5.1. Деловой этикет: сущность, требования, принципы
Слово «этикет» (от фр. etiquette) произошло от названия карточек – «этикеток», которые во Франции при Людовике XIV раздавали на светских приемах. На них были изложены правила поведения, за соблюдением которых следили церемониймейстеры.
Этикет– система правил поведения в общественных местах при контактах с другими людьми.
На этикет огромное влияние оказывают идеологические и социально-экономические факторы.
Современный этикет определяет нормы поведения в различных обстоятельствах: на улице, на работе, в гостях, на официальных приемах. Существует несколько разновидностей этикета: дипломатический, придворный, общегражданский, служебный, деловой, профессиональный. Наиболее официальными являются дипломатический и придворный этикеты. Профессиональный – регулирует исполнение обязанностей представителей какой-либо профессии.
Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.
К общепринятым принципамкультуры поведения относят:приоритет старшего и женщины, принцип гигиены и эстетический принцип.
Профессор Э.А. Уткин выделяет основные требованияделового этикета:
1. Вежливость и корректность.
2. Тактичность и деликатность.
3. Скромность.
4. Пунктуальность и обязательность.
Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.
Выделяют пять основных принципов бизнес-этикета
1. Принцип разумного эгоизма – выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.
2. Принцип позитивности – если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать. А вот другие проявления этого принципа:
- не сплетничайте и не передавайте слухи. Вы думаете, что Вы запускаете копье, на самом же деле Вы запускаете бумеранг;
- не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности. Помните: то, что Петр говорит о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле;
- если Ваше остроумие унижает других – воздержитесь от такого остроумия.
3. Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях.
4. На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия.
5. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.
| Оглавление | Следующая |
- Содержание
- Введение
- 1. Этика бизнеса и ее специфика
- 2. Деловая этика и ее развитие в России
- 2.1 Возникновение этики в России
- 2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России
- 2.3 Деловая культура современного российского общества
- Заключение
- Список использованной литературы
- Учебное пособие. Таганрог: Изд-во тти юфу, 2012. – 116 с.
- 1. Основы деловой этики
- 1.1. Этика как наука
- 1. Основы деловой этики
- 1.2. Сущность деловой этики. Базовые документы деловой этики
- 1. Основы деловой этики
- 1.3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1. Основы деловой этики Вопросы к семинарским занятиям
- 1. Основы деловой этики Темы эссе
- 1. Основы деловой этики Проблемные задания
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность
- 2.1. Сущность этики бизнеса
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность
- 2.2. Корпоративная социальная ответственность организаций
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность Вопросы к семинарским занятиям
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность Практическое упражнение «Оценка уровня этичности организации»
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность Деловая игра «Оказание давления»
- 3. Профессиональная этика
- 3.1. Понятие, содержание и предмет профессиональной этики
- 3. Профессиональная этика
- 3.2. Кодексы профессиональной этики
- 3. Профессиональная этика Вопросы к семинарским занятиям
- 3. Профессиональная этика Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя
- 3. Профессиональная этика Разбор конкретных ситуаций
- 4. Управленческая этика
- 4.1. Управленческая этика: понятие, сущность, значение. Основные заповеди менеджера
- 4. Управленческая этика
- 4.2. Правила делового общения в работе менеджера
- 4. Управленческая этика
- 4.3. Управленческий этикет
- 4. Управленческая этика Вопросы к семинарским занятиям
- 4. Управленческая этика Темы эссэ
- 4. Управленческая этика Деловая игра «Критика»
- 4. Управленческая этика Упражнение «Роль руководителя в ситуации конфликта»
- 4. Управленческая этика Упражнение «Этика и стиль руководства»
- 4. Управленческая этика Упражнение «Этика и стиль руководства»
- 4. Управленческая этика Самооценка практических навыков искусства управленческого общения и решения определенных деловых ситуаций
- 5. Деловой этикет. Дресс-код
- 5.1. Деловой этикет: сущность, требования, принципы
- 5. Деловой этикет. Дресс-код
- 5.2. Этикет приветствий и представлений
- 5. Деловой этикет. Дресс-код
- 5.3. Дресс-код
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Вопросы к семинарским занятиям
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Темы докладов
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Практические задания
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Тест «Ваш имидж»
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Информация к размышлению – базовый гардероб деловой женщины
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Информация к размышлению – трактовка предпочтений в одежде с точки зрения психологии
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации
- 6.1. Основные формы деловой коммуникации
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации
- 6.2. Визитная карточка в деловой коммуникации
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации Вопросы для семинарских занятий
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации Практические задания
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации Тест «Как вы проводите переговоры»
- 7. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- 7.1. Российская этика делового общения
- 7. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- 7.2. Особенности деловой этики иностранных партнеров
- 7. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- 7.3. Сувениры и подарки при общении с иностранными партнерами
- 7. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики
- 8.2. Основные проблемы микроэтики
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики Упражнение «Анализ действий компаний с различных позиций»
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики Деловая игра «Инвалидное кресло»
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики Разбор конкретных ситуаций
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в россии
- 9.1. Общие механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в россии
- 9.2. История развития этических представлений в России
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в россии
- 9.3. Факторы, влияющие на внедрение этики в российскую деловую среду
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в России Вопросы к семинарским занятиям
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в россии Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя
- Заключение
- Библиография
- 1 Глава
- 2 Глава
- 3 Глава
- 4 Глава
- 5 Глава
- 6 Глава
- 7 Глава
- 8 Глава
- 9 Глава