logo
Деловая этика - учебное пособие

1. Основы деловой этики

Основоположником этики (от греч. «ethos» – обычай, порядок, традиция) был Аристотель, который в IV в. до н.э. создал фундаментальные трактаты о добре и зле, нравственности, достойных и аморальных поступках человека. Он образовал понятие «этический» для обозначения особых качеств человека – этических добродетелей – особых свойств характера человека. Для обозначения совокупности этих этических добродетелей как особой предметной области знания, а также для выделения этих знаний как особой науки Аристотель ввел термин «этика». При переводе работ Аристотеля на латинский язык Цицерон использовал понятие «мораль» («mores» - норов, характер). В ряде языков существуют свои слова, аналогичные греческому «этика». В России, например, это – нравственность.

В первоначальном варианте «этика», «мораль», «нравственность» - синонимы. Однако со временем за этими словами закрепляется разный смысл.

Этика– область научных знаний, предметом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания.

Мораль– существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Нравственность– сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.

Основные виды этического знания представлены на рис. 1.1.

Рисунок 1.1. Принципы деления этики

В настоящий момент в России роль этики как науки велика: она позволяет проанализировать нравственное состояние общества, указать на причины, вызвавшие данное состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.