6.2. Визитная карточка в деловой коммуникации
Визитная карточка— небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
Употребление визитных карточек имеет свою историю. Впервые они появились во Франции в XVII веке, хотя нечто похожее существовало в древнем Китае. В дореволюционной России визитные карточки были весьма распространены. Прежде всего, они были своеобразным свидетельством визита. Так, например, извещая о своем возвращении, принося благодарность и т.д., необходимо было являться с визитом лично, а в случае отсутствия хозяев оставлялась визитная карточка. Практичны и удобны были визитные карточки, имеющие на 4-х углах начальные буквы обозначений различных случаев, которые могли быть причиной посещения. Например, «п» —- означало поздравление, «о» — отъезд, и, следовательно, прощальный визит, «ж» — желание осведомиться о состоянии здоровья, «в» — возвращение из длительной поездки. Загибался угол, где находилась буква, означающая цель визита.
В странах с развитой рыночной экономикой (как Запада, так и Востока) визитные карточки играют важную роль в современном деловом этикете и в большинстве случаев заменяют любой документ, в т.ч. удостоверение личности. Визитные карточки уже прочно входят в повседневную деловую практику и в нашей стране.
В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения определились две важнейшие их функции: представительская и использование в качестве письменного послания.
При выполнении представительской функции наиболее известны следующие виды визитных карточек:
1. Карточка для специальных и представительских целей, на которой указывают фамилию, имя, отчество, полное название фирмы, должность, но не проставляют координаты — адрес и телефон. Такую визитную карточку вручают при знакомстве. Отсутствие адреса и телефона указывает на то, что владелец карточки не намерен продолжать контакт с собеседником.
2. Стандартная деловая карточка, на которой указывают фамилию, имя, отчество, место работы, должность, служебный телефон, телефакс (телекс). Вручение такой карточки свидетельствует о намерении ее владельца установить тесные взаимосвязи с представленным ему лицом. Номер домашнего телефона на стандартной деловой карточке обычно указывают лишь представители творческих профессий, работающие большую часть времени в домашнем кабинете. Данный вид визитных карточек используется исключительно в служебной сфере.
3. Карточка организации (фирмы), на которой указывают адрес, телефон, телефакс (телекс). С такой карточкой отправляют поздравления, подарки, цветы, сувениры по случаю знаменательных дат. Наличие на карточке нескольких телефонов, номеров внутренней связи указывает на многочисленность ее персонала, а, следовательно, свидетельствует о ее солидности.
4. Визитные карточки для неофициального общения, на которых указывают фамилию, имя, отчество, иногда — профессию, почетные и ученые звания, но не проставляют реквизиты, подчеркивающие официальный статус. Разновидностью визитных карточек для неофициального общения являются совместные карточки супругов или «семейные» карточки, на которых указывают фамилию, имена и отчества супругов (первым обычно пишется имя жены), а также домашний адрес и телефон. Такие карточки прикладывают к подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены, оставляют при совместных неофициальных визитах.
При выполнении функции письменного послания в настоящее время в левом верхнем или нижнем углу визитной карточки проставляются установившиеся в международном протоколе обозначения (начальные буквы соответствующих французских слов), указывающие на повод, по которому посылается карточка, а именно:
P.f. — поздравление с праздником (p.f.N.A. — поздравление по случаю Нового года);
P.r. — выражение благодарности;
p.f.c. — выражение удовлетворения знакомством;
р.с. — выражение соболезнования;
р.р.р.— выражение соболезнования с готовностью помочь;
р.р. — для заочного представления;
р.р.с.— при прощании вместо личного визита (например, в случае длительного отпуска или окончательного отъезда из страны пребывания).
На визитные карточки с буквами р.r., р.р.с. принято не отвечать. В ответ на визитные карточки с буквами р.с., p.f., р.р.р. посылают свою визитку с буквами р. r., т. е. благодарят. На визитку с сокращениями р.р. ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи. Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты.
На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на родном или иностранном языке. В таких случаях текст пишется в третьем лице, подпись не ставится.
При знакомстве первым вручает свою визитную карточку тот, чье должностное положение или ранг ниже. Если партнеры находятся на одном должностном уровне, первым вручает свою визитную карточку тот, кто младше по возрасту. Если же должностное положение и возраст партнеров одинаковы, первым вручает свою визитку ток, кто вежливее. При поездке за рубеж процедура немного упрощается, поскольку в этом случае первыми визитную карточку вручают хозяева.
Визитную карточку принято подавать партнеру так, чтобы он мог сразу прочитать текст. Нужно также отчетливо произнести имя и фамилию, чтобы партнер мог более или менее запомнить их произношение. Во время переговоров визитные карточки лучше положить перед собой, чтобы не ошибаться в именах. Однако заглядывать в них нужно незаметно, открыто считывать имя собеседника считается дурным тоном. Нельзя на глазах у хозяина визитки вертеть ее в руках, мять, делать пометки. Это может быть воспринято им как неуважение, а вы прославитесь плохими манерами.
В разных странах существуют свои правила по протягиванию визитной карточки. Согласно традициям Юго-Восточной Азии это, как правило, делается двумя руками, а текст визитки должен быть обращен к тому, кому она передается. Брать визитку также желательно двумя руками. В арабских странах ни в коем случае нельзя давать визитку левой рукой, т.к. левая рука у мусульман считается нечистой. Визитную карточку принято вручать лично, но она может быть послана курьером или шофером. Не рекомендуется, но допускается отправка визитных карточек по почте. Если визитные карточки, адресованные нескольким людям, отправляются в фирму по почте, то в верхнем левом углу визитки пишется фамилия того, кому предназначена.
Визитные карточки, привозимые адресату лично владельцем, загибаются в соответствии с местной традицией. В нашей стране принято загнуть, а затем распрямить правый верхний угол визитки или правую сторону по всей ширине. Фамилия того, кому оставляется визитная карточка, не пишется. Вручать ее с чувством благодарности лично адресату не принято. Серьезным нарушением правил этикета считается ситуация, когда, когда человек не узнает делового партнера, с которым когда-то обменялся визитными карточками.
Исправлять на визитках можно изменившиеся телефоны, просто зачеркнув старые и написав сверху новые. Но ни в коем случае нельзя исправлять должность, в этом случае нужно заказать новые визитки.
Визитки никогда не должны "вдруг" закончится! В России или во Франции к отсутствию визитки при ведении переговоров партнер отнесется снисходительно и просто запишет информацию на листе бумаги, то в Японии бизнесмен, извиняющийся, что у него кончились визитки, полностью себя компрометирует. Собеседник воспримет это либо как несерьезность человека, либо, что еще хуже, как неуважение к себе.
- Содержание
- Введение
- 1. Этика бизнеса и ее специфика
- 2. Деловая этика и ее развитие в России
- 2.1 Возникновение этики в России
- 2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России
- 2.3 Деловая культура современного российского общества
- Заключение
- Список использованной литературы
- Учебное пособие. Таганрог: Изд-во тти юфу, 2012. – 116 с.
- 1. Основы деловой этики
- 1.1. Этика как наука
- 1. Основы деловой этики
- 1.2. Сущность деловой этики. Базовые документы деловой этики
- 1. Основы деловой этики
- 1.3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1. Основы деловой этики Вопросы к семинарским занятиям
- 1. Основы деловой этики Темы эссе
- 1. Основы деловой этики Проблемные задания
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность
- 2.1. Сущность этики бизнеса
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность
- 2.2. Корпоративная социальная ответственность организаций
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность Вопросы к семинарским занятиям
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность Практическое упражнение «Оценка уровня этичности организации»
- 2. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность Деловая игра «Оказание давления»
- 3. Профессиональная этика
- 3.1. Понятие, содержание и предмет профессиональной этики
- 3. Профессиональная этика
- 3.2. Кодексы профессиональной этики
- 3. Профессиональная этика Вопросы к семинарским занятиям
- 3. Профессиональная этика Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя
- 3. Профессиональная этика Разбор конкретных ситуаций
- 4. Управленческая этика
- 4.1. Управленческая этика: понятие, сущность, значение. Основные заповеди менеджера
- 4. Управленческая этика
- 4.2. Правила делового общения в работе менеджера
- 4. Управленческая этика
- 4.3. Управленческий этикет
- 4. Управленческая этика Вопросы к семинарским занятиям
- 4. Управленческая этика Темы эссэ
- 4. Управленческая этика Деловая игра «Критика»
- 4. Управленческая этика Упражнение «Роль руководителя в ситуации конфликта»
- 4. Управленческая этика Упражнение «Этика и стиль руководства»
- 4. Управленческая этика Упражнение «Этика и стиль руководства»
- 4. Управленческая этика Самооценка практических навыков искусства управленческого общения и решения определенных деловых ситуаций
- 5. Деловой этикет. Дресс-код
- 5.1. Деловой этикет: сущность, требования, принципы
- 5. Деловой этикет. Дресс-код
- 5.2. Этикет приветствий и представлений
- 5. Деловой этикет. Дресс-код
- 5.3. Дресс-код
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Вопросы к семинарским занятиям
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Темы докладов
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Практические задания
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Тест «Ваш имидж»
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Информация к размышлению – базовый гардероб деловой женщины
- 5. Деловой этикет. Дресс-код Информация к размышлению – трактовка предпочтений в одежде с точки зрения психологии
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации
- 6.1. Основные формы деловой коммуникации
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации
- 6.2. Визитная карточка в деловой коммуникации
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации Вопросы для семинарских занятий
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации Практические задания
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»
- 6. Этические нормы различных форм деловой коммуникации Тест «Как вы проводите переговоры»
- 7. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- 7.1. Российская этика делового общения
- 7. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- 7.2. Особенности деловой этики иностранных партнеров
- 7. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- 7.3. Сувениры и подарки при общении с иностранными партнерами
- 7. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики
- 8.2. Основные проблемы микроэтики
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики Упражнение «Анализ действий компаний с различных позиций»
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики Деловая игра «Инвалидное кресло»
- 8. Основные проблемы макро- и микроэтики Разбор конкретных ситуаций
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в россии
- 9.1. Общие механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в россии
- 9.2. История развития этических представлений в России
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в россии
- 9.3. Факторы, влияющие на внедрение этики в российскую деловую среду
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в России Вопросы к семинарским занятиям
- 9. Особенности и Механизмы внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в россии Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя
- Заключение
- Библиография
- 1 Глава
- 2 Глава
- 3 Глава
- 4 Глава
- 5 Глава
- 6 Глава
- 7 Глава
- 8 Глава
- 9 Глава