logo
Деловая этика - учебное пособие

1. Этика бизнеса и ее специфика

Этика (греческое ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) - совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / С.А.Айвазян, О.Я.Балкинд, Т.Д.Баснина и др.; Под общей ред. Г.Б.Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998. - С.33.

Всем знакомы общественные установления, связанные с этичностью: быть вежливым, проявлять уважение, не обманывать и т.п. Однако в деловой этике эти общественные пожелания раскрываются в конкретных практических руководствах и принципах, которые позволяют менеджеру не просто быть приятным человеком, но решать деловые задачи.

Например, у норвежских купцов есть замечательный кодекс, Мирошниченко А.А. Этика деловых отношений. Учебный курс / А.А.Мирошниченко. - М: МИЭМП, 2007. - С38. состоящий всего из двух пунктов:

1) не бери с партнера больше стоимости своего продукта;

2) поступай всегда так, чтобы можно было обратиться к партнеру в будущем.

Это простые и понятные принципы, благотворность которых формально признается любым человеком, рассуждающим о нравственности ведения бизнеса или этике управления. Но достаточно проанализировать отношения в обществе с устоявшейся этичной бизнес-средой и в обществе с незрелой бизнес-средой, чтобы сделать вывод о том, где эти принципы соблюдаются, а где нет; и почему общество, где эти принципы соблюдаются, лучше для бизнеса и для жизни; и почему эти и подобные принципы надо соблюдать.

Этика не предписана ни государственным законодательством, ни даже законами природы. Например, если человек пренебрежет законами природы и попробует дышать под водой, он будет жестоко наказан. Если человек нарушит законы государства, то также последует наказание. Нарушения этики не караются таким буквальным образом. И отсюда возникает иллюзия, что этика необязательна, но этика предпочтительна.

Этическое поведение является предметом предпочтительности, то есть добровольного выбора, либо выбора, обусловленного воспитанием, гуманитарной или профессиональной подготовкой. Регулятором этики является не столько наказание, сколько поощрение. Да, неэтичный менеджер, как и неэтичный бизнесмен, скорее всего, потерпит неудачу. Но это не будет моментальной и неотвратимой карой, как в случае с законами физики или государства. Куда важнее, что следование законам этики приводит к формированию успешной среды для бизнеса и управления, то есть к успеху. Вот почему соблюдение этических основ в деловых отношениях регулируется не наказанием, а поощрением.

Базовые принципы человеческого общения таковы, что общество предпочитает этичных. Следовательно, и конкретные люди, если хотят встроиться в общественные структуры, просто вынуждены предпочитать этичное поведение.

Предпочтительность этики означает, что менеджер, следующий этическим принципам в деловых отношениях, получает конкурентные преимущества. Если же менеджер работает в высокоэтичной деловой среде, каковой с необходимостью является развитая цивилизованная рыночная общественная система, то следование этическим принципам становится уже не столько конкурентным фактором, сколько фактором допуска в бизнес и в деловую среду. Неэтичный менеджер не попадет в приличное общество -- хоть светское, хоть акционерное.

Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой, профессиональной этики.

Профессиональная этика- это нравственные нормы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А.Солоницына. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - С.8.

Этика бизнеса- это деловая этика, основывающаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке в соответствии с существующими законодательством и традициями. Горбатов, А.В. Деловая этика: учебное пособие / А.В.Горбатов, О.В.Елескина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - С.12. Она включает в себя:

- нормы, требования, регулирующие деятельность и взаимоотношения предпринимателей;

- этику ведения переговоров;

- этику конкурентной борьбы;

- деловой этикет;

- влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение;

- проблемы социальной ответственности бизнеса и т.д.

Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям.

Первичные основы этики бизнеса были заложены еще в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе - (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Интерес к этике бизнеса в 70-е годы XX века в США, был вызван огромным количеством социальных конфликтов и политических скандалов. Там же. - С.15. В результате общественность заговорила об ответственности корпораций перед обществом и моральных нормах администрации. Все это потребовало разработки норм и правил ведения бизнеса, регламентации взаимоотношений с деловыми партнерами. В профессиональной деятельности складываются специфические отношения между людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу, в результате чего и формируются нравственные нормы, которые регулируют эти отношения.

В России к этой дисциплине обратились только в начале 90-х годов. Необходимость изучения этики бизнеса была вызвана рядом причин. Переход к рыночной экономике повлек за собой множество изменений в привычных и устоявшихся нормах поведения людей. Однако, в условиях централизованной экономики принятие ответственных решений было нередко результатом приспособленческого поведения: главное здесь не экономическая эффективность, а отношение к принятому решению со стороны вышестоящих органов.

В рыночных условиях ситуация существенным образом изменилась. Этика бизнеса в современной России связана с особенностями культурного характера. Слепое копирование европейских стандартов на российской почве было не всегда осуществимо из-за другого менталитета, иных традиций и норм поведения.

Этика деловых отношений подразумевает:

1) уважение к традициям -- общественным и деловым установлениям;

2) уважение к человеку.

Соответственно, для реализации этических принципов деловых отношений надо, во-первых, знать и уважительно соблюдать основные установки делового общения, во-вторых, знать и уважительно соблюдать принципы взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, деловая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания в рамках конкретных видов деятельности, затем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов.