История развития биоэтики
История биоэтики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в середине II тыс. до н. э. Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты.
Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (около 460 – около 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должно строиться на почтении и уважении к учителю. Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:
воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!»);
запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;
запрет на аборт;
воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;
забота о пользе больного;
запрет разглашать врачебную тайну.
В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид. Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли. Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».
В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием. Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс (1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».
Дальнейшее развитие врачебная этика получила в эпоху Нового времени. В это время происходит переосмысление значения медицины в обществе: целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине. Т. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Что касается отношения к пациентам, то врач у Т. Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».
Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и украинские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров. Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.П. Гааза, известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина, В.В. Вересаева.
Развитие медицинской этики в Советском Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась. Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины. В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата. Поэтому вместо термина «медицинская этика» в советской медицине чаще употребляли термин «деонтология».
Под деонтологией понимали совокупность правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такого понимания может служить хирургическая деонтология Н.Н. Петрова, который в 40-е гг. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие моральные правила, которыми должен руководствоваться хирург: хирургия для больных, а не больные для хирургии; делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека; для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после; идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного и др. Широкое обсуждение проблем деонтологии началось в 60-80-е гг. В 1971 г. был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза», которую должны были принимать все выпускники медицинских ВУЗов.
Первое развернутое обсуждение проблем биоэтики состоялось в г. Нюрнберге в 1946 г. Это было связано с медицинскими исследованиями на людях, проводимыми немцами в годы Второй мировой войны. На Нюрнбергском процессе было предъявлено обвинение 23 немецким ученым-медикам. В их числе - личный врач Гитлера и глава Комиссариата здравоохранения и санитарии - К. Брандт, личный врач Гиммлера, президент немецкого Красного Креста К. Гебхард и др. Согласно приговору Трибунала, семи немецким медикам был вынесен приговор о высшей мере наказания. Именно тогда в Нюрнберге был создан первый международный документ по биоэтике, так называемый "Нюрнбергский кодекс", который регламентировал проведение научных исследований и экспериментов на людях. Принципы, изложенные в Кодексе, являлись не требованиями закона, а нормами морали и не носили обязательного характера. В Кодексе указывалось на необходимость при проведении экспериментов на людях придерживаться ряда этических критериев, таких как, добровольное согласие испытуемого, его дееспособность, информирование испытуемого о целях, методах и возможных последствиях предполагаемого эксперимента. Проводимый эксперимент должен приносить пользу обществу, которая не может быть достигнута другими методами исследования. Испытуемый должен быть избавлен от всех излишних физических и психических страданий и повреждений, а оборудование должно обеспечивать защиту испытуемых от отдаленной возможности ранения, инвалидности, смерти. Налагался запрет на проведение экспериментов, предполагающих смертельный исход для испытуемых. Оговаривалась возможность прекращения проведения эксперимента по желанию испытуемого.
Положения Кодекса содержали в себе перечень основных, базовых этических принципов проведения медицинских исследований на людях. Однако при всей важности первого в истории человечества международного кодекса такого рода, он не оказал существенного влияния на практику проведения медицинских экспериментов на людях в мирное время. Казалось, что принципы Кодекса носят скорее назидательный, а не прикладной характер и не имеют прямого отношения к повседневной практике медицинских исследований.
Исключительная роль в формировании философско-аналитической основы биоэтики принадлежит А. Швейцеру (1875–1965). В его этике «благоговения перед жизнью» нет разделения на более ценную и менее ценную жизнь, на высшее и низшее. Считая каждую форму жизни священной и неприкосновенной, А. Швейцер критиковал антропоцентричность и расширил библейскую заповедь «не убий» за узкие пределы межчеловеческих отношений. Он имел полное право сказать: «Моим аргументом является моя жизнь». Его вклад в развитие медицинской этики огромен и состоит в создании нового мышления, которое включает концепцию защиты окружающей среды. Новое мышление означало признание ответственности жителей нашей планеты за сохранение и продолжение жизни на Земле. Выживание возможно, если изменение менталитета будет опережать темпы технического прогресса; если уменьшится пропасть между бедными и богатыми; если снизятся расходы на вооружение, а экономический прогресс не будет сопровождаться разрушением и деградацией окружающей среды.
Этика А. Швейцера, которая характеризовалась универсализмом и глобальностью, была направлена на преодоление этого разрыва и поиск выхода из духовного кризиса XX века. Ученый видел причину идейного кризиса современности в противостоянии этики личности и этики общества. Согласно А. Швейцеру, всё разнообразие этических систем и этических мировоззрений можно было свести к двум основным типам: этика самоотречения и этика совершенствования. Этика самоотречения носила социально-утилитаристский характер и подразумевала, что каждый индивид должен был жертвовать собой ради других и общества в целом. Другой тип этики — этика самосовершенствования нравственной личности. Нравственная личность из-за различий в оценке понятия гуманности постоянно полемизировала с этикой общества и не могла беспрекословно ей подчиняться. А. Швейцер считал, что на первом месте должна была стоять этика нравственной личности, а этика общества могла быть нравственной только через признание индивидуальных этических ценностей.
В середине ХХ в. образовались международные организации – Всемирная Медицинская Ассоциация (ВМА), ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, одной из целью которых стала разработка регламентирующих современную медицинскую науку и практику этических документов. Генеральной Ассамблеей ВМА были приняты Международная клятва врачей, Международный кодекс медицинской этики и др. документы.
Развитие биоэтики в Украине базировалось на современных мировых традициях, в основе которых лежал многолетний опыт медицинской этики и врачебной деонтологии, которые преподавались в университетах как этическая философия. В Киево-Могилянской академии существовали свои этические курсы. Это направление развивали известные отечественные ученые-медики, такие как Н.Пирогов, В.Образцов, М.Стражеско, Ф.Яновский, О.Богомолец, Д.Заболотный и др. С 90-х годов XX в. Украина все больше принимала участие в международных научных проектах и клинических исследованиях, и это стимулировало внедрение этического контроля в соответствии с требованиями международных организаций, членом которых стала Украина (Всемирной организации здравоохранения, Всемирной ассоциации врачей, Всемирной ассоциации психиатров, Организации объединенных наций, Совета Европы).
В 1992 г. в нашей стране был утвержден текст Клятвы врача Украины, которую принимают выпускники высших медицинских учебных заведений, получающие диплом врача. В 1998 году при Президиуме НАН Украины был создан Комитет по вопросам биоэтики, задачами которого стали анализ с позиций биоэтики научных исследований и использования их результатов, а также разработка основных принципов и положений для принятия соответствующих законодательных актов о проведении биомедицинских исследований в Украине.
В Фонде «Відродження» весной 2001 г. состоялась презентация всеукраинской общественной организации «Украинская ассоциация по биоэтике» (УАБ), целью которой было распространение идей биоэтики в Украине, формирование демократических этико-правовых отношений в сферах охраны здоровья и экологии. Осенью того же года был проведен Первый Национальный конгресс по биоэтике, и при Кабинете Министров Украины была создана Комиссия по вопросам биоэтики (2001–2005 гг.), перед которой были поставлены более широкие задачи: 1) формирование основных этических принципов регулирования отношений, которые возникают в процессе разработки, внедрения и использования результатов научной, клинической, практической деятельности; 2) подготовка рекомендаций относительно механизма гарантирования гражданам Украины личных прав и свободы, уважения к человеческому достоинству, телесной, психической и духовной целостности; 3) способствование участию Украины в международном сотрудничестве по биоэтическим вопросам.
Одновременно с этим начали работать Центральная комиссия по вопросам биоэтики МЗ Украины, Комитет по биоэтике при Президиуме АМН Украины, стали создаваться локальные комитеты и комиссии по биоэтике при лечебных учреждениях. С 2007 г. функцию национального органа берет на себя Комитет по вопросам биоэтики при Президиуме НАН Украины. С июля 2012 года полномочия Центральной этической комиссии были переданы в Локальные этические комитеты.
В 2004–2006 гг. Украина участвовала в разработке и внедрении стандартов на основе доказательной медицины (в рамках европейского проекта о помощи развития системы медицинских стандартов). Постепенно увеличивался список медицинских и научных учреждений, которым было разрешено проводить клинические испытания лекарственных средств и другие биомедицинские научные исследования.
Регулирование биомедицинских исследований и этической экспертизы их проведения в Украине базировалась на следующих основных международных документах: Хельсинская декларация (1964); Европейская конвенция о защите позвоночных животных, которые используются для экспериментальных и других научных целей (1986); Надлежащая лабораторная практика, GLP (1987); Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине (1997); Надлежащая клиническая практика, GCP (1997); Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (1997); Рекомендации комитетам по биоэтике, которые проводят экспертизу биомедицинских исследований (2002); Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005) и др.
Для того чтобы обеспечить внедрение биоэтических принципов в практику, необходимо было иметь надлежащую правовую базу, которая не только декларировала бы принципы, но и предусматривала механизмы контроля их осуществления. В Украине правовая регламентация клинических исследований и работы с экспериментальными животными была введена относительно недавно и, хотя на данный момент проводится большая работа в этом направлении, вопрос остается открытым и на практике фактически зависит от знаний и нравственной позиции самих исследователей.
Современная Национальная нормативно-правовая база относительно проведения клинических испытаний лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также проведения опытов на животных представлена следующими основными документами: Конституция Украины (1996); Закон Украины «Про лікарські засоби» (1996); Закон Украины «Про трансплантацію органів та інших анатомічних матеріалів людини» (1999); Закон Украины «Про заборону репродуктивного клонування людини» (2004); Закон Украины «Про захист тварин від жорстокого поводження» (2006); приказ МЗ Украины № 314 «Правила проведення клінічних випробувань медичної техніки та виробів медичного призначення» (2006); приказ МЗ Украины № 690 «Порядок проведення клінічних випробувань лікарських засобів та експертизи матеріалів клінічних випробувань» (2009). 27 сентября 2009 г. в г. Евпатория был принят этический кодекс врача Украины. В этом документе были закреплены основополагающие моральные принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться в своей профессиональной деятельности врачи нашей страны. В июле 2012 года был принят приказ № 523 «Про внесення змін до наказу Міністерства охорони здоров’я України від 23 вересня 2009 року № 690».
Моральные ценности, принципы и правила биомедицинской этики
- Министерство здравоохранения Украины
- Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования
- Предмет и задачи биоэтики
- История развития биоэтики
- Высшие моральные ценности в медицине
- Принципы биоэтики
- Правила биоэтики
- Социальная этика медицины. Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе здравоохранения
- Социальная справедливость
- 2) Социальное и экономическое неравенства должны быть устроены следующим образом:
- А) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;
- Б) доступ к положениям и должностям был бы открыт для всех.
- Аристотель выделил два вида справедливости:
- Социальная ответственность
- Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации здравоохранения
- Модель системы здравоохранения в Украине
- Система первичной медицинской помощи
- Система третичной медицинской помощи
- Экстренная и скорая медицинская помощь
- Система финансирования здравоохранения
- Основы медицинской деонтологии
- Ятрогения в деятельности медицинского работника
- Несчастный случай в медицинской практике
- Модели взаимоотношений по в. Витчу
- Модели взаимоотношений по с.Г. Стеценко
- Моральные проблемы в отношениях между врачом и пациентом
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна)
- Правило правдивости
- Правило информированного согласия
- Этика взаимоотношений в медицинском коллективе
- Биоэтические аспекты в педиатрии
- Биоэтические аспекты в семейной медицине
- Биоэтические аспекты в трансплантологии и трансфузиологии
- Морально-этические проблемы трансплантологии
- Юридические модели забора органов от трупных доноров
- Трансплантация эмбриональных тканей
- Биоэтические аспекты трансфузиологии
- Биоэтические вопросы в онкологии
- Биоэтические аспекты в стоматологии
- Биоэтические аспекты в психиатрии и наркологии Этико-правовые вопросы оказания психиатрической помощи
- Принципы оказания психиатрической помощи
- Виды психиатрической помощи и порядок её оказания
- Биоэтические аспекты в наркологии
- Морально-этические проблемы спиДа и вич – инфецированных Этические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- Этико-юридические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- «Спидофобия» и медицинская этика
- Тестирование на вич и уважение автономии пациента
- Раздел 4. Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти
- Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона
- Биоэтические аспекты искусственного аборта
- Морально-этические вопросы аборта
- Этико-медицинские проблемы искусственного прерывания беременности
- Этико-психологические особенности умирающих больных
- Биоэтические аспекты терминальных пациентов
- Критерии смерти человека. Биологическая и клиническая смерть. «Смерть головного мозга».
- Определение момента смерти
- Установление диагноза «смерть мозга»
- Биоэтические аспекты реанимации
- Биоэтические проблемы эвтаназии
- Виды эвтаназии
- Этико-правовые аспекты эвтаназии
- Где разрешена эвтаназия?
- Биоэтические аспекта суицида
- Классификация суицидального поведения
- Особенности суицидального поведения у соматически больных
- Биоэтические аспекты новых репродуктивных технологий человека
- Пренатальная диагностика
- Этика исследования на эмбрионах
- Суррогатное материнство
- Использование стволовых клеток
- Клонирование человеческих тканей и органов
- Биоэтические проблемы генно-инженерных технологий
- Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды
- Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования
- Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных
- Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований
- Этические комитеты: статус, функции, задачи
- Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами
- Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях
- Этика биомедицинских исследований на человеке
- Приложение 1 женевская декларация всемирной медицинской ассоциации
- Приложение 2 международный кодекс медицинской этики
- Положение о медицинской этике в условиях бедствий
- Приложение 3 общая декларация прав человека
- Приложение 4 токийская декларация
- Приложение 5 конвенция о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины Преамбула
- Глава I. Общие положения
- Статья 7. (Защита лиц, страдающих психическим расстройством)
- Статья 17. (Защита лиц, не способных дать согласие на свое участие в исследовании)
- Статья 18. (Исследования на эмбрионах, проводимые "in vitro")
- Глава VI. Изъятие у живых доноров органов и тканей с целью трансплантации Статья 19. (Общее правило)
- Статья 20. (Защита лиц, не способных дать согласие на изъятие органа)
- Глава VII. Запрещение извлечения финансовой выгоды и торговли частями человеческого тела
- Статья 27. (Расширенное понимание защиты)
- Статья 30. (Отчеты о применении положений Конвенции)
- Глава XIV. Заключительные положения Статья 33. (Подписание, ратификация и вступление в силу)
- Статья 34. (Государства, не являющиеся членами се)
- Статья 35. (Территориальное применение)
- Статья 36. (Особое мнение или оговорка)
- Статья 37. (Денонсация)
- Статья 38. (Уведомления)
- Приложение 6 присяга врача украинї
- Приложение 7
- Раздел 1. Действие кодекса
- Раздел 2. Врач и общество
- Раздел 3. Врач и пациент
- Раздел 4. Коллегиальность врачей
- Раздел 5. Научные исследования за участием пациента
- Раздел 6. Новейшие медицинские технологии
- Раздел 7. Информация
- Раздел 8. Уважение к профессии врача
- Приложение 8 лиссабонская декларация о правах пациента
- Приложение 9 декларация о политике в области обеспечения прав пациента в европе (амстердамская декларация)
- Раздел 1
- Раздел 2 (Информация)
- Раздел 3. (Информированное согласие)
- Раздел 4. (Конфиденциальность и приватность)
- Раздел 5. (Лечение и организация медицинской помощи)
- Раздел 6. (Реализация прав пациентов)
- Приложение 10 хельсинкская декларация (Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека»
- Приложение 11 европейская конвенция по защите домашних животных
- Глава I основные положения Статья 1. Определения.
- Статья 2. Сфера и механизм выполнения.
- Статья 3.Основные принципы благополучия животных.
- Статья 4. Содержание.
- Статья 5. Разведение.
- Статья 6. Возрастные ограничения на приобретение животного.
- Статья 7. Дрессировка.
- Статья 8. Торговля, коммерческое разведение и содержание, приюты для животных.
- Статья 9. Реклама, развлечения, выставки, соревнования, другие подобные мероприятия.
- Статья 10. Хирургические операции.
- Глава III дополнительные меры по защите бездомных животных. Статья 12. Снижение численности.
- Статья 13. Исключения при отлове, содержания и усыплении.
- Глава IV информация и образование. Статья 14. Информационные и образовательные программы.
- Глава V многосторонние совещания. Статья 15. Многосторонние совещания.
- Глава VI
- Статья 16. Поправки.
- Глава VII конечные положения. Статья 17. Подписание, ратификация, принятие, одобрение.
- Статья 18. Вступление в силу.
- Приложение 12 положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях
- Приложение 13
- Статья 3 Общие принципы
- Статья 4 Общие обязательства
- Статья 5 Равенство и недискриминация
- Статья 6 Женщины-инвалиды
- Статья 7 Дети-инвалиды
- Статья 8 Просветительно-воспитательная работа
- Статья 9 Доступность
- Статья 10
- Статья 13 Доступ к правосудию
- Статья 14 Свобода и личная неприкосновенность
- Статья 15 Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
- Статья 16 Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
- Статья 17 Защита личной целостности
- Статья 18 Свобода передвижения и гражданство
- Статья 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
- Статья 20 Индивидуальная мобильность
- Статья 21 Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
- Статья 22 Неприкосновенность частной жизни
- Статья 23 Уважение дома и семьи
- Статья 24 Образование
- Статья 25 Здоровье
- Статья 26 Абилитация и реабилитация
- Статья 27 Труд и занятость
- Статья 28 Достаточный жизненный уровень и социальная защита
- Статья 29 Участие в политической и общественной жизни
- Статья 30 Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
- Статья 31 Статистика и сбор данных
- Статья 32 Международное сотрудничество
- Статья 33 Национальное осуществление и мониторинг
- Статья 34 Комитет по правам инвалидов
- Статья 35 Доклады государств-участников
- Статья 36 Рассмотрение докладов
- Статья 37 Сотрудничество между государствами-участниками и Комитетом
- Статья 38 Отношения Комитета с другими органами
- Статья 39
- Статья 45
- Статья 48
- Приложение 15 заявление о праве женщины на использование контрацепции
- Приложение 16 заявление о искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
- Исследования
- Донорство
- Приложение 17 положение о генетическом консультировании и генной инженерии
- Генная инженерия
- Приложение 18 всеобщая декларация о геноме человека и правах человека
- Статья 1
- Cтатья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Приложение 20 заявление о персистирующем вегетативном состоянии
- Преамбула
- Персистирующее вегетативное состояние
- Общие рекомендации
- Приложение 21 сиднейская декларация относительно смерти
- Приложение 22
- Приложение 23 венецианская декларация об терминальном состоянии
- Приложение 24
- Приложение 25 закон україни про психіатричну допомогу
- Стаття 2. Законодавство України про психіатричну допомогу
- Стаття 3. Презумпція психічного здоров'я
- Стаття 4. Принципи надання психіатричної допомоги
- Стаття 5. Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 6. Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 7. Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
- Стаття 8. Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 9. Обмеження, пов'язані з виконанням окремих видів діяльності
- Стаття 10. Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
- Розділ II
- Стаття 11. Психіатричний огляд
- Стаття 12. Амбулаторна психіатрична допомога
- Стаття 14. Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 16. Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 17. Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
- Стаття 18. Виписка особи з психіатричного закладу
- Стаття 19. Примусові заходи медичного характеру
- Стаття 20. Експертиза психічного стану особи
- Стаття 21. Судово-психіатрична експертиза
- Стаття 22. Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
- Стаття 23. Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 24. Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 26. Інформація про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 29. Обов'язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
- Стаття 33. Відповідальність за порушення законодавства про психіатричну допомогу
- Приложение 26 закон україни «про запобігання захворюванню на синдром набутого імунодефіциту (снід) та соціальний захист населення»
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Принципи державної політики у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 3. Законодавство України у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 4. Державні гарантії у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 6. Право особи на тестування з метою виявлення віл, умови та порядок його проведення
- Стаття 7. Повідомлення про результати тестування з метою виявлення віл та післятестове консультування віл-інфікованих осіб
- Стаття 8. Лабораторне дослідження донорської крові та її компонентів
- Стаття 9. Реєстрація та облік людей, які живуть з віл, здійснення медичного нагляду за ними
- Стаття 10. Медична допомога людям, які живуть з віл
- Стаття 11. Додаткові заходи, яких може вживати лікар, для запобігання поширенню віл
- Стаття 12. Обов'язки людей, які живуть з віл
- Стаття 14. Рівність перед законом та заборона дискримінації людей, які живуть з віл, та осіб, які належать до груп підвищеного ризику щодо інфікування віл
- Стаття 15. Інші права людей, які живуть з віл
- Стаття 16. Захист права на працю та інших соціальних прав людей, які живуть з віл, їхніх рідних і близьких
- Стаття 17. Відшкодування шкоди, завданої здоров'ю особи в разі зараження віл-інфекцією
- Стаття 18. Права батьків віл-інфікованих дітей і дітей, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 19. Державна допомога віл-інфікованим дітям і дітям, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 20. Захист від зараження віл-інфекцією при виконанні професійних обов'язків
- Стаття 22. Порядок підтвердження зв'язку зараження віл-інфекцією з виконанням працівником своїх професійних обов'язків
- Приложение 27 закон україни про трансплантацію органів та інших анатомичних матеріалов людині
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Законодавство України про трансплантацію
- Стаття 3. Сфера дії Закону
- Стаття 4. Міжнародні договори
- Стаття 5. Державне регулювання діяльності, пов’язаної з трансплантацією
- Стаття 6. Умови та порядок застосування трансплантації
- Стаття 7. Перевезення анатомічних матеріалів людини
- Стаття 8. Заклади та установи, що здійснюють діяльність, пов'язану з трансплантацією
- Стаття 9. Діяльність, пов'язана з трансплантацією
- Стаття 10. Фінансування діяльності, пов'язаної з трансплантацією
- Стаття 11. Контроль за діяльністю, пов'язаною з трансплантацією
- Розділ III
- Стаття 12. Взяття гомотрансплантатів у живих донорів
- Стаття 13. Згода живого донора на взяття у нього гомотрансплантата
- Стаття 14. Особливості донорства і трансплантації кісткового мозку та інших здатних до регенерації анатомічних матеріалів
- Стаття 15. Визнання людини померлою
- Стаття 16. Умови та порядок взяття анатомічних матеріалів у померлих осіб для трансплантації та (або) виготовлення біоімплантатів
- Розділ V
- Стаття 17. Порядок використання для трансплантації органів померлих донорів. Міждержавний обмін гомотрансплантатами
- Стаття 18. Заборона торгівлі органами та іншими анатомічними матеріалами людини
- Стаття 19. Надання фетальних матеріалів для трансплантації
- Стаття 20. Виготовлення і застосування біоімплантатів
- Стаття 21. Отримання та застосування ксенотрансплантатів
- Розділ VI
- Стаття 22. Права особи, яка дала згоду стати донором, і живого донора
- Стаття 23. Соціальний захист донора та членів його сім'ї
- Стаття 24. Відповідальність за порушення законодавства про трансплантацію
- Розділ VII
- Основи біоетики та біобезпеки