logo search
Деловая этика - учебное пособие

7. Специфика делового общения с иностранными партнерами

Вопросы для семинарских занятий

1.  Национальные особенности этики деловых отношений в России.

2.  Особенности этики деловых отношений иностранных партнеров.

3.  Некорректные вопросы и темы у иностранных партнеров.

4.  Невербальные признаки некорректного поведения у иностранных партнеров.

5.  Общие правила приема иностранных гостей.

6.  Подарки иностранным партнерам.

7.  Подарки соотечественникам.

7. Специфика делового общения с иностранными партнерами

Практическое упражнение «Встреча с иностранным партнером»

Используя имеющийся и дополнительный материал, инсценируйте первую встречу и процесс переговоров с иностранными партнерами любой страны. Продумайте свой диалог, манеру поведения, место проведения переговоров, возможные подарки.

7. Специфика делового общения с иностранными партнерами

Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя

1.  Кейс «Отказ от предоставления информации».

2.  Кейс «Российская дипломатия».

3.  Кейс «Игра в переговоры».

4.  Кейс «Стремление к успеху».

5.  Кейс «Чем водка отличается от виски?»

8. Основные проблемы макро- и микроэтики

8.1. Современные проблемы макроэтики

Традиционно деловую этику принято разделять на микроэтику и макроэтику. Микроэтикаисследует специфику моральных отношений внутри делового коллектива, между корпорацией как моральным стимулом и ее работниками, а также держателями акций.Макроэтикарассматривает специфику моральных отношений между корпорациями, государством и обществом в целом.

Подобная трактовка позволяет выделить ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться на уровне микроэтики и макроэтики.

Так, основными проблемами макроэтики можно считать следующие.

1. Отношения между корпорациями.

Данные проблемы многообразны. В настоящее время наблюдается интенсивный процесс объединения корпораций со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и моральными, среди которых выделяется моральный аспект проблемы контроля "материнскими" корпорациями "дочерних". Должен ли контроль осуществляться в виде тотального руководства со стороны вышестоящей компании или "дочерняя" корпорация должна иметь определенную свободу? Если верно последнее, насколько далеко может простираться эта свобода? С одной стороны, от "дочерней" корпорации требуется беспрекословное послушание, выполнение указаний вышестоящей компании, с другой — все возможные варианты ситуации сверху просчитать зачастую невозможно и нижестоящая корпорация должна проявлять разумную инициативу, возможно даже нарушение прямых указаний ради получения стратегической выгоды.

Одной из наиболее серьезных является моральная проблема выбора средств, для того чтобы одержать победу над конкурентом, в том числе таких, казалось бы, не опасных на первый взгляд для морали, как снижение цены продукции ниже ее себестоимости или понижение заработной платы для снижения себестоимости. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону. Следует заметить, что предприниматели в подобных ситуациях чаще всего руководствуются этикой утилитаризма, когда совершение определенного рода действий в процессе конкурентной борьбы вполне оправданно.

Теснейшим образом с моральной проблемой выбора средств связана проблема конкуренции: до какой степени она может продолжать и насколько далеко может зайти, чтобы не были нарушены моральны нормы и принципы, принятые в обществе?

2. Отношения между корпорациями и государством.

Бизнес является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только испытывает влияние со стороны общества и государства, но также должен регулироваться и контролироваться как "снизу", так и "сверху". Снизу – членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности фирмы и качества ее продукции, используя результаты опросов покупателей, создания общественных комиссий обществ потребителей. Сверху – специальными государственными структурами и законами.

В процессе государственного регулирования бизнеса можно выделить три основных направления:

-  регулирование деятельности корпораций в целях обеспечения эффективности экономики (антимонопольная политика, например);

-  регулирование отношений бизнеса и потребителей. Государство определяет ответственность бизнеса в целях защиты интересов потребителей и следит за четким выполнением законов, защищающих эти интересы;

-  регулирование действий бизнеса в отношении окружающей среды при помощи таких государственных органов, как, например, агентство по охране и защите окружающей среды.

Особо необходимо выделить моральные аспекты отношений между корпорациями и государствами "третьего мира".

Во-первых, вложения корпораций в экономику стран "третьего мира", привнесение собственных технических умений и возможностей маркетинга могут не столько способствовать самостоятельному развитию экономики этих стран, сколько поставить их в зависимость от иностранных инвестиций и иностранных компаний. Возможности формирования собственной технической интеллигенции, собственного бизнеса, квалифицированных работников уменьшаются. Возникают ситуации, когда экономика всей страны может зависеть от крупной корпорации, как, например, произошло в Нигерии. Компания United Africa создавалась только для производства пальмового масла. Однако спустя некоторое время она проникла практически во все сферы производства. Начав с сельского хозяйства и торговли, она заняла лидирующие позиции в производстве текстиля, сахара, цемента, сигарет, пластмасс и в строительстве.

Во-вторых, это проблема справедливой оплаты труда вследствие стремления корпораций платить в странах "третьего мира" за выполнение той же самой работы, что и в собственной стране, гораздо меньшую заработную плату.

В-третьих, это проблема стремления корпораций размещать в развивающихся странах вредные производства, загрязняющие окружающую среду, и потенциально опасные производства, а также уделять гораздо меньше, чем в собственных странах, внимания обеспечению безопасности работников и охране их здоровья. Моральный долг корпораций — следовать тем же стандартам безопасности, которые приняты в их собственной стране, даже если законы других стран не так жестко их регламентируют.

В-четвертых, экономическое вмешательство корпораций в жизнь стран "третьего мира" вследствие того, что возможность ведения конкурентной борьбы у корпораций значительно выше, приводит к вытеснению с рынка национальных предприятий.

В-пятых, большинство ученых считает аморальной поддержку расистских, коррумпированных или проводящих репрессии против населения своей страны режимов. Участие сильных иностранных корпораций усиливает экономические возможности этих режимов и тем самим способствует их сохранению. Аморальна, кроме того, и торговля с такими режимами товарами, которые могут быть использованы как инструменты насилия и подавления.

3. Отношения между корпорациями и потребителями.

Эта проблема в деловой этике поднимается наиболее часто.

Отношения между корпорациями и потребителями определяются рынком, который соединяет их обоюдовыгодными отношениями. Данная система отношений будет успешно работать при выполнении двух условий: 1) если потребитель получает достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение (здесь очень важным аспектом является соблюдение организациями своего морального долга при рекламировании своей продукции); 2) если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить.

Одна из основных проблем в этой системе отношений — безопасность продукции и соответствие ее характеристик и функций цели и назначению ее создания. В этом случае требования деонтической и утилитаристской этики совпадают: избегай вреда, оберегай жизнь и здоровье, благосостояние потребителя. Организации должны обеспечивать безопасность своей продукции, улучшать стандарты контроля качества и рабочие характеристики товара, в противном случае потребителям приходится бороться за свои права.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 г. в США. В 70-е годы опыт развития движения потребителей позволил дать их расширенную трактовку. В настоящее время в мировой практике к их правам относят следующие ("Семь прав потребителей").

1) Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя.

2) Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя).

3) Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т. п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение.

4) Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием.

5) Право быть выслушанным и получить поддержку при защите свои интересов от государственных и общественных органов.

6) Право на потребительское просвещение, т. е. приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения о приобретении.

7) Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.

Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом РФ "О защите прав потребителей", деятельностью Госстандарта РФ, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, организациями потребителей, которые объединены в Федерацию обществ потребителей. Велика здесь и роль государства.

Кроме того, необходимо отметить, что проблема безопасности и качества продукции имеет и еще один аспект: от выпуска фирмами конкурентоспособных, качественных товаров зависит престиж страны на мировом рынке.

4. Отношения между корпорациями и инвесторами.

Организация помимо всех других обязательств должна помнить о своей ответственности перед инвесторами. Из множества существующих способов обмана инвесторов основная их часть распадается на две категории: манипулирование инвестициями и нечестное использование прибылей или активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов.

Во всем мире ежегодно десятки тысяч людей становятся жертвами манипуляций с инвестициями. Самое известное надувательство с инвестициями носит название "афера Понци", которая сводится к тому, что первые инвесторы получают выплаты из денег, полученных от более поздних инвесторов (например, истории с "МММ", ГКО).

Руководство компании может также злоупотреблять инвестициями, используя доходы и ресурсы для личного обогащения. Менеджеры применяют много способов косвенного получения денег, которые по праву принадлежат акционерам. Наиболее часто употребляемый способ — мошеннические операции со статьями расходов. Другой общепринятый ход — завышение счета с последующей дележкой разницы между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практика продажи секретов компании конкуренту или использования внутрифирменной информации для игры на фондовой бирже.

5. Отношения между корпорациями и локальными сообществами.

Специфика этих моральных отношений — в их односторонности. Организация должна заботиться об экономической стабильности локального сообщества, развивать инфраструктуру местности, способствовать увеличению новых рабочих мест, не закрывать структурные подразделения, отдельные предприятия, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ. На корпорации также лежит "моральный долг филантропии", заключающийся в поддержке неприбыльных предприятий, важных как для существования определенного локального сообщества, так и для культурного и социального развития регионов.

6. Отношения между корпорациями и окружающей средой.

Реальная практика бизнеса такова, что многие фирмы пытаются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о последствиях вредных производств для окружающей среды, перенос таких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных норм, – вот наиболее распространенные методы нарушений в этой сфере.

Как подчеркивает известный российский специалист в этой области В.А. Гвозданный, изменение экологической ситуации на планете оказало на бизнес и предпринимательство противоречивое воздействие. С одной стороны, возникла новая и обширная сфера приложения капитала:

-  разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;

-  разработка технологий и выпуск оборудования по утилизации производственных и бытовых отходов;

-  выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;

-  создание поселений и развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;

-  финансирование природоохранных мероприятий и др.

С другой стороны, многие бизнесмены и предприниматели оказались в положении, когда они должны:

-  платить значительные суммы в виде штрафов за загрязнение окружающей среды и за нанесенный природе экологический ущерб, если такой будет установлен соответствующими государственными органами или общественными организациями;

-  изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих экологических стандартов;

-  учитывать в своей стратегической и тактической деятельности природоохранное законодательство страны, которое имеет тенденцию к ужесточению своих норм в сфере защиты и охраны природы;

-  создавать привлекательный "экологический имидж" своей компании и своей продукции в глазах общественности и государственных природоохранных организаций;

-  сотрудничать с государственными службами, представителями местного самоуправления, профсоюзными и общественными организациями в деле охраны окружающей среды;

-  вырабатывать рациональную стратегию в сфере природопользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе или стране, где осуществляется деятельность фирмы или корпорации, чтобы сделать ее эффективной и социально приемлемой.

Таким образом, в современных условиях экологическая политика корпорации становится важнейшим компонентом при обосновании стратегических решений, выработке долгосрочных ориентиров и планов в развитии производства, поиске компромисса между интересами компании и общества в социально-экологической сфере.

7. Отношения между корпорациями и социальными меньшинствами.

Особой проблемой деловой жизни является проблема социальных меньшинств. Еще не так давно в СССР широко осуществлялась поддержка национальных меньшинств: при поступлении в высшие учебные заведения, при занятии руководящих должностей в местных органах власти и др. Однако на Западе понятие "меньшинства" носит более широкий характер. К ним относят большие группы людей, объединенных по расовому, религиозному, возрастному или половому признаку, которые в силу исторических, культурных или иных традиций ранее или до настоящего времени ограничивались в своих гражданских, политических и экономических (например, при приеме на работу или занятии определенных должностей) правах.

В США последние 30 лет велись ожесточенные дискуссии между теми, кто стремился к разработке специальных программ, призванных помочь меньшинствам подняться по экономической лестнице, и теми, кто предпочитал свести государственное вмешательство в этой области к минимуму. Хотя в американском обществе до сих пор не выработано единого мнения по этим вопросам, все же достигнут консенсус по основным позициям данной проблемы. Вот краткий обзор допустимых и недопустимых действий нанимателей:

-  добровольные меры по поддержке меньшинств. Компании могут добровольно осуществлять программы по найму и продвижению по службе квалифицированных представителей социальных меньшинств, чтобы скорректировать дисбаланс среди своих сотрудников даже в том случае, если не было никаких свидетельств дискриминации в прошлом;

-  обязательные меры по поддержке меньшинств. Федеральные суды могут обязать компании осуществлять программы по поддержке меньшинств в тех случаях, когда наниматели придерживаются явно дискриминационной практики в отношении меньшинств и отказываются внести в нее коррективы;

-  квоты. В особых случаях, когда компании явно дискриминируют представителей меньшинств, федеральный суд может ввести строгие квоты по найму и продвижению по службе представителей меньшинств. Квоты представляют собой количественные нормы найма на работу представителей социальных меньшинств. Вместе с тем добровольные квоты вызывают сомнение с юридической точки зрения;

-  увольнения. Компании не имеют права увольнять белых мужчин, имеющих длительный стаж работы, только для того чтобы обеспечить работой представителей меньшинств с меньшим трудовым стажем;

-  поддержка в форме предпочтения заключения договоров (в пределах некоторой нормы, например 5%) правительственных органов с фирмами, владельцы которых принадлежат к социальным меньшинствам.