7. Что вызывает неврозы?
Невроз зависит прежде всего от силы импульсов Ид и от возможностей их
выражения либо каким-нибудь приличным прямым путем, либо здоровыми методами
смещения. Если человека с раннего детства приводили в ярость или сексуально
стимулировали, он просто не в состоянии справиться с накопившимся
возбуждением с помощью нормальных методов, имеющихся в его распоряжении;
тогда это возбуждение будет мешать его счастью и производительности его
труда, если только он не получит помощи извне. С другой стороны, некоторые
люди не могут справиться даже с нормальным количеством возбуждения, не
испытывая трудностей; происходит это от чересчур строгого Суперэго, от
недостаточной стимуляции развития Эго и способности хранения энергии и
восприятий, или же от особо плохих внешних обстоятельств.
Если человек испытывает трудности, пытаясь справиться со своими
накопившимися напряжениями, то любое изменение одного из упомянутых факторов
может вызвать невроз. Все может быть благополучно, пока обстоятельства не
приведут к увеличению напряжений Ид (усилению негодования или полового
возбуждения), к увеличению суровости Суперэго (чувства вины), к ослаблению
способности хранения (при физической болезни) или же лишат человека путей
здорового выражения напряжений (при тюремном заключении); и тогда наступает
срыв.
Весьма важна роль Суперэго, определяющего, сколько напряжений индивид
позволяет себе облегчить и сколько ему приходится хранить. Если Суперэго
снисходительно, оно допускает свободное облегчение и требуется небольшое
хранение; если же оно требовательно, разрешая лишь небольшие удовлетворения,
то накапливается много напряжений, перегружающих способность хранения. Это
не значит, что для избежания неврозов надо давать свободное выражение своим
импульсам. Прежде всего такое поведение может привести к столь значительным
осложнениям с внешними энергетическими системами, то есть с природой и с
другими людьми, что дальнейшее облегчение станет невозможным и в конечном
счете накопится больше напряжений, чем когда-либо прежде. Например, человек,
позволяющий себе бранить жену сколько ему вздумается, может ее потерять, и у
него не останется никого, кто позволил бы использовать себя в качестве
объекта либидо или мортидо, а это вызовет у него страдания.
Затем, разумнее соблюдать воздержание, чем рисковать оскорбить
Суперэго: это придирчивый хозяин, и кары его трудно избежать. Допустим,
женщина решает, что ее Суперэго позволит ей сделать аборт без последующего
наказания.
Если она не способна правильно судить о своих подлинных чувствах, ей
может показаться в этот момент, что все будет в порядке; но если, как это
нередко случается, она неверно о себе судит, то чувство вины может
пробудиться много времени спустя и, возможно, под действием неумолчных
упреков Суперэго прорвется в сорок или пятьдесят лет.
Другой важный фактор невроза -- это количество неоконченных дел,
оставшихся с детства. Чем больше это количество, тем более вероятен невроз в
заданной ситуации и тем более суровым он может оказаться. Например, из трех
пациентов, совместно испытавших тяготы военной службы, отцы которых умерли,
когда им было соответственно два, четыре и восемь лет, у первого произошел
самый тяжелый срыв, у второго менее серьезный, а у третьего самый легкий. У
первого было больше всего неоконченных "отцовских дел", у второго меньше, а
у третьего меньше всего. Сила их неврозов соответствовала их эмоциональному
опыту -- или отсутствию, опыта -- по отношению к старшим мужчинам; это
отношение важно в армейской жизни, где офицер во многом играет роль отца.
Человек с небольшими эмоциональными пережитками раннего детства в дальнейшем
может вынести, не срываясь, большую напряженность, чем человек с рядом
нерешенных детских проблем.
Невротики часто говорят: "Моя мать и мой отец были нервные люди, вот и
я нервный. Я получил это в наследство".
Это неверно. Невроз не передается по наследству; но основы его могут
быть заложены в раннем детстве вследствие поведения родителей. Невроз
зависит от того, как индивид использует свою энергию. Некоторые из его
тенденций могут зависеть, как мы видели в первой главе, от его
унаследованной конституции; но его фактическое развитие больше зависит от
того, чему он учится, наблюдая своих родителей. Что бы ни делали родители
младенца, это кажется ему "естественным порядком вещей", поскольку ему редко
удается сравнить их поведение с поведением других. Мы уже описали, как он,
подражая им, становится приятным и любящим или злобным и жадным. Если он
видит, что при столкновении с трудностями они выходят из себя, вместо того
чтобы справляться с действительностью согласно Принципу Реальности, то он
будет подражать их поведению. Если они используют свою энергию невротическим
способом, то у него будет тенденция поступать так же, потому что все
поведение родителей представляется младенцу "необходимым". Итак, если его
родители невротики, то и он может вырасти невротиком, но не потому, что
унаследовал их невроз, точно так же как не унаследовали его отец и мать. Они
научились неврозу, в свою очередь, у своих родителей.
Возможно, что сила стремлений Ид, способность проходить через процессы,
необходимые для формирования стойкого Суперэго, и способность психики
хранить энергию и восприятия являются наследственными, но применение,
которое индивид дает этим врожденным способностям, зависит от его ранней
подготовки. По-видимому, некоторым детям развитие нормальной личности с
самого рождения дается труднее других, и это накладывает добавочное бремя на
их родителей, которые должны вести себя в таких случаях особо осторожно.
Если это им не удалось, то перед психиатром возникает задача исправить
невротические черты поведения, как бы долго они ни присутствовали; в
процессе исправления он должен учитывать всевозможные качества и склонности,
с которыми пациент появился на свет.
- Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
- Глава XI. Лекарства и другие методы
- Глава XII. Практические вопросы
- Часть 1. Нормальное разбитие
- Глава I. С чем людям приходится сталкиваться?
- 1. Можно ли судить о людях по их виду?
- 2. Откуда происходит человеческая энергия?
- 3. Зачем нужен мозг?
- 4. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
- 5. Как чувства изменяют опыт
- 6. Чем люди отличаются друг от друга
- Глава II. Что люди пытаются делать
- 1. Что такое человек?
- 2. Что человеку надо?
- 3. Каковы самые мощные стремления?
- 4. Проблема человека
- 5. Как люди выражают свои стремления?
- 6. Как люди обращаются со своим окружением?
- 7. Как человек растет и меняется?
- 8. Почему человек должен управлять собой?
- 9. Как человек принимает решение?
- 10. Для кого все это делается?
- Глава III. Рост индивида
- 1. Чем взрослый отличается от ребенка?
- 2. О чем думает новорожденный?
- 3. Эмоциональное развитие сосущего младенца
- 4. Как ребенок учится себя вести
- 5. Маленький мальчик и маленькая девочка
- 6. Обращение с людьми
- 7. Когда начинается половая деятельность?
- 8. Как ребенок реагирует на поведение родителей?
- Глава IV. Сны и подсознание
- 1. Что такое подсознание?
- 2. Из чего состоит подсознание?
- 3. Почему люди видят сны?
- 4. Истолкование сновидений
- 5. Что такое сон?
- Часть 2. Ненормальное развитие
- Глава V. Неврозы
- 1. Каким образом эмоции вызывают физическое заболевание
- 2. Каким образом эмоции вызывают физическую боль?
- 3. Что такое психосоматическая медицина?
- 4. Что такое невротическое поведение?
- 5. Что такое невротический симптом?
- 6. Различные виды неврозов
- 7. Что вызывает неврозы?
- Глава VI. Психозы
- 1. Что такое сумасшествие?
- 2. Различные виды психозов
- 3. Что вызывает психозы?
- Глава VII. Алкоголь, химические препараты и некоторые расстройства
- 1. Разные виды пьянства
- 2. Что такое наркоман?
- 3. Во что люди могут вовлекаться?
- 4. Как вылечить "зависимого"?
- 5. Белая горячка (Delirium tremens)
- 6. Что такое социопат?
- 7. Что такое половое извращение?
- 8. Что такое мастурбация?
- 9. Что такое гомосексуализм?
- 10. Что такое транссексуалы и травести?
- Часть 3. Методы лечения
- Глава VIII. Психотерапия
- 1. Что значит "обратиться к психиатру"?
- 2. Что такое психоанализ?
- 3. Как проводится психоанализ
- 4. Что происходит во время анализа?
- 5. Кто должен подвергнуться психоанализу?
- 6. Кто был Фрейд?
- 7. Фрейд и его последователи
- 8. Что такое гипноз?
- 9. Другие подходы
- 10. Что такое групповая терапия?
- 11. Что такое семейная терапия?
- Глава IX. Анализ взаимодействий
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы
- 3. Как происходит анализ взаимодействий
- 4. Анализ взаимодействий в действии
- 5. История и будущее анализа взаимодействий
- Глава X. Смежные профессии
- 1. Что такое психиатрический социальный работник?
- 2. В чем состоит подготовка к психиатрической социальной работе?
- 3. Чем отличается психиатрический социальный работник от других
- 1. Что такое психиатрическая сестра?
- 1. Что такое пастырское наставление?
- 2. Подготовка к пастырскому наставлению
- 3. Куда обращаются за наставлением
- 4. Как выполняется пастырское наставление
- 1. Что такое общинная психиатрия?
- 2. Виды психиатрического обслуживания
- 3. Чем может быть полезен общинный психиатр?
- 4. Чем психиатрия может помочь производству?
- Глава XI. Лекарства и другие методы
- 1. Старые лекарства
- 2. Кто открыл змеиный корень?
- 3. Виды транквилизаторов
- 4. О "сыворотке правды"
- 5. О лечении шоком
- 6. Что такое мозговые волны?
- 7. Что такое воздушная энцефалограмма?
- Глава XII. Практические вопросы
- 1. Как выбрать врача
- 2. Можно ли вылечить психические болезни?
- 1. О гадалках
- 2. Что такое интуиция?
- 3. Как действует интуиция?
- 4. Что такое сверхчувственное восприятие?
- 5. Как действует сверхчувственное восприятие?
- Глава I
- 1. Физическое строение
- 2. Эндокринные железы
- 3. Мозг
- 4. Образы
- 5. Представления
- 6. Индивидуальные различия
- Глава II
- 1. Напряжения
- 2. Беспокойство
- 3. Инстинкты
- 4. Механизмы психики
- 5. Выражение инстинктов и Эго
- 6. Психический рост
- 7. Суперэго
- 8. Physis
- Глава III
- 1. Взрослый и ребенок
- 2 И 3. Новорожденный и сосание
- 4. Оральный и анальный эротизм
- 8. Эдипов комплекс
- Глава IV
- 1 И 2. Подсознание
- 3 И 4. Сновидения
- Глава V
- 1 И 2. Эмоции и болезнь
- 7. Причины невроза
- Глава VI
- 1. Сумасшествие
- 2. Виды психозов
- Глава VII
- 1. Алкоголизм
- 2. Наркомания
- 3. Психоделические средства и другие препараты
- 4. Лечение алкоголиков
- 5. Delirium Tremens
- 6. Социопаты
- 7. Половые извращения
- 8. Мастурбация
- 9. Гомосексуализм
- 10. Травести и транссексуалы
- Глава VIII
- 1. Психотерапия
- 2. Что такое психоанализ?
- 3 И 4. Процесс анализа
- 5. Кому следует подвергнуться психоанализу?
- 6. Фрейд
- 7. Диссиденты
- 8. Гипноз
- 9. Другие подходы
- 10. Групповая терапия
- 11. Семейная терапия
- Глава IX
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы
- 3. Как происходит анализ взаимодействий
- 4. Анализ взаимодействий в действии
- 5. История и будущее анализа взаимодействий
- Глава X
- Глава XI
- 2. Раувольфия
- 3. Новые лекарства
- 4. Наркоанализ и наркосинтез
- 5 И 6. Лечение шоком, психическая хирургия и электроэнцефалография
- 7. Радиология
- Глава XII
- 1. Выбор врача
- 2. Результаты
- 1. Гадалки
- 2 И 3. Интуиция
- 5. Природа счв