Пояснительная записка
Дисциплина «Профессиональные коммуникации» является дисциплиной специализаций 1-21 04 01-02 02 Менеджмент международных культурных связей и 1-21 04 01-02 03 Менеджмент рекламы и общественных связей. Такой статус обусловлен тем объективным обстоятельством, что знание основных закономерностей протекания процессов коммуникации и умение управлять ими является одной из главных компетенций менеджера-культуролога в сфере международных культурных связей, рекламы и общественных связей.
Цельданной дисциплины – формирование у слушателей теоретических представлений и практических навыков общей коммуникативной компетентности, которая позволит установить эффективную коммуникацию субъекта социокультурных связей с его целевыми аудиториями.
Задачи дисциплины:
ознакомить слушателей с основными понятиями теории, истории, психологии и социологии коммуникации;
составить у слушателей представление о предмете, законах, методах и базовых категориях теории, истории, психологии и социологии коммуникации как самостоятельных дисциплин;
осуществить анализ происходящих в обществе информационно-коммуникационных процессов с точки зрения их социокультурного значения;
сформировать у слушателей представление о коммуникации как о многоуровневом процессе, совершенствующемся и обретающем на протяжении человеческой истории всё новые и новые формы;
обеспечить слушателей фактическими знаниями о развитии видов, уровней, форм и средств коммуникации;
проанализировать социокультурный опыт человечества с точки зрения форм коммуникации, принятых в том или ином обществе в конкретные исторические эпохи;
дать представление об особенностях общения в массовой коммуникации и основных психологических проблемах общения больших социальных групп;
развить способности слушателей к эффективному общению в профессиональной и деловой среде
привить студентам понимание необходимости формирования позитивного имиджа;
познакомить их с приемами, используемыми при построении имиджа;
сформировать навыки решения практических задач создания имиджа фирмы, руководителя организации или предприятия, а также, в первую очередь, имиджа личности.
В программе предусмотрена актуализация межпредметных связей с дисциплинами «Фундаментальная культурология», «Теория и история международных культурных связей», «Практика международных культурных связей», «Рекламный менеджмент в социокультурных институтах», «Современные технологии рекламы и паблик рилейшенс» и «Практика ведения международных переговоров на иностранном языке».
По окончании изучения дисциплины студенты должны знать:
сущность социальной коммуникации;
условия и закономерности эффективной коммуникации;
основные линейные и структурные коммуникативные модели;
особенности разнообразных форм и уровней коммуникации в синхронном и диахронном аспектах;
специфику теории, истории, психологии и социологии коммуникации, их предмет, законы, методы;
технологии решения коммуникативных проблем, способы преодоления психологических барьеров в общении;
особенности массовой аудитории и специфику восприятия аудиторией сообщений массмедиа;
алгоритм и технологию формирования имиджа.
Студенты должны уметь:
применять теории и методы коммуникации для решения разнообразных исследовательских и научно-практических проблем;
эффективно коммуницировать в различных коммуникативных пространствах;
уметь идентифицировать формы и виды коммуникации в контексте существующих социальных практик;
свободно оперировать фактологическим материалом, отражающим специфику процессов коммуникации в различные исторические эпохи;
успешно дешифровать сообщения массмедиа, выявляя интенции коммуникатора и применяемые им манипулятивные тактики;
решать задачи формирования позитивного имиджа человека, товара, фирмы с использованием необходимых приемов в соответствии с требованием конкретной обстановки.
Для того, чтобы студенты приобрели указанные выше знания и навыки, в процессе лекционных занятий следует широко использовать активные, проблемные и обзорные лекции, а в период лабораторных занятий – такие интерактивные технологии обучения, как «мозговой штурм», case-study, тематическая дискуссия, дискуссия в малой группе, выступление с презентацией и др.
В числе эффективных методов обучения, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
– элементы проблемного и вариативного изложения, реализуемые на лекционных занятиях;
– элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, реализуемые на практических занятиях;
– коммуникативные технологии (тематическая дискуссия, «мозговой штурм», выступление с презентацией и др.);
– метод анализа конкретных коммуникативных ситуаций.
В числе эффективных методов воспитания следует отметить:
– методы формирования сознания (рассказ, лекция, этическая беседа, диспут, доклад, пример);
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
– методы стимулирования (соревнование, поощрение).
Кроме того, дисциплина предполагает:
письменные работы по темам лекций;
самостоятельную работу с базовыми текстами;
текущие тесты по темам дисциплины;
защиту рефератов;
написание и защиту курсовой работы.
Самостоятельная работа слушателей является основным способом охвата учебного материала по дисциплине «Профессиональные коммуникации» в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель самостоятельной работы слушателей – содействие усвоению в полном объеме содержания учебной дисциплины через систематизацию, планирование и контроль собственной деятельности. С учетом содержания, цели и задач «Профессиональные коммуникации» целесообразно осуществлять такие два вида самостоятельной работы по дисциплине, как самостоятельная работа, которая обеспечивает подготовку к аудиторным занятиям, и самостоятельная работа при подготовке к зачету и экзаменам по дисциплине.
Учебным планом по дисциплине «Профессиональные коммуникации» всего предусмотрено 344 часа, из которых 168 часов аудиторных занятий. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 56, практические (семинарские) занятия – 64, лабораторные занятия – 48.
Рекомендованные формы контроля – зачёт, экзамены.
По итогам изучения курса предусматривается защита курсовой работы.
- Белорусский государственный университет культуры и искусств
- Профессиональные коммуникации Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине
- 25.09.2013 Протокол № 2
- Председатель
- Пояснительная записка
- Содержание дисциплины
- Раздел I. История и теория коммуникаций
- Тема 1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации
- Тема 3. Развитие теорий информации и коммуникации
- Тема 4. Функции, типы и средства коммуникаций
- Тема 5. Формы коммуникационных действий
- Тема 6. Модели и элементы коммуникативного процесса. Социокультурные доминанты коммуникации
- Тема 7. Личность в системе коммуникации
- Тема 8. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Тема 9. Аудитория и коммуникация
- Тема 10. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах
- Тема 11. Эффективность коммуникации
- Тема 15. Деловой этикет: история возникновения и основные характеристики
- Тема 16. Национальные особенности делового этикета
- Тема 17. Профессиональная коммуникация
- Тема 18. Речевая коммуникация в профессиональной деятельности
- Тема 19. Ораторское мастерство в деловом общении
- Тема 20. Способы установления контакта с аудиторией
- Тема 21. Монолог в деловой коммуникации
- Тема 22. Сущность и особенности диалогического общения
- Тема 23. Полемика, ее сущностьи социальные функции
- Тема 24. Организация коллективных форм делового общения
- Тема 25. Протокол деловых переговоров
- Тема 26. Дипломатический протокол
- Тема 27. Управление конфликтами в профессиональной коммуникации
- Тема 28. Роль общественного мнения в управленческой практике
- Раздел III. Имиджелогия
- Тема 29. Общая характеристика имиджа
- Тема 30. Формирование имиджа делового человека
- Тема 31. Психологические и биологические аспекты создания имиджа человека
- Тема 32. «Дресс-код» как важнейший компонент имиджа
- Тема 33. Основные технологии формирования внутреннего имиджа организации
- Тема 34. Технологии формирования внешнего имиджа организации
- Тема 35. Закономерности создания имиджэффекта
- Требования к курсовой работе
- IiiУчебно-методическая карта
- IV информационно–методическая часть Литература