2. Античная эстетика
Эстетика Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на развитие всей европейской эстетической мысли. Мы до сих пор пользуемся терминологией, выработанной античной эстетикой, и при решении современных проблем искусства и эстетики постоянно обращаемся к эстетическим теориям античного мира, в которых в классической форме были поставлены основные проблемы эстетики: вопрос о природе и сущности искусства, о его происхождении и развитии, об основных эстетических категориях, о характере эстетического восприятия и т. д.
Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных направлений и школ античной эстетики, следует выяснить некоторые характерные черты, присущие всей античной эстетической мысли. Б. Р. Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» указывает на следующие три черты, свойственные античному искусству: Шестаков В. П. Очерки по развитию эстетики. - М.: «Мысль», 1979. - с. 28
логика, присущая произведениям греческого искусства, чувство меры, стремление к экономии средств;
агональные тенденции, постоянная потребность в соревновании, в борьбе противоположных направлений, в индивидуальном подходе;
тенденция к наглядному, образному, пластическому.
Эти черты присущи не только греческому искусству, но и античной мысли об искусстве. Действительно, для античной эстетики характерна стройная логика, рациональный подход к проблемам искусства и прекрасного. Даже когда античная эстетика обращалась к иррациональным формам мысли, таким, как миф, она всегда строго рационализировала их, превращала в средство познания. Эта особенность отличает в принципе почти все направления и школы античной эстетики, начиная с моментов ее зарождения и кончая поздними эллинистическими школами. Античной эстетике присуще также стремление выявить индивидуальное своеобразие в решении проблем эстетики.
Эти особенности характерны для всех направлений античной эстетики, отличают ее от других исторических типов эстетической мысли древнего мира, например от древнеиндийской или древнекитайской эстетики.
В истории античной эстетики, так же как и в истории античного искусства, можно выделить три наиболее значительных периода: раннюю классику, зрелую классику и эллинизм.
- 2. Эстетика античного мира.
- 5. Современная оценка античной эстетики
- 2. Общие труды по античной эстетике
- 15.Особенности и основные идеи античной эстетики.
- В. Татаркевич. Античная эстетика.
- 3.Категории античной эстетики.
- 2. Античная эстетика.
- 2. Античная эстетика космоса.
- 2. Проблема прекрасного в античной эстетике.