logo search

9. Как человек принимает решение?

Есть два способа принимать решение. Первый из них состоит в

обдумывании. Мы рассматриваем ту или иную возможность, взвешиваем все

обстоятельства и принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу

Реальности. Второй способ обходится без сознательного обдумывания. Если бы

нам пришлось думать о каждой мелочи, которую мы делаем в течение дня, то

нерешительность обратила бы нашу жизнь в сплошную суматоху. Представьте

себе, что нам пришлось бы каждый раз, нажимая кнопку, задумываться над тем,

каким пальцем ее нажать; тогда это превратилось бы в столь же длительную

процедуру, как одевание у малышей. Поэтому мозг располагает способами

принимать за нас решения без ведома нашего сознания.

Один из способов бессознательного принятия решений -- автоматическая

экономия мышления, называемая привычкой, -- экономит усилия при обращении с

простыми повседневными ситуациями, не вызывающими напряжений Ид. Встречаются

люди, и в самом деле вынужденные обдумывать и разрабатывать каждый пустяк,

который большинство из нас делает по привычке; как мы увидим дальше на

примере Энн Кейо, у таких людей возникает множество забот, поглощающих все

их время и энергию, так что у них почти не остается времени заняться всерьез

обычными делами. Как показали исследования, обычные действия вроде нажатия

кнопки или мытья рук, не имеющие для обычного человека какого-либо

эмоционального смысла, приобретают у таких людей особое значение. Их либидо

и мортидо слишком смещено на тривиальные предметы и делает слишком многие

образы неясными. Поскольку привычка работает лишь в ненапряженных ситуациях

с отчетливыми образами, у таких одержимых как раз поступки, связанные с

привычкой, вызывают трудности. Разные части окружающего мира чрезмерно

привлекают их либидо и мортидо.

Для принятия решения в более эмоциональных ситуациях само Ид доставляет

нам бессознательную силу. Сила эта основана на эмоциональных установках,

заимствуемых в раннем детстве у родителей и других лиц, любовь которых мы

ценим и боимся потерять. Выйдя из младенческого возраста, люди приобретают

способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие, как

они полагают, воображаемым пожеланиям этих близких людей в данных условиях.

Они ведут себя, как будто они говорят себе что-нибудь вроде следующего: "Я

должен поступить таким образом, потому что этого потребовал бы мой отец,

будь он сейчас рядом со мной. Если я поступлю не так, он нахмурит брови, как

это бывало в детстве".

Важно заметить, что человеку вовсе незачем говорить себе эти вещи;

результат получается, однако, в точности такой, как если бы он их себе

сказал. Таким путем сберегаются время и энергия, необходимые для принятия

решений.

У детей, воспитанных без отца или родителями, плохо исполнявшими свою

роль, эта часть их развития оказывается нарушенной, что может причинить им в

дальнейшей жизни возрастающие огорчения и трудности.

В состав родительских влияний входят усвоенные с детства уроки, как

сохранять любовь других людей. В раннем детстве индивид усваивает, как он

"должен" себя вести, поскольку родители порицают его, когда он поступает не

так, как должен поступать, по их мнению; и это чувство "должного" внедряется

столь глубоко, что становится частью психической структуры человека. В более

позднем возрасте (то есть после пяти-шести лет) также усваивается нечто

должное, теперь уже остающееся в сознании в виде так называемой совести и

также играющее роль в принятии решений. Более ранняя подсознательная

совесть, однако, важнее сознательной совести, поскольку она образуется

раньше, укореняется глубже, имеет большую силу, труднее поддается изменению

и контролю и влияет на поведение человека без его отчетливого понимания, а

часто вопреки его воле.

Когда индивид вырастает, его родители уже не стоят рядом с ним, готовые

наказать его за отступления от должного поведения; но их могущественные,

тяжело нагруженные эмоциями образы остаются в его психике, а это не менее

действенно, поскольку индивид будет всегда поступать в соответствии со

своими образами, а не с реальным окружением. Неважно, что этим образам

должного двадцать или сорок лет, потому что они подсознательны, а

подсознательное, как мы знаем, никогда не стареет, и образы его пропитаны

ощущением бессмертия, сохраняющим их молодыми и свежими. Что касается

наказания в случае проступка, то и оно обходится без участия родителей. Об

этом заботится его собственное Ид.

Точно так же, как часть либидо обращается на самого индивида, внушая

ему уважение к себе, так и часть его мортидо обращается внутрь, доставляя

энергию для собственного наказания. Если его поступок несовместим с

поведением, усвоенным как должное в раннем детстве, эта часть его мортидо

высвечивает перед ним порицающие образы родителей. Когда мы делаем

что-нибудь, чего бы делать не должны, возникающая при этом реакция

называется "виной". И если даже индивид не сознает этой вины, то

неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо, возникающее от

его безнравственности, проявляется в виде потребности в наказании. Вина и

потребность в наказании означают, что образы родителей проявляют активность,

угрожая ему наказанием приблизительно так же, как это делали его подлинные

родители. Пока эта потребность в наказании не удовлетворена, она продолжает

существовать; напряжение может накапливаться годами, а попытки снять его

могут привести к тому, что человек будет снова и снова попадать в беду.

Направленная внутрь разрушительная энергия должна быть поэтому устранена.

Как и другие виды энергии Ид, она может зайти слишком далеко, если Эго не

осознает, что происходит, и не остановит развитие процесса. В противном

случае потребность в наказании может причинить индивиду неприятности,

нередко проявляющиеся в "забывчивости" или "легкомыслии".

Как мы видим, напряжения Ид несколько сложнее, чем можно было

подозревать вначале. Имеются напряжения либидо, направленного наружу, и

напряжения либидо, направленного внутрь; напряжения мортидо, направленного

наружу, и напряжения мортидо, направленного внутрь. Все четыре группы

напряжений требуют удовлетворения, и обязанность Эго держать их все под

контролем. Одна из важнейших и самых трудных задач Эго -- следить за тем,

чтобы направленное внутрь напряжение мортидо не возросло сверх меры

вследствие удовлетворения какого-либо из остальных трех напряжений. Иными

словами, "вина" может вызвать большее напряжение, чем было снято поступком,

вызвавшим эту вину; некоторые люди, не умеющие контролировать свое чувство

вины, способны безудержно наказывать себя за какой-нибудь банальный

проступок.

Бессознательные образы родителей и их преемников, воплощающие ранние

уроки жизни, нагружены долей либидо и мортидо, отщепленной от остального Ид.

Эта система, участвующая в принятии решений, носит название Суперэго. Вопрос

о вине и потребности наказания сложен, поскольку явления эти связаны с рядом

элементов, участвующих в принятии решений. Первый из них -- только что

описанное Суперэго. Второй -- это Идеал Эго, состоящий из сложившихся у

индивида сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть;

образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и

кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества. Далее,

у индивида есть еще сознательный образ того, что хорошо и что плохо,

полученный главным образом от его религиозных наставников, школьных учителей

и других авторитетов; эти авторитеты и формируют то, что обычно называется

совестью.

Для простоты мы объединим все эти три элемента под общим именем

Суперэго.

Одна из первых вещей, на которых ребенок учится выполнять свой долг, --

это правильное управление кишечником; поэтому период тренировки кишечника

играет важную роль в формировании Суперэго. Это хороший пример твердо

установленной, но довольно сложной связи между кишечником и мортидо, с

которой мы еще встретимся ниже.

Следует иметь в виду, что мортидо, заключенное в Суперэго, есть

некоторая доля, отщепленная от остального Ид и способная выступать в большей

или меньшей степени в качестве противника Ид. Итак, в конечном счете Эго

встречается с тремя энергетическими системами, которые надо принимать в

расчет перед действием: это желания Ид, реальность внешнего мира и Суперэго.

Как мы видим, решения человека могут приниматься сознательно или

подсознательно. Сознательные решения, как нам хотелось бы думать,

регулируются Принципом Реальности и сознательной совестью. Подсознательные

решения в случае действий небольшого эмоционального значения могут быть

упрощены привычкой, чем достигается также сбережение энергии. В большей

части эмоциональных ситуаций решения зависят от исхода конфликта между

подсознательными силами Суперэго и Ид. Решение принимается без ведома

индивида, не знающего стоящих за этим решением подлинных сил; когда оно уже

принято, индивид берет на себя задачу найти для него оправдание, убедив себя

и других, что оно принято в соответствии с реальной ситуацией. Этот процесс

называется "рационализацией".