медицинской помощи производится по счетам медицинских учреждений, ежемесячно предоставляемым по линии социального страхования. Предварительно эти счета проверяют консультанты-медики для установления рациональности оказанных услуг. Расчет производится по тарифам на медицинские услуги и лекарства, утвержденным Министерством здравоохранения и социального обеспечения.
Система страхования лиц наемного труда, охватывающая наемных работников и их иждивенцев, является крупнейшей в Японии (уже в 1985 г. ею было охвачено более 61 млн. человек). В этой системе действуют различные программы. Государственная программа страхования здоровья распространяется на работников средних и мелких предприятий (страховщиком является само государство). В программе общественного здравоохранения страховщиком является страховое общество, созданное администрацией и работниками одного предприятия или нескольких предприятий одной отрасли.
Близки к системе страхования лиц наемного труда программы страхования здоровья моряков, поденных рабочих, отдельных категорий рабочих и служащих, программы ассоциаций взаимопомощи служащих государственных учреждений, работников органов местного самоуправления, общественных корпораций, учителей и служащих частных учебных заведений.
В системе страхования лиц наемного труда фонды образуются за счет взносов застрахованных, отчислений государства и предприятий. Размер взноса зависит от заработка, но не может превышать установленного предела. Наибольший взнос – 8,4% заработка – установлен для программы государственного страхования здоровья, при этом половину взноса вносит сам застрахованный, половину – государство. Аналогично, но в размере 8,2% заработка, взимается взнос при страховании моряков. С поденных рабочих взносы взимаются в твердом размере (а не в процентах от заработка).
Страховой фонд программы общественного страхования формируется из взносов застрахованных, составляющих 3,45% заработка, и взносов предпринимателей, составляющих 4,62% заработка. В рамках этой программы государство покрывает 16,4% расходов на пособие по временной нетрудоспособности, которое выплачивается с 4 дня в размере 60% заработной платы. Предусмотрены также пособия при рождении ребенка, по уходу за больным, в связи с похоронами.
В системе национального страхования здоровья существует программа страхования лиц, вышедших в отставку по достижении пенсионного возраста, и членов их семей и программа страхования престарелых. По закону о благосостоянии престарелые лица старше 60 лет имеют право на ежегодное освидетельствование. Бесплатной является консультативная помощь по охране здоровья престарелых, сестринская помощь лицам пожилого возраста на дому, медицинская помощь лицам старше 70 лет.
Кроме системы медицинского страхования в Японии существуют общественные фонды, за счет которых на основании законов осуществляется: профилактика туберкулеза, психических и инфекционных заболеваний, венерических заболеваний, проказы, наследственных заболеваний, компенсация ущерба, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды.
Все перечисленное выше объединяется понятием “общественная гигиена”. Также из общественных фондов финансируются мероприятия, объединяемые понятием “социальное обеспечение и социальное благосостояние”. Эти мероприятия осуществляются на основании законов: об охране жизненных прав (медицинская помощь), о социальном обеспечении калек и инвалидов (реабилитационная помощь), о социальном обеспечении детей, о мерах чрезвычайной помощи раненым на войне, о медицинском обеспечении жертв атомной бомбардировки. Кроме того, за счет общественных фондов осуществляется страхование матери и ребенка.
Итак, в основе каждой из рассмотренных моделей организации системы здравоохранения лежит различное понимание того, что же является товаром в сфере здравоохранения. Отношение к медицинской услуге как к частному, общественному или квазиобщественному благу определяет и роль государства в системе охраны здоровья, и формирование цен на рынке медицинских услуг, и оплату труда людей, занятых в этой сфере.
- Министерство здравоохранения Украины
- Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования
- Предмет и задачи биоэтики
- История развития биоэтики
- Высшие моральные ценности в медицине
- Принципы биоэтики
- Правила биоэтики
- Социальная этика медицины. Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе здравоохранения
- Социальная справедливость
- 2) Социальное и экономическое неравенства должны быть устроены следующим образом:
- А) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;
- Б) доступ к положениям и должностям был бы открыт для всех.
- Аристотель выделил два вида справедливости:
- Социальная ответственность
- Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации здравоохранения
- Модель системы здравоохранения в Украине
- Система первичной медицинской помощи
- Система третичной медицинской помощи
- Экстренная и скорая медицинская помощь
- Система финансирования здравоохранения
- Основы медицинской деонтологии
- Ятрогения в деятельности медицинского работника
- Несчастный случай в медицинской практике
- Модели взаимоотношений по в. Витчу
- Модели взаимоотношений по с.Г. Стеценко
- Моральные проблемы в отношениях между врачом и пациентом
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна)
- Правило правдивости
- Правило информированного согласия
- Этика взаимоотношений в медицинском коллективе
- Биоэтические аспекты в педиатрии
- Биоэтические аспекты в семейной медицине
- Биоэтические аспекты в трансплантологии и трансфузиологии
- Морально-этические проблемы трансплантологии
- Юридические модели забора органов от трупных доноров
- Трансплантация эмбриональных тканей
- Биоэтические аспекты трансфузиологии
- Биоэтические вопросы в онкологии
- Биоэтические аспекты в стоматологии
- Биоэтические аспекты в психиатрии и наркологии Этико-правовые вопросы оказания психиатрической помощи
- Принципы оказания психиатрической помощи
- Виды психиатрической помощи и порядок её оказания
- Биоэтические аспекты в наркологии
- Морально-этические проблемы спиДа и вич – инфецированных Этические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- Этико-юридические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- «Спидофобия» и медицинская этика
- Тестирование на вич и уважение автономии пациента
- Раздел 4. Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти
- Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона
- Биоэтические аспекты искусственного аборта
- Морально-этические вопросы аборта
- Этико-медицинские проблемы искусственного прерывания беременности
- Этико-психологические особенности умирающих больных
- Биоэтические аспекты терминальных пациентов
- Критерии смерти человека. Биологическая и клиническая смерть. «Смерть головного мозга».
- Определение момента смерти
- Установление диагноза «смерть мозга»
- Биоэтические аспекты реанимации
- Биоэтические проблемы эвтаназии
- Виды эвтаназии
- Этико-правовые аспекты эвтаназии
- Где разрешена эвтаназия?
- Биоэтические аспекта суицида
- Классификация суицидального поведения
- Особенности суицидального поведения у соматически больных
- Биоэтические аспекты новых репродуктивных технологий человека
- Пренатальная диагностика
- Этика исследования на эмбрионах
- Суррогатное материнство
- Использование стволовых клеток
- Клонирование человеческих тканей и органов
- Биоэтические проблемы генно-инженерных технологий
- Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды
- Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования
- Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных
- Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований
- Этические комитеты: статус, функции, задачи
- Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами
- Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях
- Этика биомедицинских исследований на человеке
- Приложение 1 женевская декларация всемирной медицинской ассоциации
- Приложение 2 международный кодекс медицинской этики
- Положение о медицинской этике в условиях бедствий
- Приложение 3 общая декларация прав человека
- Приложение 4 токийская декларация
- Приложение 5 конвенция о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины Преамбула
- Глава I. Общие положения
- Статья 7. (Защита лиц, страдающих психическим расстройством)
- Статья 17. (Защита лиц, не способных дать согласие на свое участие в исследовании)
- Статья 18. (Исследования на эмбрионах, проводимые "in vitro")
- Глава VI. Изъятие у живых доноров органов и тканей с целью трансплантации Статья 19. (Общее правило)
- Статья 20. (Защита лиц, не способных дать согласие на изъятие органа)
- Глава VII. Запрещение извлечения финансовой выгоды и торговли частями человеческого тела
- Статья 27. (Расширенное понимание защиты)
- Статья 30. (Отчеты о применении положений Конвенции)
- Глава XIV. Заключительные положения Статья 33. (Подписание, ратификация и вступление в силу)
- Статья 34. (Государства, не являющиеся членами се)
- Статья 35. (Территориальное применение)
- Статья 36. (Особое мнение или оговорка)
- Статья 37. (Денонсация)
- Статья 38. (Уведомления)
- Приложение 6 присяга врача украинї
- Приложение 7
- Раздел 1. Действие кодекса
- Раздел 2. Врач и общество
- Раздел 3. Врач и пациент
- Раздел 4. Коллегиальность врачей
- Раздел 5. Научные исследования за участием пациента
- Раздел 6. Новейшие медицинские технологии
- Раздел 7. Информация
- Раздел 8. Уважение к профессии врача
- Приложение 8 лиссабонская декларация о правах пациента
- Приложение 9 декларация о политике в области обеспечения прав пациента в европе (амстердамская декларация)
- Раздел 1
- Раздел 2 (Информация)
- Раздел 3. (Информированное согласие)
- Раздел 4. (Конфиденциальность и приватность)
- Раздел 5. (Лечение и организация медицинской помощи)
- Раздел 6. (Реализация прав пациентов)
- Приложение 10 хельсинкская декларация (Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека»
- Приложение 11 европейская конвенция по защите домашних животных
- Глава I основные положения Статья 1. Определения.
- Статья 2. Сфера и механизм выполнения.
- Статья 3.Основные принципы благополучия животных.
- Статья 4. Содержание.
- Статья 5. Разведение.
- Статья 6. Возрастные ограничения на приобретение животного.
- Статья 7. Дрессировка.
- Статья 8. Торговля, коммерческое разведение и содержание, приюты для животных.
- Статья 9. Реклама, развлечения, выставки, соревнования, другие подобные мероприятия.
- Статья 10. Хирургические операции.
- Глава III дополнительные меры по защите бездомных животных. Статья 12. Снижение численности.
- Статья 13. Исключения при отлове, содержания и усыплении.
- Глава IV информация и образование. Статья 14. Информационные и образовательные программы.
- Глава V многосторонние совещания. Статья 15. Многосторонние совещания.
- Глава VI
- Статья 16. Поправки.
- Глава VII конечные положения. Статья 17. Подписание, ратификация, принятие, одобрение.
- Статья 18. Вступление в силу.
- Приложение 12 положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях
- Приложение 13
- Статья 3 Общие принципы
- Статья 4 Общие обязательства
- Статья 5 Равенство и недискриминация
- Статья 6 Женщины-инвалиды
- Статья 7 Дети-инвалиды
- Статья 8 Просветительно-воспитательная работа
- Статья 9 Доступность
- Статья 10
- Статья 13 Доступ к правосудию
- Статья 14 Свобода и личная неприкосновенность
- Статья 15 Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
- Статья 16 Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
- Статья 17 Защита личной целостности
- Статья 18 Свобода передвижения и гражданство
- Статья 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
- Статья 20 Индивидуальная мобильность
- Статья 21 Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
- Статья 22 Неприкосновенность частной жизни
- Статья 23 Уважение дома и семьи
- Статья 24 Образование
- Статья 25 Здоровье
- Статья 26 Абилитация и реабилитация
- Статья 27 Труд и занятость
- Статья 28 Достаточный жизненный уровень и социальная защита
- Статья 29 Участие в политической и общественной жизни
- Статья 30 Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
- Статья 31 Статистика и сбор данных
- Статья 32 Международное сотрудничество
- Статья 33 Национальное осуществление и мониторинг
- Статья 34 Комитет по правам инвалидов
- Статья 35 Доклады государств-участников
- Статья 36 Рассмотрение докладов
- Статья 37 Сотрудничество между государствами-участниками и Комитетом
- Статья 38 Отношения Комитета с другими органами
- Статья 39
- Статья 45
- Статья 48
- Приложение 15 заявление о праве женщины на использование контрацепции
- Приложение 16 заявление о искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
- Исследования
- Донорство
- Приложение 17 положение о генетическом консультировании и генной инженерии
- Генная инженерия
- Приложение 18 всеобщая декларация о геноме человека и правах человека
- Статья 1
- Cтатья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Приложение 20 заявление о персистирующем вегетативном состоянии
- Преамбула
- Персистирующее вегетативное состояние
- Общие рекомендации
- Приложение 21 сиднейская декларация относительно смерти
- Приложение 22
- Приложение 23 венецианская декларация об терминальном состоянии
- Приложение 24
- Приложение 25 закон україни про психіатричну допомогу
- Стаття 2. Законодавство України про психіатричну допомогу
- Стаття 3. Презумпція психічного здоров'я
- Стаття 4. Принципи надання психіатричної допомоги
- Стаття 5. Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 6. Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 7. Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
- Стаття 8. Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 9. Обмеження, пов'язані з виконанням окремих видів діяльності
- Стаття 10. Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
- Розділ II
- Стаття 11. Психіатричний огляд
- Стаття 12. Амбулаторна психіатрична допомога
- Стаття 14. Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 16. Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 17. Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
- Стаття 18. Виписка особи з психіатричного закладу
- Стаття 19. Примусові заходи медичного характеру
- Стаття 20. Експертиза психічного стану особи
- Стаття 21. Судово-психіатрична експертиза
- Стаття 22. Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
- Стаття 23. Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 24. Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 26. Інформація про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 29. Обов'язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
- Стаття 33. Відповідальність за порушення законодавства про психіатричну допомогу
- Приложение 26 закон україни «про запобігання захворюванню на синдром набутого імунодефіциту (снід) та соціальний захист населення»
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Принципи державної політики у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 3. Законодавство України у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 4. Державні гарантії у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 6. Право особи на тестування з метою виявлення віл, умови та порядок його проведення
- Стаття 7. Повідомлення про результати тестування з метою виявлення віл та післятестове консультування віл-інфікованих осіб
- Стаття 8. Лабораторне дослідження донорської крові та її компонентів
- Стаття 9. Реєстрація та облік людей, які живуть з віл, здійснення медичного нагляду за ними
- Стаття 10. Медична допомога людям, які живуть з віл
- Стаття 11. Додаткові заходи, яких може вживати лікар, для запобігання поширенню віл
- Стаття 12. Обов'язки людей, які живуть з віл
- Стаття 14. Рівність перед законом та заборона дискримінації людей, які живуть з віл, та осіб, які належать до груп підвищеного ризику щодо інфікування віл
- Стаття 15. Інші права людей, які живуть з віл
- Стаття 16. Захист права на працю та інших соціальних прав людей, які живуть з віл, їхніх рідних і близьких
- Стаття 17. Відшкодування шкоди, завданої здоров'ю особи в разі зараження віл-інфекцією
- Стаття 18. Права батьків віл-інфікованих дітей і дітей, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 19. Державна допомога віл-інфікованим дітям і дітям, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 20. Захист від зараження віл-інфекцією при виконанні професійних обов'язків
- Стаття 22. Порядок підтвердження зв'язку зараження віл-інфекцією з виконанням працівником своїх професійних обов'язків
- Приложение 27 закон україни про трансплантацію органів та інших анатомичних матеріалов людині
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Законодавство України про трансплантацію
- Стаття 3. Сфера дії Закону
- Стаття 4. Міжнародні договори
- Стаття 5. Державне регулювання діяльності, пов’язаної з трансплантацією
- Стаття 6. Умови та порядок застосування трансплантації
- Стаття 7. Перевезення анатомічних матеріалів людини
- Стаття 8. Заклади та установи, що здійснюють діяльність, пов'язану з трансплантацією
- Стаття 9. Діяльність, пов'язана з трансплантацією
- Стаття 10. Фінансування діяльності, пов'язаної з трансплантацією
- Стаття 11. Контроль за діяльністю, пов'язаною з трансплантацією
- Розділ III
- Стаття 12. Взяття гомотрансплантатів у живих донорів
- Стаття 13. Згода живого донора на взяття у нього гомотрансплантата
- Стаття 14. Особливості донорства і трансплантації кісткового мозку та інших здатних до регенерації анатомічних матеріалів
- Стаття 15. Визнання людини померлою
- Стаття 16. Умови та порядок взяття анатомічних матеріалів у померлих осіб для трансплантації та (або) виготовлення біоімплантатів
- Розділ V
- Стаття 17. Порядок використання для трансплантації органів померлих донорів. Міждержавний обмін гомотрансплантатами
- Стаття 18. Заборона торгівлі органами та іншими анатомічними матеріалами людини
- Стаття 19. Надання фетальних матеріалів для трансплантації
- Стаття 20. Виготовлення і застосування біоімплантатів
- Стаття 21. Отримання та застосування ксенотрансплантатів
- Розділ VI
- Стаття 22. Права особи, яка дала згоду стати донором, і живого донора
- Стаття 23. Соціальний захист донора та членів його сім'ї
- Стаття 24. Відповідальність за порушення законодавства про трансплантацію
- Розділ VII
- Основи біоетики та біобезпеки