2.3 Эллинизм
По сравнению с эпохой греческой классики эллинизм представляет собой более сложный, более противоречивый и более длительный период античной истории. В социальном отношении эта эпоха знаменуется окончательным распадом античного полиса, кризис которого начался
уже с начала IV в. до н. э. Как и большинство плодотворных для развития искусства и культуры эпох, греческая классика была промежуточной, переходной эпохой, она знаменовала собой такой период в истории, когда определенная историческая форма уже созрела и разложилась, а другая еще не созрела и не стала господствующей.
В этот период формируется новый тип духовной культуры, основанной на индивидуализме, новый тип личности, которая стремится уйти от всех противоречий и сложностей жизни в спасительный мир внутренней духовной культуры. Именно на этой почве возникают новые философские, нравственные и эстетические течения эпохи, такие, как стоицизм, эпикурейство и скептицизм.
Стоики.
Одной из ведущих и самых популярных школ в эллинистической философии был стоицизм. Стоики создали новую этику, новый
нравственный идеал - идеал мудреца, возвышающегося над миром повседневных забот, погруженного в глубины своей внутренней психики.
Стоики своеобразно интерпретировали теорию мимесиса, истолковав ее как учение о подражании природе. Они учили о творческом, художественном инстинкте природы и требовали от искусства следования природе. Стоики глубоко разработали идею единства добра и красоты, которая является одним из главных мотивов их эстетики. В эстетике стоиков отразилась потребность дифференциации и усложнения эстетических понятий. Именно от них в эстетическую литературу вошли понятия «подобающее» (decorum), «достоинство» (dignitas), «изящество» (venustas). Наконец, в эстетике стоиков, особенно Цицерона, получила развитие важная мысль о единстве пользы и красоты. Все это сделало стоицизм значительным направлением в эстетике эллинизма.
Скептики
Одним из наиболее характерных для эпохи эллинизма направлений в эстетике был скептицизм. Он явился одним из первых симптомов кризиса античной эстетики и обнаружил многие противоречия античной теории искусства.
В области философии скептики выдвинули учение о равносильности всех суждений. Они утверждали, что в области человеческого познания не
существует ничего истинного или ложного; всякое суждение имеет право на существование.
Один из основателей скептицизма, греческий философ Пиррон, учил, что суждение о прекрасном и безобразном не имеет отношения к истине, а основывается на традиции привычке.
Секст Эмпирик приходит к логически обоснованному выводу о несостоятельности всех традиционных учений о музыке. Вывод этот, при всей своей парадоксальности, не был только субъективным мнением скептически настроенного мыслителя. Таким образом, Секст Эмпирик доказывает принципиальную невозможность теории об искусстве. Суждения человека о красоте настолько противоречивы и субъективны, что все это исключает всякую объективность познания прекрасного и искусства.
Эпикурейцы
Одну из новых школ в эллинистической эстетике создали эпикурейцы. К последователям этой школы относятся Эпикур, Лукреций, Филодем.
Эстетике эпикурейцев свойственна материалистическая тенденция: искусство они выводили из подражания природе, а стремление к прекрасному из реальных потребностей человека, главным из которых они считали стремление к удовольствию. Удовольствие состоит в удовлетворении потребностей, а следовательно, в устранении неудовольствия, в создании равновесия душевных сил.
Эпикурейцы придавали большое значение эстетическому началу в жизни человека. В частности, они впервые в античной эстетике раскрыли красоту природы, ее творческие, созидательные потенции.
- 2. Эстетика античного мира.
- 5. Современная оценка античной эстетики
- 2. Общие труды по античной эстетике
- 15.Особенности и основные идеи античной эстетики.
- В. Татаркевич. Античная эстетика.
- 3.Категории античной эстетики.
- 2. Античная эстетика.
- 2. Античная эстетика космоса.
- 2. Проблема прекрасного в античной эстетике.