logo
Uchebnoe_posobie_po_bioetike_i_biobezopasnosti

Этика исследования на эмбрионах

В 1978 г. в Англии родилась Элиза Браун — первый ребенок, зачатый в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и в виде эмбриона перенесенный в матку матери на ранних этапах дробления. К настоящему времени с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий, обеспечивающих оплодотворение яйцеклетки вне организма, в случаях невозможности такового естественным путем, рождены многие тысячи детей. В настоящее время разработаны методы криоконсервации эмбрионов и половых клеток, срок хранения которых составляет от 5 до 10 лет. Используя не затребованные для имплантации эмбрионы, изучают механизмы оплодотворения и развития эмбриона, генетическую регуляцию эмбриогенеза, возможности предимплантационной диагностики наследственных заболеваний и другие проблемы. В Англии существует положение, по которому использование так называемых «лишних» эмбрионов допускается только при разрешении матери или обоих родителей. Cреди исследователей и в кругах общественности (особенно среди представителей разных конфессий) отношение к использованию исследований на эмбрионах для терапевтических и исследовательских целей неоднозначно. Даже в странах, в которых нормативно и законодательно регулируется и контролируется деятельность специалистов и учреждений по использованию эмбрионов, применение последних вызывает крайне противоречивые оценки. В странах, где отсутствуют нормативные акты по применению исследований на эмбрионах людей (в СНГ), не только сами исследователи, но и лица, для которых они используются, не могут быть гарантированы от конфликтных ситуаций. Например, при выполнении селекции эмбрионов при многоплодной беременности, выборе пола плода без медицинских на то показаний и пр.

Сторонники так называемой абсолютистской позиции, основываясь на моральных и религиозных принципах, требуют запрета любых манипуляций с эмбрионами на любых стадиях развития, поскольку считают, что эмбрион — это существо, имеющее душу с момента оплодотворения. Высказывается мнение о том, что дальнейшее развитие исследований на эмбрионах несет опасность генофонду, здоровью человечества, поскольку отдаленные последствия этого метода еще не выявлены. Выдвигаются требования установления жестких критериев, ограничивающих применение исследований на эмбрионах. Приверженцы противоположной точки зрения призывают к широкому внедрению данного метода в качестве альтернативного естественному способу размножения людей. При более разумной, умеренной (градуалистической) позиции, которую занимают многие ведущие специалисты в области медицины — эмбриологи, генетики, репродуктологии, философы, социологи и законодатели, в правовой защите нуждается развивающийся эмбрион, когда он приобретает черты и свойства, характерные для личности. Согласно этой позиции, исследование на эмбрионах в терапевтических и исследовательских целях допускается по строгой регламентации при разработке законодательных актов, широком контроле и информированности общественности и одобрении специальными контролирующими институтами. Примером такого регулирования может служить специальный правительственный комитет, созданный в Англии в 1982 г., а затем и институт (в 1990 г.), целью которого является контроль за эмбрионами человека, их использованием с терапевтическими и исследовательскими целями и разработка рекомендаций правительству для специального законодательства. Эти мероприятия обеспечивают в Англии защиту эмбриона, позволяют проводить ежегодный контроль учреждений, выполняющих исследования на эмбрионах. Другая морально-этическая проблема проведения исследований на эмбрионах - это правомерность манипуляций с гаметами, эмбрионами с терапевтическими и исследовательскими целями, замораживание половых клеток и эмбрионов и их использование реципиентами, анонимность доноров гамет, эмбрионов суррогатных матерей, их права и обязанности; выбор пола плода при риске носительства связанных с полом заболеваний и т.п.