Биоэтические аспекты в педиатрии
При организации и оказании медицинской помощи детям выделяют следующие медико-этические проблемы:
патерналистский (paternus — отцовский) принцип действий врача, который всю ответственность за лечение и исход заболевания ребенка берет на себя и, обязуясь действовать во благо пациента, сам определяет, в чем это благо заключается;
ограничение во времени контакта врача и родителей при возникновении неотложных состояний;
отказ родителей от диагностики или лечения по религиозным или этическим соображениям, из-за недостаточной информированности и др.;
негативное влияние некомпетентных советчиков (родственники, родители других детей, экстрасенсы, знахари, необоснованные медицинские сведения, публикуемые в средствах массовой информации) на решения, принимаемые родителями больного ребенка;
отсутствие воздействия общественных организаций (ассоциации излеченных пациентов, информирующих родителей о течении и исходе того или иного заболевания), больничных и региональных этико-правовых комитетов.
С морально-этической позиции важен анализ ситуаций, когда:
1) мать не в состоянии заботиться о ребенке, при этом единственно значимая причина отлучения ребенка от матери — серьезное заболевание или смерть;
2) мать не способна заботиться о ребенке (юный возраст матери, очень низкий уровень культуры, неудовлетворительное социально-экономическое положение, тяжелые пороки или травма у ребенка);
3) мать и родственники не хотят ухаживать за ребенком.
Педиатр в своей работе контактирует с детьми, родителями и родственниками больного ребенка. Каждая из этих категорий требует особого подхода. В настоящее время родители и их родственники обладают большим запасом сведений о заболеваниях детского возраста, почерпнутых из средств массовой информации, интернета. В связи с этим увлечение различными модными средствами и методами лечения, рекламируемыми порой самими медиками, могут создавать затруднения при контакте врачей с родителями.
Общаясь с врачом, родители больного ребенка нередко ожидают встречи с крупной личностью. Порой они испытывают разочарование, встречаясь «всего лишь» с добросовестным тружеником и хорошим профессионалом. Если при этом нарушаются правила деонтологии, то возникает повод для недоразумений.
Формы отношения родителей к детям:
1. Контакт устанавливают в первую очередь с ребенком: как только родители отмечают, что ребенок идёт на контакт с врачом, они начинают относиться к нему с доверием.
2. Доверие к врачу вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистичный, аккуратный врач, сохраняющий здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящий, служит примером, внушающим доверие.
3. Убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне врача, вызывает доверие к нему лично и к учреждению, которое он представляет.
4. Подавление страха у ребенка и его близких - одна из главных деонтологических задач, чему способствуют перечисленные качества врача и некоторые приемы — отвлечение, шутка и др.
5. Соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях.
6. Проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка, вносит успокоение в сознание родителей.
7. Твердая воля при предъявлении родителям определенных требований облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка.
8. Внушение ребенку и его родным мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.
Соблюдение врачебной этики в отношении к ребенку не зависит от его возраста. В этом состоит специфика профессии педиатра — высокий профессионализм, сочетающийся с терпением и любовью к детям. Педиатр в отношениях с ребенком и родителями должен быть психологом и педагогом.
При общении с детьми целесообразно учитывать следующие психологические особенности детского возраста:
1. Контакты с детьми облегчают их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов.
2. Общение с детьми затрудняют чувство страха, полярность и неадекватность реакций, негативизм, низкие сознательно-волевые качества, склонность к симуляции и диссимуляции, редкие, но опасные психосоматические реакции, когда боязнь манипуляций способна осложниться срывом компенсаторных механизмов.
При контакте с детьми, особенно в ситуациях, угрожающих их жизни, необходимо учитывать, что одно и то же заболевание переносится в разном возрасте неодинаково. Чем старше ребенок, тем осознаннее и трагичнее ощущает он свое состояние, и тем серьезнее для него психологическая травма.
Различие таких представлений зависит от познавательного уровня ребенка, психосоциального развития, пережитого опыта, поэтому крайне важно предотвратить психогенную (информационную) ятрогению, которая может возникнуть вследствие необдуманной беседы врача, сообщения им без предварительной подготовки угрожающего жизни диагноза, непонятной медицинской информации или его излишней молчаливости.
Опыт показывает, что детей, боящихся хирургического вмешательства, ни в коем случае не следует оперировать. Необходимо терпеливо готовить их к операции, применяя различные методы (объяснение, внушение, медикаменты). Пластичность психики в детском возрасте имеет как положительные, так и отрицательные стороны: ребенок, подвергаясь в процессе роста и развития какому-либо вредному воздействию, может настолько страдать, что эта «поломка» спустя многие годы проявится в виде какой-либо патологии.
Отказ родителей от профилактических, диагностических и лечебных процедур нередко ставит врача в затруднительное положение. Родители часто рассматривают ребенка как собственность, с которой они могут поступать как им угодно, причем решения их, как правило, основываются на сиюминутных впечатлениях. Стремясь защитить своего ребенка от возможных ошибочных, по их мнению, агрессивных процедур, они выдвигают собственные, далеко не всегда правомерные и адекватные требования, не задумываясь об их последствиях. Это особенно относится к молодым родителям, не имеющим жизненного опыта. Пример — отказ от профилактических прививок, что способствует росту заболеваемости дифтерией, корью, туберкулезом, а также эпидемическим вспышкам коклюша и т.п. Конечно (и это признано во всем мире), небольшой процент вакцинаций сопровождается осложнениями, однако вред, наносимый отказом от прививок, существенно превышает риск побочных реакций.
Важно учитывать, что родители больного ребенка часто находятся в стрессовом состоянии, поэтому сообщение о развитии тяжелого осложнения, возможном неблагоприятном исходе заболевания должно быть крайне осторожным и поэтапным. Более подробная информация представляется по прошествии некоторого времени, когда родители будут способны воспринять ее более спокойно. Родители или опекуны могут и должны участвовать в решении вопросов организации диагностических и лечебных мероприятий. Исключение составляют особые случаи, когда нельзя своевременно сообщить родителям о предстоящем хирургическом вмешательстве ввиду внезапного ухудшения состояния ребенка и необходимости оказания неотложной медицинской помощи.
При отказе родителей от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни ребенка, медицинские организации имеют право обратиться в орган опеки, попечительства или суд. Как правило, в этом случае врачи продолжают лечение, если оно предписано ребенку по жизненным показаниям. Однако этот вопрос до конца не урегулирован и остается серьезной этико-правовой дилеммой, требующей разрешения. Именно здесь необходимы влияние и помощь больничных и региональных этических комитетов, имеющих юридический статус.
Госпитализация — серьезное психологическое испытание для семьи и ребенка. Существовавший ранее запрет на госпитализацию матери с ребенком (кроме детей первого года жизни) был обусловлен не этическими, а административными соображениями. К сожалению, это не вина, а беда врачей. Отмечено, что если мать участвует в уходе за ребенком, находясь с ним в больнице, лечение оказывается более эффективным.
Распознавание, предупреждение и лечение наследственных, хромосомных заболеваний, а также болезней с наследственным предрасположением ставит множество проблем деонтологического характера. Важнейшим элементом в диагностике наследственных заболеваний служит анализ родословной больного, требующий соблюдения осторожности и такта, ибо само подозрение на наследственный характер болезни нередко вызывает чувство настороженности родителей и родственников, доходящее до недоверия, отрицания и даже необоснованных подозрений .
Введение скрининг-программ массового обследования новорожденных на фенилкетонурию, муковисцидоз и другие заболевания породило деонтологические проблемы. Часто дети в этом возрасте не имеют фенотипических проявлений наследственной или врожденной болезни, которые возникают позже. Серьезной ошибкой является информирование родителей о том, что у ребенка выявлено наследственное заболевание. Нередко положительный скрининг-тест не подтверждается при углубленном обследовании ребенка, которое является обязательным условием всех диагностических программ.
Всегда очень трудно сообщать родителям о поражении ЦНС и риске глубокой умственной отсталости у ребенка, однако сделать это необходимо как можно раньше. Если диагноз установлен при рождении, родители должны знать об этом на первой неделе жизни младенца, так как в последующем все труднее информировать окружающих о том, что ребенок отстает в психическом развитии. По возможности заключение о болезни должно быть доведено до сведения обоих родителей одновременно.
В последнее десятилетие трансплантация органов и тканей все шире проводится у детей раннего возраста (новорожденные, грудные дети с пороками развития и заболеваниями). Наиболее оправданной с деонтологических позиций следует считать трансплантацию костного мозга и парных органов (почки), когда имеется согласие доноров. С этических позиций сомнительно использование для трансплантации органов детей-анэнцефалов, хотя это широко практикуется за рубежом.
Закон сохранения врачебной тайны, важнейшего элемента клятвы Гиппократа, в детских учреждениях нередко нарушается. Истории болезни не всегда хранятся надлежащим образом и могут быть доступны детям и родителям, а эпикризы зачастую печатаются техническими сотрудниками, которые получают доступ к медицинским заключениям. Родители обычно стремятся сохранить в тайне пороки развития у ребенка, наследственные заболевания, умственную отсталость, психические заболевания у членов семьи. Сохранение медицинской тайны обязательно, если подросток (особенно девушка) доверился врачу о начале половой жизни, не поставив об этом в известность родителей. Разглашение врачебной тайны сопряжено с вмешательством посторонних людей в жизнь семьи и личную жизнь ее членов, а это прямое нарушение Декларации прав человека.
Не следует скрывать от родителей и ребенка наличие у него серьезного, фатального заболевания (злокачественной опухоли, лейкоза), и хотя ранее преобладало стремление защитить маленьких пациентов от серьезного диагноза, многие дети догадывались или были уже осведомлены о природе их болезни. В настоящее время преобладающей становится позиция, согласно которой ребенок должен быть информирован о заболевании. Часто эту миссию должен выполнить педиатр, естественно, с выражением надежды и внушением веры. Нельзя обманывать ребенка, тем самым врач теряет его доверие. В то же время, учитывая особенности психики ребенка, в некоторых ситуациях необходимо воспользоваться советом Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает».
Аналогична тактика врачей и медицинского персонала по отношению к родителям и ребенку, инфицированному ВИЧ. Сохранение медицинской тайны в этом случае может иметь еще большее социальное значение, чем при наличии злокачественного новообразования, так как окружающие и сверстники видят в этом ребенке заразного больного. Это вынуждает родителей тщательно скрывать наличие ВИЧ-инфекции у ребенка, что лишает их медицинской и социальной поддержки. Хотя дети с ВИЧ-инфекцией не представляют опасности для окружающих, в ряде случаев приходится ограничивать контакты таких пациентов со сверстниками. Это необходимо, если ребенок болен гемофилией, страдает носовыми кровотечениями, мокнущей экземой и т. п.
Большой такт и чуткость необходимы врачу при сообщении родителям о летальном исходе заболевания ребенка. Внезапная смерть ребенка и смерть, наступившая после продолжительного периода угасания, расцениваются родителями по-разному. Первая, как правило, является для них тяжелым ударом, вторая воспринимается порой как облегчение. От педиатра требуется большая деликатность, сочувствие и умение объяснить причину смерти, убедить родителей, что печальный исход болезни связан с объективными причинами, а не вызван неверными действиями врача или их самих.
Вопрос о правомерности клинических исследований на людях, особенно на детях, - один из ключевых в биомедицинской этике. В настоящее время большинство иностранных фирм-изготовителей лекарств заинтересовано в освоении и развитии новых рынков сбыта. Согласие родителей на клиническое исследование с ребенком необходимо во всех случаях. Прежде чем проводить клинические исследования в педиатрии, следует получить или найти данные о предварительных испытаниях методов или препаратов у экспериментальных животных или взрослых. При этом необходимо информирование о лекарственном средстве, безопасности и степени риска, действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата на состояние его здоровья.
- Министерство здравоохранения Украины
- Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования
- Предмет и задачи биоэтики
- История развития биоэтики
- Высшие моральные ценности в медицине
- Принципы биоэтики
- Правила биоэтики
- Социальная этика медицины. Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе здравоохранения
- Социальная справедливость
- 2) Социальное и экономическое неравенства должны быть устроены следующим образом:
- А) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;
- Б) доступ к положениям и должностям был бы открыт для всех.
- Аристотель выделил два вида справедливости:
- Социальная ответственность
- Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации здравоохранения
- Модель системы здравоохранения в Украине
- Система первичной медицинской помощи
- Система третичной медицинской помощи
- Экстренная и скорая медицинская помощь
- Система финансирования здравоохранения
- Основы медицинской деонтологии
- Ятрогения в деятельности медицинского работника
- Несчастный случай в медицинской практике
- Модели взаимоотношений по в. Витчу
- Модели взаимоотношений по с.Г. Стеценко
- Моральные проблемы в отношениях между врачом и пациентом
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна)
- Правило правдивости
- Правило информированного согласия
- Этика взаимоотношений в медицинском коллективе
- Биоэтические аспекты в педиатрии
- Биоэтические аспекты в семейной медицине
- Биоэтические аспекты в трансплантологии и трансфузиологии
- Морально-этические проблемы трансплантологии
- Юридические модели забора органов от трупных доноров
- Трансплантация эмбриональных тканей
- Биоэтические аспекты трансфузиологии
- Биоэтические вопросы в онкологии
- Биоэтические аспекты в стоматологии
- Биоэтические аспекты в психиатрии и наркологии Этико-правовые вопросы оказания психиатрической помощи
- Принципы оказания психиатрической помощи
- Виды психиатрической помощи и порядок её оказания
- Биоэтические аспекты в наркологии
- Морально-этические проблемы спиДа и вич – инфецированных Этические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- Этико-юридические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- «Спидофобия» и медицинская этика
- Тестирование на вич и уважение автономии пациента
- Раздел 4. Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти
- Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона
- Биоэтические аспекты искусственного аборта
- Морально-этические вопросы аборта
- Этико-медицинские проблемы искусственного прерывания беременности
- Этико-психологические особенности умирающих больных
- Биоэтические аспекты терминальных пациентов
- Критерии смерти человека. Биологическая и клиническая смерть. «Смерть головного мозга».
- Определение момента смерти
- Установление диагноза «смерть мозга»
- Биоэтические аспекты реанимации
- Биоэтические проблемы эвтаназии
- Виды эвтаназии
- Этико-правовые аспекты эвтаназии
- Где разрешена эвтаназия?
- Биоэтические аспекта суицида
- Классификация суицидального поведения
- Особенности суицидального поведения у соматически больных
- Биоэтические аспекты новых репродуктивных технологий человека
- Пренатальная диагностика
- Этика исследования на эмбрионах
- Суррогатное материнство
- Использование стволовых клеток
- Клонирование человеческих тканей и органов
- Биоэтические проблемы генно-инженерных технологий
- Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды
- Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования
- Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных
- Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований
- Этические комитеты: статус, функции, задачи
- Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами
- Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях
- Этика биомедицинских исследований на человеке
- Приложение 1 женевская декларация всемирной медицинской ассоциации
- Приложение 2 международный кодекс медицинской этики
- Положение о медицинской этике в условиях бедствий
- Приложение 3 общая декларация прав человека
- Приложение 4 токийская декларация
- Приложение 5 конвенция о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины Преамбула
- Глава I. Общие положения
- Статья 7. (Защита лиц, страдающих психическим расстройством)
- Статья 17. (Защита лиц, не способных дать согласие на свое участие в исследовании)
- Статья 18. (Исследования на эмбрионах, проводимые "in vitro")
- Глава VI. Изъятие у живых доноров органов и тканей с целью трансплантации Статья 19. (Общее правило)
- Статья 20. (Защита лиц, не способных дать согласие на изъятие органа)
- Глава VII. Запрещение извлечения финансовой выгоды и торговли частями человеческого тела
- Статья 27. (Расширенное понимание защиты)
- Статья 30. (Отчеты о применении положений Конвенции)
- Глава XIV. Заключительные положения Статья 33. (Подписание, ратификация и вступление в силу)
- Статья 34. (Государства, не являющиеся членами се)
- Статья 35. (Территориальное применение)
- Статья 36. (Особое мнение или оговорка)
- Статья 37. (Денонсация)
- Статья 38. (Уведомления)
- Приложение 6 присяга врача украинї
- Приложение 7
- Раздел 1. Действие кодекса
- Раздел 2. Врач и общество
- Раздел 3. Врач и пациент
- Раздел 4. Коллегиальность врачей
- Раздел 5. Научные исследования за участием пациента
- Раздел 6. Новейшие медицинские технологии
- Раздел 7. Информация
- Раздел 8. Уважение к профессии врача
- Приложение 8 лиссабонская декларация о правах пациента
- Приложение 9 декларация о политике в области обеспечения прав пациента в европе (амстердамская декларация)
- Раздел 1
- Раздел 2 (Информация)
- Раздел 3. (Информированное согласие)
- Раздел 4. (Конфиденциальность и приватность)
- Раздел 5. (Лечение и организация медицинской помощи)
- Раздел 6. (Реализация прав пациентов)
- Приложение 10 хельсинкская декларация (Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека»
- Приложение 11 европейская конвенция по защите домашних животных
- Глава I основные положения Статья 1. Определения.
- Статья 2. Сфера и механизм выполнения.
- Статья 3.Основные принципы благополучия животных.
- Статья 4. Содержание.
- Статья 5. Разведение.
- Статья 6. Возрастные ограничения на приобретение животного.
- Статья 7. Дрессировка.
- Статья 8. Торговля, коммерческое разведение и содержание, приюты для животных.
- Статья 9. Реклама, развлечения, выставки, соревнования, другие подобные мероприятия.
- Статья 10. Хирургические операции.
- Глава III дополнительные меры по защите бездомных животных. Статья 12. Снижение численности.
- Статья 13. Исключения при отлове, содержания и усыплении.
- Глава IV информация и образование. Статья 14. Информационные и образовательные программы.
- Глава V многосторонние совещания. Статья 15. Многосторонние совещания.
- Глава VI
- Статья 16. Поправки.
- Глава VII конечные положения. Статья 17. Подписание, ратификация, принятие, одобрение.
- Статья 18. Вступление в силу.
- Приложение 12 положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях
- Приложение 13
- Статья 3 Общие принципы
- Статья 4 Общие обязательства
- Статья 5 Равенство и недискриминация
- Статья 6 Женщины-инвалиды
- Статья 7 Дети-инвалиды
- Статья 8 Просветительно-воспитательная работа
- Статья 9 Доступность
- Статья 10
- Статья 13 Доступ к правосудию
- Статья 14 Свобода и личная неприкосновенность
- Статья 15 Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
- Статья 16 Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
- Статья 17 Защита личной целостности
- Статья 18 Свобода передвижения и гражданство
- Статья 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
- Статья 20 Индивидуальная мобильность
- Статья 21 Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
- Статья 22 Неприкосновенность частной жизни
- Статья 23 Уважение дома и семьи
- Статья 24 Образование
- Статья 25 Здоровье
- Статья 26 Абилитация и реабилитация
- Статья 27 Труд и занятость
- Статья 28 Достаточный жизненный уровень и социальная защита
- Статья 29 Участие в политической и общественной жизни
- Статья 30 Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
- Статья 31 Статистика и сбор данных
- Статья 32 Международное сотрудничество
- Статья 33 Национальное осуществление и мониторинг
- Статья 34 Комитет по правам инвалидов
- Статья 35 Доклады государств-участников
- Статья 36 Рассмотрение докладов
- Статья 37 Сотрудничество между государствами-участниками и Комитетом
- Статья 38 Отношения Комитета с другими органами
- Статья 39
- Статья 45
- Статья 48
- Приложение 15 заявление о праве женщины на использование контрацепции
- Приложение 16 заявление о искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
- Исследования
- Донорство
- Приложение 17 положение о генетическом консультировании и генной инженерии
- Генная инженерия
- Приложение 18 всеобщая декларация о геноме человека и правах человека
- Статья 1
- Cтатья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Приложение 20 заявление о персистирующем вегетативном состоянии
- Преамбула
- Персистирующее вегетативное состояние
- Общие рекомендации
- Приложение 21 сиднейская декларация относительно смерти
- Приложение 22
- Приложение 23 венецианская декларация об терминальном состоянии
- Приложение 24
- Приложение 25 закон україни про психіатричну допомогу
- Стаття 2. Законодавство України про психіатричну допомогу
- Стаття 3. Презумпція психічного здоров'я
- Стаття 4. Принципи надання психіатричної допомоги
- Стаття 5. Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 6. Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 7. Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
- Стаття 8. Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 9. Обмеження, пов'язані з виконанням окремих видів діяльності
- Стаття 10. Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
- Розділ II
- Стаття 11. Психіатричний огляд
- Стаття 12. Амбулаторна психіатрична допомога
- Стаття 14. Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 16. Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 17. Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
- Стаття 18. Виписка особи з психіатричного закладу
- Стаття 19. Примусові заходи медичного характеру
- Стаття 20. Експертиза психічного стану особи
- Стаття 21. Судово-психіатрична експертиза
- Стаття 22. Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
- Стаття 23. Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 24. Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 26. Інформація про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 29. Обов'язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
- Стаття 33. Відповідальність за порушення законодавства про психіатричну допомогу
- Приложение 26 закон україни «про запобігання захворюванню на синдром набутого імунодефіциту (снід) та соціальний захист населення»
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Принципи державної політики у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 3. Законодавство України у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 4. Державні гарантії у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 6. Право особи на тестування з метою виявлення віл, умови та порядок його проведення
- Стаття 7. Повідомлення про результати тестування з метою виявлення віл та післятестове консультування віл-інфікованих осіб
- Стаття 8. Лабораторне дослідження донорської крові та її компонентів
- Стаття 9. Реєстрація та облік людей, які живуть з віл, здійснення медичного нагляду за ними
- Стаття 10. Медична допомога людям, які живуть з віл
- Стаття 11. Додаткові заходи, яких може вживати лікар, для запобігання поширенню віл
- Стаття 12. Обов'язки людей, які живуть з віл
- Стаття 14. Рівність перед законом та заборона дискримінації людей, які живуть з віл, та осіб, які належать до груп підвищеного ризику щодо інфікування віл
- Стаття 15. Інші права людей, які живуть з віл
- Стаття 16. Захист права на працю та інших соціальних прав людей, які живуть з віл, їхніх рідних і близьких
- Стаття 17. Відшкодування шкоди, завданої здоров'ю особи в разі зараження віл-інфекцією
- Стаття 18. Права батьків віл-інфікованих дітей і дітей, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 19. Державна допомога віл-інфікованим дітям і дітям, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 20. Захист від зараження віл-інфекцією при виконанні професійних обов'язків
- Стаття 22. Порядок підтвердження зв'язку зараження віл-інфекцією з виконанням працівником своїх професійних обов'язків
- Приложение 27 закон україни про трансплантацію органів та інших анатомичних матеріалов людині
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Законодавство України про трансплантацію
- Стаття 3. Сфера дії Закону
- Стаття 4. Міжнародні договори
- Стаття 5. Державне регулювання діяльності, пов’язаної з трансплантацією
- Стаття 6. Умови та порядок застосування трансплантації
- Стаття 7. Перевезення анатомічних матеріалів людини
- Стаття 8. Заклади та установи, що здійснюють діяльність, пов'язану з трансплантацією
- Стаття 9. Діяльність, пов'язана з трансплантацією
- Стаття 10. Фінансування діяльності, пов'язаної з трансплантацією
- Стаття 11. Контроль за діяльністю, пов'язаною з трансплантацією
- Розділ III
- Стаття 12. Взяття гомотрансплантатів у живих донорів
- Стаття 13. Згода живого донора на взяття у нього гомотрансплантата
- Стаття 14. Особливості донорства і трансплантації кісткового мозку та інших здатних до регенерації анатомічних матеріалів
- Стаття 15. Визнання людини померлою
- Стаття 16. Умови та порядок взяття анатомічних матеріалів у померлих осіб для трансплантації та (або) виготовлення біоімплантатів
- Розділ V
- Стаття 17. Порядок використання для трансплантації органів померлих донорів. Міждержавний обмін гомотрансплантатами
- Стаття 18. Заборона торгівлі органами та іншими анатомічними матеріалами людини
- Стаття 19. Надання фетальних матеріалів для трансплантації
- Стаття 20. Виготовлення і застосування біоімплантатів
- Стаття 21. Отримання та застосування ксенотрансплантатів
- Розділ VI
- Стаття 22. Права особи, яка дала згоду стати донором, і живого донора
- Стаття 23. Соціальний захист донора та членів його сім'ї
- Стаття 24. Відповідальність за порушення законодавства про трансплантацію
- Розділ VII
- Основи біоетики та біобезпеки