9. Как человек принимает решение?
Есть два способа принимать решение. Первый из них состоит в
обдумывании. Мы рассматриваем ту или иную возможность, взвешиваем все
обстоятельства и принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу
Реальности. Второй способ обходится без сознательного обдумывания. Если бы
нам пришлось думать о каждой мелочи, которую мы делаем в течение дня, то
нерешительность обратила бы нашу жизнь в сплошную суматоху. Представьте
себе, что нам пришлось бы каждый раз, нажимая кнопку, задумываться над тем,
каким пальцем ее нажать; тогда это превратилось бы в столь же длительную
процедуру, как одевание у малышей. Поэтому мозг располагает способами
принимать за нас решения без ведома нашего сознания.
Один из способов бессознательного принятия решений -- автоматическая
экономия мышления, называемая привычкой, -- экономит усилия при обращении с
простыми повседневными ситуациями, не вызывающими напряжений Ид. Встречаются
люди, и в самом деле вынужденные обдумывать и разрабатывать каждый пустяк,
который большинство из нас делает по привычке; как мы увидим дальше на
примере Энн Кейо, у таких людей возникает множество забот, поглощающих все
их время и энергию, так что у них почти не остается времени заняться всерьез
обычными делами. Как показали исследования, обычные действия вроде нажатия
кнопки или мытья рук, не имеющие для обычного человека какого-либо
эмоционального смысла, приобретают у таких людей особое значение. Их либидо
и мортидо слишком смещено на тривиальные предметы и делает слишком многие
образы неясными. Поскольку привычка работает лишь в ненапряженных ситуациях
с отчетливыми образами, у таких одержимых как раз поступки, связанные с
привычкой, вызывают трудности. Разные части окружающего мира чрезмерно
привлекают их либидо и мортидо.
Для принятия решения в более эмоциональных ситуациях само Ид доставляет
нам бессознательную силу. Сила эта основана на эмоциональных установках,
заимствуемых в раннем детстве у родителей и других лиц, любовь которых мы
ценим и боимся потерять. Выйдя из младенческого возраста, люди приобретают
способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие, как
они полагают, воображаемым пожеланиям этих близких людей в данных условиях.
Они ведут себя, как будто они говорят себе что-нибудь вроде следующего: "Я
должен поступить таким образом, потому что этого потребовал бы мой отец,
будь он сейчас рядом со мной. Если я поступлю не так, он нахмурит брови, как
это бывало в детстве".
Важно заметить, что человеку вовсе незачем говорить себе эти вещи;
результат получается, однако, в точности такой, как если бы он их себе
сказал. Таким путем сберегаются время и энергия, необходимые для принятия
решений.
У детей, воспитанных без отца или родителями, плохо исполнявшими свою
роль, эта часть их развития оказывается нарушенной, что может причинить им в
дальнейшей жизни возрастающие огорчения и трудности.
В состав родительских влияний входят усвоенные с детства уроки, как
сохранять любовь других людей. В раннем детстве индивид усваивает, как он
"должен" себя вести, поскольку родители порицают его, когда он поступает не
так, как должен поступать, по их мнению; и это чувство "должного" внедряется
столь глубоко, что становится частью психической структуры человека. В более
позднем возрасте (то есть после пяти-шести лет) также усваивается нечто
должное, теперь уже остающееся в сознании в виде так называемой совести и
также играющее роль в принятии решений. Более ранняя подсознательная
совесть, однако, важнее сознательной совести, поскольку она образуется
раньше, укореняется глубже, имеет большую силу, труднее поддается изменению
и контролю и влияет на поведение человека без его отчетливого понимания, а
часто вопреки его воле.
Когда индивид вырастает, его родители уже не стоят рядом с ним, готовые
наказать его за отступления от должного поведения; но их могущественные,
тяжело нагруженные эмоциями образы остаются в его психике, а это не менее
действенно, поскольку индивид будет всегда поступать в соответствии со
своими образами, а не с реальным окружением. Неважно, что этим образам
должного двадцать или сорок лет, потому что они подсознательны, а
подсознательное, как мы знаем, никогда не стареет, и образы его пропитаны
ощущением бессмертия, сохраняющим их молодыми и свежими. Что касается
наказания в случае проступка, то и оно обходится без участия родителей. Об
этом заботится его собственное Ид.
Точно так же, как часть либидо обращается на самого индивида, внушая
ему уважение к себе, так и часть его мортидо обращается внутрь, доставляя
энергию для собственного наказания. Если его поступок несовместим с
поведением, усвоенным как должное в раннем детстве, эта часть его мортидо
высвечивает перед ним порицающие образы родителей. Когда мы делаем
что-нибудь, чего бы делать не должны, возникающая при этом реакция
называется "виной". И если даже индивид не сознает этой вины, то
неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо, возникающее от
его безнравственности, проявляется в виде потребности в наказании. Вина и
потребность в наказании означают, что образы родителей проявляют активность,
угрожая ему наказанием приблизительно так же, как это делали его подлинные
родители. Пока эта потребность в наказании не удовлетворена, она продолжает
существовать; напряжение может накапливаться годами, а попытки снять его
могут привести к тому, что человек будет снова и снова попадать в беду.
Направленная внутрь разрушительная энергия должна быть поэтому устранена.
Как и другие виды энергии Ид, она может зайти слишком далеко, если Эго не
осознает, что происходит, и не остановит развитие процесса. В противном
случае потребность в наказании может причинить индивиду неприятности,
нередко проявляющиеся в "забывчивости" или "легкомыслии".
Как мы видим, напряжения Ид несколько сложнее, чем можно было
подозревать вначале. Имеются напряжения либидо, направленного наружу, и
напряжения либидо, направленного внутрь; напряжения мортидо, направленного
наружу, и напряжения мортидо, направленного внутрь. Все четыре группы
напряжений требуют удовлетворения, и обязанность Эго держать их все под
контролем. Одна из важнейших и самых трудных задач Эго -- следить за тем,
чтобы направленное внутрь напряжение мортидо не возросло сверх меры
вследствие удовлетворения какого-либо из остальных трех напряжений. Иными
словами, "вина" может вызвать большее напряжение, чем было снято поступком,
вызвавшим эту вину; некоторые люди, не умеющие контролировать свое чувство
вины, способны безудержно наказывать себя за какой-нибудь банальный
проступок.
Бессознательные образы родителей и их преемников, воплощающие ранние
уроки жизни, нагружены долей либидо и мортидо, отщепленной от остального Ид.
Эта система, участвующая в принятии решений, носит название Суперэго. Вопрос
о вине и потребности наказания сложен, поскольку явления эти связаны с рядом
элементов, участвующих в принятии решений. Первый из них -- только что
описанное Суперэго. Второй -- это Идеал Эго, состоящий из сложившихся у
индивида сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть;
образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и
кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества. Далее,
у индивида есть еще сознательный образ того, что хорошо и что плохо,
полученный главным образом от его религиозных наставников, школьных учителей
и других авторитетов; эти авторитеты и формируют то, что обычно называется
совестью.
Для простоты мы объединим все эти три элемента под общим именем
Суперэго.
Одна из первых вещей, на которых ребенок учится выполнять свой долг, --
это правильное управление кишечником; поэтому период тренировки кишечника
играет важную роль в формировании Суперэго. Это хороший пример твердо
установленной, но довольно сложной связи между кишечником и мортидо, с
которой мы еще встретимся ниже.
Следует иметь в виду, что мортидо, заключенное в Суперэго, есть
некоторая доля, отщепленная от остального Ид и способная выступать в большей
или меньшей степени в качестве противника Ид. Итак, в конечном счете Эго
встречается с тремя энергетическими системами, которые надо принимать в
расчет перед действием: это желания Ид, реальность внешнего мира и Суперэго.
Как мы видим, решения человека могут приниматься сознательно или
подсознательно. Сознательные решения, как нам хотелось бы думать,
регулируются Принципом Реальности и сознательной совестью. Подсознательные
решения в случае действий небольшого эмоционального значения могут быть
упрощены привычкой, чем достигается также сбережение энергии. В большей
части эмоциональных ситуаций решения зависят от исхода конфликта между
подсознательными силами Суперэго и Ид. Решение принимается без ведома
индивида, не знающего стоящих за этим решением подлинных сил; когда оно уже
принято, индивид берет на себя задачу найти для него оправдание, убедив себя
и других, что оно принято в соответствии с реальной ситуацией. Этот процесс
называется "рационализацией".
- Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
- Глава XI. Лекарства и другие методы
- Глава XII. Практические вопросы
- Часть 1. Нормальное разбитие
- Глава I. С чем людям приходится сталкиваться?
- 1. Можно ли судить о людях по их виду?
- 2. Откуда происходит человеческая энергия?
- 3. Зачем нужен мозг?
- 4. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
- 5. Как чувства изменяют опыт
- 6. Чем люди отличаются друг от друга
- Глава II. Что люди пытаются делать
- 1. Что такое человек?
- 2. Что человеку надо?
- 3. Каковы самые мощные стремления?
- 4. Проблема человека
- 5. Как люди выражают свои стремления?
- 6. Как люди обращаются со своим окружением?
- 7. Как человек растет и меняется?
- 8. Почему человек должен управлять собой?
- 9. Как человек принимает решение?
- 10. Для кого все это делается?
- Глава III. Рост индивида
- 1. Чем взрослый отличается от ребенка?
- 2. О чем думает новорожденный?
- 3. Эмоциональное развитие сосущего младенца
- 4. Как ребенок учится себя вести
- 5. Маленький мальчик и маленькая девочка
- 6. Обращение с людьми
- 7. Когда начинается половая деятельность?
- 8. Как ребенок реагирует на поведение родителей?
- Глава IV. Сны и подсознание
- 1. Что такое подсознание?
- 2. Из чего состоит подсознание?
- 3. Почему люди видят сны?
- 4. Истолкование сновидений
- 5. Что такое сон?
- Часть 2. Ненормальное развитие
- Глава V. Неврозы
- 1. Каким образом эмоции вызывают физическое заболевание
- 2. Каким образом эмоции вызывают физическую боль?
- 3. Что такое психосоматическая медицина?
- 4. Что такое невротическое поведение?
- 5. Что такое невротический симптом?
- 6. Различные виды неврозов
- 7. Что вызывает неврозы?
- Глава VI. Психозы
- 1. Что такое сумасшествие?
- 2. Различные виды психозов
- 3. Что вызывает психозы?
- Глава VII. Алкоголь, химические препараты и некоторые расстройства
- 1. Разные виды пьянства
- 2. Что такое наркоман?
- 3. Во что люди могут вовлекаться?
- 4. Как вылечить "зависимого"?
- 5. Белая горячка (Delirium tremens)
- 6. Что такое социопат?
- 7. Что такое половое извращение?
- 8. Что такое мастурбация?
- 9. Что такое гомосексуализм?
- 10. Что такое транссексуалы и травести?
- Часть 3. Методы лечения
- Глава VIII. Психотерапия
- 1. Что значит "обратиться к психиатру"?
- 2. Что такое психоанализ?
- 3. Как проводится психоанализ
- 4. Что происходит во время анализа?
- 5. Кто должен подвергнуться психоанализу?
- 6. Кто был Фрейд?
- 7. Фрейд и его последователи
- 8. Что такое гипноз?
- 9. Другие подходы
- 10. Что такое групповая терапия?
- 11. Что такое семейная терапия?
- Глава IX. Анализ взаимодействий
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы
- 3. Как происходит анализ взаимодействий
- 4. Анализ взаимодействий в действии
- 5. История и будущее анализа взаимодействий
- Глава X. Смежные профессии
- 1. Что такое психиатрический социальный работник?
- 2. В чем состоит подготовка к психиатрической социальной работе?
- 3. Чем отличается психиатрический социальный работник от других
- 1. Что такое психиатрическая сестра?
- 1. Что такое пастырское наставление?
- 2. Подготовка к пастырскому наставлению
- 3. Куда обращаются за наставлением
- 4. Как выполняется пастырское наставление
- 1. Что такое общинная психиатрия?
- 2. Виды психиатрического обслуживания
- 3. Чем может быть полезен общинный психиатр?
- 4. Чем психиатрия может помочь производству?
- Глава XI. Лекарства и другие методы
- 1. Старые лекарства
- 2. Кто открыл змеиный корень?
- 3. Виды транквилизаторов
- 4. О "сыворотке правды"
- 5. О лечении шоком
- 6. Что такое мозговые волны?
- 7. Что такое воздушная энцефалограмма?
- Глава XII. Практические вопросы
- 1. Как выбрать врача
- 2. Можно ли вылечить психические болезни?
- 1. О гадалках
- 2. Что такое интуиция?
- 3. Как действует интуиция?
- 4. Что такое сверхчувственное восприятие?
- 5. Как действует сверхчувственное восприятие?
- Глава I
- 1. Физическое строение
- 2. Эндокринные железы
- 3. Мозг
- 4. Образы
- 5. Представления
- 6. Индивидуальные различия
- Глава II
- 1. Напряжения
- 2. Беспокойство
- 3. Инстинкты
- 4. Механизмы психики
- 5. Выражение инстинктов и Эго
- 6. Психический рост
- 7. Суперэго
- 8. Physis
- Глава III
- 1. Взрослый и ребенок
- 2 И 3. Новорожденный и сосание
- 4. Оральный и анальный эротизм
- 8. Эдипов комплекс
- Глава IV
- 1 И 2. Подсознание
- 3 И 4. Сновидения
- Глава V
- 1 И 2. Эмоции и болезнь
- 7. Причины невроза
- Глава VI
- 1. Сумасшествие
- 2. Виды психозов
- Глава VII
- 1. Алкоголизм
- 2. Наркомания
- 3. Психоделические средства и другие препараты
- 4. Лечение алкоголиков
- 5. Delirium Tremens
- 6. Социопаты
- 7. Половые извращения
- 8. Мастурбация
- 9. Гомосексуализм
- 10. Травести и транссексуалы
- Глава VIII
- 1. Психотерапия
- 2. Что такое психоанализ?
- 3 И 4. Процесс анализа
- 5. Кому следует подвергнуться психоанализу?
- 6. Фрейд
- 7. Диссиденты
- 8. Гипноз
- 9. Другие подходы
- 10. Групповая терапия
- 11. Семейная терапия
- Глава IX
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы
- 3. Как происходит анализ взаимодействий
- 4. Анализ взаимодействий в действии
- 5. История и будущее анализа взаимодействий
- Глава X
- Глава XI
- 2. Раувольфия
- 3. Новые лекарства
- 4. Наркоанализ и наркосинтез
- 5 И 6. Лечение шоком, психическая хирургия и электроэнцефалография
- 7. Радиология
- Глава XII
- 1. Выбор врача
- 2. Результаты
- 1. Гадалки
- 2 И 3. Интуиция
- 5. Природа счв