Аристотель выделил два вида справедливости:
Уравнительная - относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
Распределительная - требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».
Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная - принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.
Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.
Социальная справедливость - требования справедливости применительно к условиям социального существования. Термин критикуют за излишнюю расплывчатость, поскольку проблема справедливости возникает в сфере как общественных, так и личных отношений. Особое значение придается основополагающему характеру концепции в социальной жизни: теоретики призывают отталкиваться от этой концепции при создании конституции, руководствоваться ею при критической оценке экономической структуры, применять ее к осмыслению теорий гражданского неповиновения. Социальную справедливость в экономических отношениях можно определить как образ существования человека в качестве основного элемента любой социально-экономической системы. С уровня отдельного индивида это свойство переносится на уровень последней и трансформируется в справедливость или несправедливость социально-экономической системы в целом. Как социальный институт справедливость - одна из форм организации, регулирования и упорядочения общественной жизни и поведения людей в экономической сфере.
Можно выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:
- уравнивание, направленное на сохранение целого (одинаковый обмен моральными качествами);
- оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого) – общественно санкционированное поощрение;
- защита индивидуальности – гарантии основных прав человека;
- условия для утверждения индивидуальности – возможности для самореализации, предоставляемые обществом, включая право на образование, обеспечение стартовых условий для удовлетворения собственного интереса;
- допустимая степень выражения собственного интереса;
- интеграция в мировое сообщество (связано с гарантией права на свободу передвижения, выбора места жительства, условиями для развития культурной жизни). Если запросы идеала намного обгоняют действительность, возникает желание построить общество, изолирующее себя от других обществ. Так возникает утопическая и несправедливая по отношению к человеку практика самоизоляции, связанная с ограничением доступа к информации, созданием препятствий для контактов с гражданами других государств, запрещением поездок за рубеж и т.д.
Применяя принцип справедливости, можно оценить, в какой степени, преследуя частные и групповые интересы, и граждане, и представители власти руководствуются в своих действиях «всеобщим масштабом» традиционных норм или норм права. Российский философ И.А. Ильин писал, что справедливость состоит «в беспристрастном, предметном учете, признании и ограждении каждого индивидуального духовного субъекта во всех его существенных свойствах и основательных притязаниях». При этом справедливость не уравнивает механически людей. «Она требует, во-первых, одинакового предметного беспристрастия в рассмотрении человеческих сходств и различий, во-вторых, устойчивого содержания для тех мерил и масштабов, по которым совершается это расслоение, в-третьих, действительного соответствия между данным различением и связанными с ним правовыми и жизненными последствиями».
Беспристрастность является наиболее важным универсально признаваемым признаком справедливости среди теоретиков, придерживающихся самых различных философских и политических взглядов. Суждение гражданина или решение государственного института справедливо, если оно совершается в соответствии с определенной нормой закона, морали или обычая, как принято говорить – невзирая на лица. Принцип беспристрастности требует от граждан и властей способности мыслить с позиции целого (быть государственными людьми), абстрагируясь от влияния частных или корпоративных ценностей и интересов. Он устанавливает равенство всех перед признанными в обществе нормами и требует равного наказания для совершивших одинаковое преступление и равную награду для совершивших однотипный полезный для общества поступок. Это значит, что граждане признаются как равные, без деления на людей первого и второго сорта. И из универсальности признания каждого как равного другому вытекает равенство базисных (например, конституционных) прав и обязанностей. Причем эти права равно для всех защищаются, а обязанности равным образом со всех взыскиваются.
Беспристрастность обеспечивает стабильную ротацию власти в обществе между различными гражданами и социальными группами. Если властвующий сегодня благоразумно допускает, что завтра он эту власть может потерять, то его стратегический интерес будет заключаться в том, чтобы были защищены и учтены интересы также и тех, кто властью не располагает. Поэтому И.А. Ильин настаивает на равенстве мерил человеческих сходств и различий. Равное должно быть гарантировано равным.
Тогда в каком смысле справедливо неравенство? Во-первых, если оно является жизненным последствием беспристрастного применения равных мерил к оценке (порицанию и вознаграждению) конкурирующих между собой в обществе индивидов с неравными способностями, талантами, экономическими и иными возможностями. Возникающее в результате честной конкуренции неравенство справедливо. Здесь вполне уместна аналогия со спортом. Победа и вознаграждение досталось одной команде справедливо, так же как и горечь поражения для другой, если они играли честно, по правилам. Во-вторых, если неравенство признается самим устойчивым мерилом как существенное человеческое различие. В любом обществе выделяются особые группы людей, которые не способны конкурировать на равных с другими вследствие не зависящих от них обстоятельств (например, дети, старики, инвалиды). Но и эти особые права и обязанности устанавливаются не милосердным произволом власть имущих, а на основе беспристрастно действующих моральных предпочтений, которые выражаются в формах закона или обычаев милосердия и солидарности.
Основные принципы социальной справедливости в медицине
Проблемы биоэтики являются одним из ключевых приоритетов работы ЮНЕСКО. Это вопросы и этические проблемы, неизбежно возникающие в связи с прогрессом науки и техники, биомедицинскими исследованиями, испытаниями препаратов, практикой отношений с пациентами, подачи информации, соблюдения этического правила и законодательной нормы информированного согласия. По инициативе Отдела этики науки и технологии Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО 7-8 декабря 2005 г. в Московском гуманитарном университете была проведена конференция "Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека", приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря) и Дню прав человека (10 декабря).
В итоговом документе и рекомендациях Конференции провозглашаются основные принципы деятельности государственных, международных, медицинских, общественных и иных учреждений в сфере медицины и здравоохранения:
1. Социальная справедливость в здравоохранении находит выражение в следующем:
а) укрепление и охрана здоровья людей без ограничений, по каким бы то ни было признакам или индивидуальным характеристикам;
б) обеспечение универсального доступа к качественной медицинской помощи;
в) обеспечение справедливого доступа к медицинским, научным и техническим достижениям;
г) обеспечение профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, препятствующих реализации человеком своего потенциала.
Вопросы социальной справедливости должны найти свое место в национальных планах развития здравоохранения; их следует определять в связи с общими целями политики здравоохранения и политики социально-экономического и культурного развития.
2. Социальная справедливость в здравоохранении должна реализовываться исходя из следующих принципов:
a) она должна основываться на потребности каждого человека иметь хорошее здоровье;
б) первоочередное внимание должно быть уделено группам, находящимся в менее благоприятном положении с точки зрения обеспечения медицинской помощью;
в) она должна полагаться на возможности и стремление всех людей к укреплению своего физического и духовного здоровья;
г) она должна обеспечивать возможности для каждого члена общества реализовать свой потенциал в тех областях, которые представляются данному индивиду наиболее важными и ценными для него.
3. Органам государственной власти следует:
a) признать требования социальной справедливости необходимым и специфическим компонентом всей системы здравоохранения;
б) разработать и принять закон о биомедицинских исследованиях;
в) создавать структуры, разрабатывать и осуществлять программы, отвечающие потребностям всех категорий населения, нуждающихся в медицинской помощи;
г) обеспечивать равноправный доступ к квалифицированной медицинской помощи;
д) принимать меры в целях содействия тому, чтобы программы здравоохранения были направлены на улучшение социального положения наиболее уязвимых групп;
е) обеспечить правовые, экономические, организационные и информационные условия вовлечения институтов гражданского общества в выработку и реализацию политики в области здравоохранения.
4. Социальная справедливость в здравоохранении предполагает не только осуществление аффирмативных (поддерживающих) мер со стороны людей, принимающих решения, но и разнообразные формы активного участия людей, нуждающихся в медицинской помощи. Наличие основных прав, в том числе основополагающего права на достижение наивысших возможных стандартов здоровья, предполагает деятельность по реализации этих прав, в том числе, деятельность, направленную на их защиту путем создания добровольных объединений (ассоциаций) граждан:
a) в целях контроля над реализацией принципов социальной справедливости необходима систематическая оценка мероприятий в области поддержки и укрепления здоровья граждан. Чтобы оценка была эффективной, она должна быть включена в программы обеспечения права на здоровье на всех ступенях и этапах. Основную роль в этом могли бы сыграть независимые и междисциплинарные этические комитеты.
5. Учреждениям системы здравоохранения в целях обеспечения социальной справедливости рекомендуется:
a) полностью использовать для выполнения всех поставленных целей существующую материальную базу здравоохранения и создавать новую там, где она отсутствует;
б) делать необходимые капиталовложения в развитие системы здравоохранения: в подготовку врачей, младшего и среднего медицинского персонала, преподавателей медицинских учебных заведений, организаторов и инструкторов;
в) содействовать разработке стратегии и методов развития системы здравоохранения;
г) обеспечивать справедливое вознаграждение труда медицинских работников;
д) устранять экономические и социальные препятствия на пути к получению качественной медицинской помощи.
Говоря об актуализации проблем социальной справедливости, нельзя не обратить внимания на такое новое обстоятельство, как появление чрезвычайно эффективных биотехнологий. Эти технологии порождают новые возможности, а распределение этих возможностей оказывается далеким от справедливости. Прогресс биомедицинских технологий приводит к тому, что растет разрыв между теми, кто имеет возможности доступа к этим новейшим достижениям, и основной массой населения. Он принимает угрожающие размеры, и это начинает осознаваться мировым сообществом как одна из ключевых проблем нашего времени. 90% средств, которые тратятся сегодня на развитие биотехнологий, направлены на те болезни, которые актуальны для 10% мирового населения, и только 10% средств, расходуемых на биомедицинские исследования, идут на заболевания, которые преобладают у 90% населения (проблема «10 к 90»). Преодолеть эту ситуацию можно только путем общественного диалога между государством и гражданским обществом. Этот диалог также является важнейшим условием соблюдения ценностей социальной справедливости и результативности реформ в сфере здравоохранения. Именно он поможет обеспечить в нашем обществе ту высокую меру социальной справедливости, которая позволит говорить о нашем государстве, как о действительно социальном.
- Министерство здравоохранения Украины
- Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования
- Предмет и задачи биоэтики
- История развития биоэтики
- Высшие моральные ценности в медицине
- Принципы биоэтики
- Правила биоэтики
- Социальная этика медицины. Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе здравоохранения
- Социальная справедливость
- 2) Социальное и экономическое неравенства должны быть устроены следующим образом:
- А) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;
- Б) доступ к положениям и должностям был бы открыт для всех.
- Аристотель выделил два вида справедливости:
- Социальная ответственность
- Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации здравоохранения
- Модель системы здравоохранения в Украине
- Система первичной медицинской помощи
- Система третичной медицинской помощи
- Экстренная и скорая медицинская помощь
- Система финансирования здравоохранения
- Основы медицинской деонтологии
- Ятрогения в деятельности медицинского работника
- Несчастный случай в медицинской практике
- Модели взаимоотношений по в. Витчу
- Модели взаимоотношений по с.Г. Стеценко
- Моральные проблемы в отношениях между врачом и пациентом
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна)
- Правило правдивости
- Правило информированного согласия
- Этика взаимоотношений в медицинском коллективе
- Биоэтические аспекты в педиатрии
- Биоэтические аспекты в семейной медицине
- Биоэтические аспекты в трансплантологии и трансфузиологии
- Морально-этические проблемы трансплантологии
- Юридические модели забора органов от трупных доноров
- Трансплантация эмбриональных тканей
- Биоэтические аспекты трансфузиологии
- Биоэтические вопросы в онкологии
- Биоэтические аспекты в стоматологии
- Биоэтические аспекты в психиатрии и наркологии Этико-правовые вопросы оказания психиатрической помощи
- Принципы оказания психиатрической помощи
- Виды психиатрической помощи и порядок её оказания
- Биоэтические аспекты в наркологии
- Морально-этические проблемы спиДа и вич – инфецированных Этические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- Этико-юридические аспекты больных со спиДом и вич-инфицированных
- «Спидофобия» и медицинская этика
- Тестирование на вич и уважение автономии пациента
- Раздел 4. Биоэтические проблемы жизни, умирания, реанимации и смерти
- Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона
- Биоэтические аспекты искусственного аборта
- Морально-этические вопросы аборта
- Этико-медицинские проблемы искусственного прерывания беременности
- Этико-психологические особенности умирающих больных
- Биоэтические аспекты терминальных пациентов
- Критерии смерти человека. Биологическая и клиническая смерть. «Смерть головного мозга».
- Определение момента смерти
- Установление диагноза «смерть мозга»
- Биоэтические аспекты реанимации
- Биоэтические проблемы эвтаназии
- Виды эвтаназии
- Этико-правовые аспекты эвтаназии
- Где разрешена эвтаназия?
- Биоэтические аспекта суицида
- Классификация суицидального поведения
- Особенности суицидального поведения у соматически больных
- Биоэтические аспекты новых репродуктивных технологий человека
- Пренатальная диагностика
- Этика исследования на эмбрионах
- Суррогатное материнство
- Использование стволовых клеток
- Клонирование человеческих тканей и органов
- Биоэтические проблемы генно-инженерных технологий
- Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды
- Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования
- Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных
- Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований
- Этические комитеты: статус, функции, задачи
- Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами
- Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях
- Этика биомедицинских исследований на человеке
- Приложение 1 женевская декларация всемирной медицинской ассоциации
- Приложение 2 международный кодекс медицинской этики
- Положение о медицинской этике в условиях бедствий
- Приложение 3 общая декларация прав человека
- Приложение 4 токийская декларация
- Приложение 5 конвенция о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины Преамбула
- Глава I. Общие положения
- Статья 7. (Защита лиц, страдающих психическим расстройством)
- Статья 17. (Защита лиц, не способных дать согласие на свое участие в исследовании)
- Статья 18. (Исследования на эмбрионах, проводимые "in vitro")
- Глава VI. Изъятие у живых доноров органов и тканей с целью трансплантации Статья 19. (Общее правило)
- Статья 20. (Защита лиц, не способных дать согласие на изъятие органа)
- Глава VII. Запрещение извлечения финансовой выгоды и торговли частями человеческого тела
- Статья 27. (Расширенное понимание защиты)
- Статья 30. (Отчеты о применении положений Конвенции)
- Глава XIV. Заключительные положения Статья 33. (Подписание, ратификация и вступление в силу)
- Статья 34. (Государства, не являющиеся членами се)
- Статья 35. (Территориальное применение)
- Статья 36. (Особое мнение или оговорка)
- Статья 37. (Денонсация)
- Статья 38. (Уведомления)
- Приложение 6 присяга врача украинї
- Приложение 7
- Раздел 1. Действие кодекса
- Раздел 2. Врач и общество
- Раздел 3. Врач и пациент
- Раздел 4. Коллегиальность врачей
- Раздел 5. Научные исследования за участием пациента
- Раздел 6. Новейшие медицинские технологии
- Раздел 7. Информация
- Раздел 8. Уважение к профессии врача
- Приложение 8 лиссабонская декларация о правах пациента
- Приложение 9 декларация о политике в области обеспечения прав пациента в европе (амстердамская декларация)
- Раздел 1
- Раздел 2 (Информация)
- Раздел 3. (Информированное согласие)
- Раздел 4. (Конфиденциальность и приватность)
- Раздел 5. (Лечение и организация медицинской помощи)
- Раздел 6. (Реализация прав пациентов)
- Приложение 10 хельсинкская декларация (Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека»
- Приложение 11 европейская конвенция по защите домашних животных
- Глава I основные положения Статья 1. Определения.
- Статья 2. Сфера и механизм выполнения.
- Статья 3.Основные принципы благополучия животных.
- Статья 4. Содержание.
- Статья 5. Разведение.
- Статья 6. Возрастные ограничения на приобретение животного.
- Статья 7. Дрессировка.
- Статья 8. Торговля, коммерческое разведение и содержание, приюты для животных.
- Статья 9. Реклама, развлечения, выставки, соревнования, другие подобные мероприятия.
- Статья 10. Хирургические операции.
- Глава III дополнительные меры по защите бездомных животных. Статья 12. Снижение численности.
- Статья 13. Исключения при отлове, содержания и усыплении.
- Глава IV информация и образование. Статья 14. Информационные и образовательные программы.
- Глава V многосторонние совещания. Статья 15. Многосторонние совещания.
- Глава VI
- Статья 16. Поправки.
- Глава VII конечные положения. Статья 17. Подписание, ратификация, принятие, одобрение.
- Статья 18. Вступление в силу.
- Приложение 12 положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях
- Приложение 13
- Статья 3 Общие принципы
- Статья 4 Общие обязательства
- Статья 5 Равенство и недискриминация
- Статья 6 Женщины-инвалиды
- Статья 7 Дети-инвалиды
- Статья 8 Просветительно-воспитательная работа
- Статья 9 Доступность
- Статья 10
- Статья 13 Доступ к правосудию
- Статья 14 Свобода и личная неприкосновенность
- Статья 15 Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
- Статья 16 Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
- Статья 17 Защита личной целостности
- Статья 18 Свобода передвижения и гражданство
- Статья 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
- Статья 20 Индивидуальная мобильность
- Статья 21 Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
- Статья 22 Неприкосновенность частной жизни
- Статья 23 Уважение дома и семьи
- Статья 24 Образование
- Статья 25 Здоровье
- Статья 26 Абилитация и реабилитация
- Статья 27 Труд и занятость
- Статья 28 Достаточный жизненный уровень и социальная защита
- Статья 29 Участие в политической и общественной жизни
- Статья 30 Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
- Статья 31 Статистика и сбор данных
- Статья 32 Международное сотрудничество
- Статья 33 Национальное осуществление и мониторинг
- Статья 34 Комитет по правам инвалидов
- Статья 35 Доклады государств-участников
- Статья 36 Рассмотрение докладов
- Статья 37 Сотрудничество между государствами-участниками и Комитетом
- Статья 38 Отношения Комитета с другими органами
- Статья 39
- Статья 45
- Статья 48
- Приложение 15 заявление о праве женщины на использование контрацепции
- Приложение 16 заявление о искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
- Исследования
- Донорство
- Приложение 17 положение о генетическом консультировании и генной инженерии
- Генная инженерия
- Приложение 18 всеобщая декларация о геноме человека и правах человека
- Статья 1
- Cтатья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Приложение 20 заявление о персистирующем вегетативном состоянии
- Преамбула
- Персистирующее вегетативное состояние
- Общие рекомендации
- Приложение 21 сиднейская декларация относительно смерти
- Приложение 22
- Приложение 23 венецианская декларация об терминальном состоянии
- Приложение 24
- Приложение 25 закон україни про психіатричну допомогу
- Стаття 2. Законодавство України про психіатричну допомогу
- Стаття 3. Презумпція психічного здоров'я
- Стаття 4. Принципи надання психіатричної допомоги
- Стаття 5. Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 6. Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 7. Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
- Стаття 8. Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
- Стаття 9. Обмеження, пов'язані з виконанням окремих видів діяльності
- Стаття 10. Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
- Розділ II
- Стаття 11. Психіатричний огляд
- Стаття 12. Амбулаторна психіатрична допомога
- Стаття 14. Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 16. Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
- Стаття 17. Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
- Стаття 18. Виписка особи з психіатричного закладу
- Стаття 19. Примусові заходи медичного характеру
- Стаття 20. Експертиза психічного стану особи
- Стаття 21. Судово-психіатрична експертиза
- Стаття 22. Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
- Стаття 23. Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 24. Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
- Стаття 26. Інформація про стан психічного здоров'я особи та надання психіатричної допомоги
- Стаття 29. Обов'язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
- Стаття 33. Відповідальність за порушення законодавства про психіатричну допомогу
- Приложение 26 закон україни «про запобігання захворюванню на синдром набутого імунодефіциту (снід) та соціальний захист населення»
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Принципи державної політики у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 3. Законодавство України у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 4. Державні гарантії у сфері протидії поширенню хвороб, зумовлених віл
- Стаття 6. Право особи на тестування з метою виявлення віл, умови та порядок його проведення
- Стаття 7. Повідомлення про результати тестування з метою виявлення віл та післятестове консультування віл-інфікованих осіб
- Стаття 8. Лабораторне дослідження донорської крові та її компонентів
- Стаття 9. Реєстрація та облік людей, які живуть з віл, здійснення медичного нагляду за ними
- Стаття 10. Медична допомога людям, які живуть з віл
- Стаття 11. Додаткові заходи, яких може вживати лікар, для запобігання поширенню віл
- Стаття 12. Обов'язки людей, які живуть з віл
- Стаття 14. Рівність перед законом та заборона дискримінації людей, які живуть з віл, та осіб, які належать до груп підвищеного ризику щодо інфікування віл
- Стаття 15. Інші права людей, які живуть з віл
- Стаття 16. Захист права на працю та інших соціальних прав людей, які живуть з віл, їхніх рідних і близьких
- Стаття 17. Відшкодування шкоди, завданої здоров'ю особи в разі зараження віл-інфекцією
- Стаття 18. Права батьків віл-інфікованих дітей і дітей, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 19. Державна допомога віл-інфікованим дітям і дітям, які страждають на хворобу, зумовлену віл
- Стаття 20. Захист від зараження віл-інфекцією при виконанні професійних обов'язків
- Стаття 22. Порядок підтвердження зв'язку зараження віл-інфекцією з виконанням працівником своїх професійних обов'язків
- Приложение 27 закон україни про трансплантацію органів та інших анатомичних матеріалов людині
- Стаття 1. Визначення термінів
- Стаття 2. Законодавство України про трансплантацію
- Стаття 3. Сфера дії Закону
- Стаття 4. Міжнародні договори
- Стаття 5. Державне регулювання діяльності, пов’язаної з трансплантацією
- Стаття 6. Умови та порядок застосування трансплантації
- Стаття 7. Перевезення анатомічних матеріалів людини
- Стаття 8. Заклади та установи, що здійснюють діяльність, пов'язану з трансплантацією
- Стаття 9. Діяльність, пов'язана з трансплантацією
- Стаття 10. Фінансування діяльності, пов'язаної з трансплантацією
- Стаття 11. Контроль за діяльністю, пов'язаною з трансплантацією
- Розділ III
- Стаття 12. Взяття гомотрансплантатів у живих донорів
- Стаття 13. Згода живого донора на взяття у нього гомотрансплантата
- Стаття 14. Особливості донорства і трансплантації кісткового мозку та інших здатних до регенерації анатомічних матеріалів
- Стаття 15. Визнання людини померлою
- Стаття 16. Умови та порядок взяття анатомічних матеріалів у померлих осіб для трансплантації та (або) виготовлення біоімплантатів
- Розділ V
- Стаття 17. Порядок використання для трансплантації органів померлих донорів. Міждержавний обмін гомотрансплантатами
- Стаття 18. Заборона торгівлі органами та іншими анатомічними матеріалами людини
- Стаття 19. Надання фетальних матеріалів для трансплантації
- Стаття 20. Виготовлення і застосування біоімплантатів
- Стаття 21. Отримання та застосування ксенотрансплантатів
- Розділ VI
- Стаття 22. Права особи, яка дала згоду стати донором, і живого донора
- Стаття 23. Соціальний захист донора та членів його сім'ї
- Стаття 24. Відповідальність за порушення законодавства про трансплантацію
- Розділ VII
- Основи біоетики та біобезпеки