2.4 Период Неоплатонизма
Завершением и грандиозным итогом развития античной эстетики был неоплатонизм. Неоплатонизм возник в III в. н. э. как попытка реставрации античной философии и греческой мифологии. Основателем этого направления был римский философ Плотин, а продолжателями его учения - Порфирий, Ямвлих и Прокл.
Неоплатонизм стремился реставрировать античную философию и мифологию в противовес новой нарождающейся религии - христианству. Примыкавший к неоплатонизму император Юлиан пытался в IV в. государственными мерами восстановить античную мифологию. Эта попытка была обречена на провал, так как рабовладение и основанная на нем античная культура уже изжили себя.
Одним из главных представителей неоплатонической философии и эстетики был, несомненно, Плотин. Эстетика занимает значительное место в философии Плотина. Это свидетельствует о том, что в античном неоплатонизме проблемы красоты и теория прекрасного становятся центром философской системы, концентрируя в себе многие другие философские проблемы, Плотин в своем трактате «О прекрасном» отвергает широко распространенный в античную эпоху взгляд на красоту как соразмерность или определенную пропорцию частей.
Эстетическая концепция Плотина сыграла большую роль в мировой эстетике. Эстетика неоплатонизма как в средние века, так и в эпоху Возрождения опиралась на его концепции, пользовалась его аргументами, хотя выводы из этих концепций делались самые различные.
Другим крупным представителем античного неоплатонизма был Прокл. В своем трактате «Первоосновы теологии» он развивает изощренную диалектику души и тела, божественного и земного, части и целого. Правда, боги, о которых говорит в своем трактате Прокл, не имеют ничего общего с христианством. Это традиционные божества грекоримской мифологии, вполне телесные и конкретные и противостоящие поэтому монотеизму христианской религии.
Только после Прокла неоплатонизм постепенно сближается с христианством. В Ареопагитиках неоплатонизм уже является источником новой эстетической системы, связанной со средневековой культурой и христианской религией.
- 2. Эстетика античного мира.
- 5. Современная оценка античной эстетики
- 2. Общие труды по античной эстетике
- 15.Особенности и основные идеи античной эстетики.
- В. Татаркевич. Античная эстетика.
- 3.Категории античной эстетики.
- 2. Античная эстетика.
- 2. Античная эстетика космоса.
- 2. Проблема прекрасного в античной эстетике.