logo
Античная эстетика

2.1 Ранняя классика

К этому периоду (VI -- начало V в. до н. э.) относятся философско-эстетические школыранней греческой философии до Сократа: Пифагор и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты. Каждая из этих школ ставила специфические проблемы и давала им своеобразное решение и истолкование.

Для пифагорейцев такими были проблемы гармонии, числовой пропорции, проблемы теории музыки, вопрос о катартическом, очистительном воздействии искусства на психику человека, с которым было связано их учение о музыкальном этосе. Пифагорейцам было свойственно космологическое истолкование всех проблем эстетики: не случайно в центре их философского учения была так называемая гармония сфер, т. е. музыка, издаваемая движением небесных светил. Это учение глубоко вошло в традиции европейской эстетики и продолжало в ней существовать вплоть до XVII в.

Значительный вклад в историю античной эстетики внес греческий философ-материалист, «один из основоположников диалектики» (по определению В. И. Ленина), Гераклит Эфесский. В центре воззрения Гераклита -- идея гармонии, основанной на борьбе и совпадении противоположностей, диалектике множества и единства. В целом эстетические взгляды Гераклита носят космологический характер. Гармония и красота принадлежат прежде всего космосу, они выражают объективную закономерную устроенность мира. Но законы, действующие в космосе, действуют и в искусстве.

В истории античной эстетики большую роль сыграл величайший материалист древности Демокрит, который был основоположником атомистического учения о строении материи. Основой бытия
он считал атомы -- неделимые материальные частицы, которых, по его мнению, существует бесконечное множество. Из них состоят все вещи и даже душа человека. Материалистический характер философии Демокрита определил и характер его эстетических воззрений. Прежде всего Демокриту принадлежит одна из первых формулировок теории мимесиса - представления о том, что искусство по своему происхождению и характеру представляет собой подражание. Принцип подражания получил широкое развитие не только в эстетике, но и в античной теории искусства. Демокрит высказал мысль относительно общественной обусловленности искусства. Так, музыка, по его мнению, возникает не из нужды, а из развившейся роскоши.

В развитии классической античной эстетики большую роль сыграли софисты. Софисты представляли собой философскую школу, в которую
входили Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др. Для софистов характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Они сводили бытие к чувственной кажимости. По словам Протагора, то, что кажется одному, то и существует, а то, что кажется для другого, то тоже существует. Из числа дошедших до нас сочинений софистов многие посвящены эстетическим вопросам, например небольшой трактат, названный «Dialexeis».

В самом искусстве софисты видели иллюзию, обман. Софист Горгий определял трагедию как искусство, сознательно производящее обман. Что же касается живописи и скульптуры, то в них софисты подчеркивали чувственное, гедонистическое содержание, способность доставлять глазам
«приятное зрелище». Такое чувственно-гедонистическое отношение к искусству весьма характерно для эстетики софистов.