5. Маленький мальчик и маленькая девочка
Теперь мы перенесемся в Бршисс; это мифическая восточная страна,
описанная в монгольском фольклоре (Р.X. Буш), полная великанов, карликов,
троглодитов, безроток, дойных козлов, собакоголовых обезьян, верблюдопардов
и других удивительных существ, изображенных Плинием, Санангом Сеценом
(туземным историком Монголии), Алькофрибасом (псевдоним Ф: Рабле), а также
Сиприаном Сен-Сиром в книге "Письма к горничной моей жены".
Жители Бршисса -- воинственный народ; они перебили всех иностранцев на
сто миль кругом, и вследствие родственных браков у них возникли странные
физические особенности. Как рассказывает Сен-Сир, оба пола имеют в этой
стране одинаковые половые органы, отличаются же они тем, что у особей
мужского пола длинный нос, а у женского вовсе нет носа. Вследствие этого их
религия придает носу особенно важное значение: нос превратился у них в
священный предмет и рассматривается как священная часть тела. Поэтому каждый
житель Бршисса с раннего детства носит нечто вроде полумаски, закрывающей
нос и щеки и именуемой "кашне". [Cashney, от франц. "cache-nez", букв.
"прячь нос". (Прим. пврев.)] Предполагается, что взрослые до вступления в
брак никогда не видят лиц другого пола без кашне, и детям разного пола
запрещено подглядывать друг за другом.
Когда бршисские дети задают вопросы по поводу кашне, им говорят, что
они поймут все это, когда вырастут. Между тем им запрещают ощупывать свой
нос или играть им и наказывают, если они это делают. Некоторым мальчикам
угрожают тем, что им отрежут нос, если они не перестанут его трогать.
Естественно, детям любопытно знать, что находится под кашне у другого
пола. Иные из них получают особое удовольствие, нарушая навязываемые
взрослыми правила, хотя испытывают чувство вины и некоторую боязнь, ощупывая
нос или ковыряясь в нем пальцами. В конце концов, несмотря на строгий
надзор, они узнают, в чем различие между полами. Когда мальчик обнаруживает,
что у девочек нет носа, он задается вопросом: "Почему?", и единственный
возможный в его возрасте ответ состоит в том, что им отрезали нос за
какие-то проступки точно так же, как ему угрожали этим его родители. Это
вызывает у него немалый испуг, особенно если ему случалось уже нарушать
правила насчет носа. Девочки, со своей стороны, чувствуют себя обиженными,
испытывают зависть и часто винят родителей в своем низком общественном
положении. Подобно обитателю джунглей, видящем в урагане кару богов,
разгневанных какими-то его поступками, ребенок объясняет себе все
происходящее из своих отношений с могущественными существами,
сопровождающими его жизнь, -- со своими родителями, чувствуя, что его
положение зависит от их воли, доброй или злой.
Это описание священной мифологии носа, господствующей в стране Бршисс,
аналогично положению в нашей стране, где у мальчиков и девочек одинаковые
носы, но разные половые органы. Когда они обнаруживают эту разницу, у них
нередко возникают те же чувства, что у детей Бршисса. У мальчиков может
возникнуть испуг, а у девочек -- зависть. Обычно эти реакции не обсуждаются
с родителями, особенно если дети почти с самого рождения приучаются скрывать
свои чувства по поводу таких вещей. Чем сильнее они этим расстроены, тем
больше избегают об этом рассказывать и тем труднее припоминают впоследствии
подробности. Часто случается, что солдат, испытавший в сражении тяжелое
эмоциональное потрясение, без психиатрической помощи не может вспомнить
детали происшедшего и не отдает себе отчета в том, насколько все это на него
подействовало. Точно так же дети, глубоко затронутые своими открытиями о
половых органах, склонны вытеснять из сознания все относящееся к этому
вопросу или по крайней мере связанные с ним эмоции. В ряде случаев требуется
тщательный психиатрический анализ, чтобы обнаружить скрытую силу глубоко
запрятанного страха или зависти, воздействующих без ведома человека на его
поведение. Мальчик иногда начинает вести себя так, как будто ему за дурное
поведение или дерзость могут отрезать пенис, а девочка иногда испытывает
обиду, как будто у нее когда-то был пенис, отрезанный родителями за какой-то
проступок в раннем детстве.
Конечно, гордость (и страх) мальчика по поводу пениса и зависть (и
обида) девочки у различных индивидов проявляются по-разному. Но если
достаточно глубоко проникнуть в психику любого человека, то, как правило,
обнаруживается какое-нибудь идущее из детства беспокойство по поводу половых
органов. У мужчины это обычно страх потерять пенис и стать похожим на
девочку, если он будет делать некоторые вещи, особенно те, которые не
понравились бы образу его отца или матери. В психике женщины обнаруживаются
следы ее "зависти по поводу пениса" -- иногда вполне сознательной -- или ее
первоначальной обиды на родителей.
Ясно, что если у женщины имеется напряжение, вызванное завистью по
поводу пениса, то оно никак не может быть удовлетворено в прямой форме, и
тем самым должно удовлетворяться косвенно: она должна получить нечто такое,
чего у мальчиков нет. Самый естественный способ -- это иметь детей, которых
мальчики иметь не могут; при этом у мальчика может быть только один пенис, а
детей у женщины может быть много. Некоторые женщины избегают такого
приобретения и пытаются утолить свою зависть, побив мужчину в его
собственной игре; это приводит их к выбору занятия или профессии,
сталкивающей их в прямом соревновании с другим полом. Если женщина выбирает
себе занятие вследствие зависти по поводу пениса, она в конечном счете
становится несчастной, потому что фрустрирует напряжение своего физиса,
побуждающего ее развиваться по женской линии.
У многих индивидов, особенно у робких мужчин и агрессивных женщин,
страх и зависть этого рода может играть важную роль в ряде особенностей
личности. Открытие половых различий -- проблема, которую ребенок должен
переработать в своем уме. Если этот опыт не оставляет в нем раны на всю
жизнь или ранит его не слишком сильно, то эта проблема не причинит ему в
будущем беспокойства. Если же ребенок не может вовремя решить эту
эмоциональную проблему, она может вызвать трудности в его дальнейшей жизни.
- Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
- Глава XI. Лекарства и другие методы
- Глава XII. Практические вопросы
- Часть 1. Нормальное разбитие
- Глава I. С чем людям приходится сталкиваться?
- 1. Можно ли судить о людях по их виду?
- 2. Откуда происходит человеческая энергия?
- 3. Зачем нужен мозг?
- 4. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
- 5. Как чувства изменяют опыт
- 6. Чем люди отличаются друг от друга
- Глава II. Что люди пытаются делать
- 1. Что такое человек?
- 2. Что человеку надо?
- 3. Каковы самые мощные стремления?
- 4. Проблема человека
- 5. Как люди выражают свои стремления?
- 6. Как люди обращаются со своим окружением?
- 7. Как человек растет и меняется?
- 8. Почему человек должен управлять собой?
- 9. Как человек принимает решение?
- 10. Для кого все это делается?
- Глава III. Рост индивида
- 1. Чем взрослый отличается от ребенка?
- 2. О чем думает новорожденный?
- 3. Эмоциональное развитие сосущего младенца
- 4. Как ребенок учится себя вести
- 5. Маленький мальчик и маленькая девочка
- 6. Обращение с людьми
- 7. Когда начинается половая деятельность?
- 8. Как ребенок реагирует на поведение родителей?
- Глава IV. Сны и подсознание
- 1. Что такое подсознание?
- 2. Из чего состоит подсознание?
- 3. Почему люди видят сны?
- 4. Истолкование сновидений
- 5. Что такое сон?
- Часть 2. Ненормальное развитие
- Глава V. Неврозы
- 1. Каким образом эмоции вызывают физическое заболевание
- 2. Каким образом эмоции вызывают физическую боль?
- 3. Что такое психосоматическая медицина?
- 4. Что такое невротическое поведение?
- 5. Что такое невротический симптом?
- 6. Различные виды неврозов
- 7. Что вызывает неврозы?
- Глава VI. Психозы
- 1. Что такое сумасшествие?
- 2. Различные виды психозов
- 3. Что вызывает психозы?
- Глава VII. Алкоголь, химические препараты и некоторые расстройства
- 1. Разные виды пьянства
- 2. Что такое наркоман?
- 3. Во что люди могут вовлекаться?
- 4. Как вылечить "зависимого"?
- 5. Белая горячка (Delirium tremens)
- 6. Что такое социопат?
- 7. Что такое половое извращение?
- 8. Что такое мастурбация?
- 9. Что такое гомосексуализм?
- 10. Что такое транссексуалы и травести?
- Часть 3. Методы лечения
- Глава VIII. Психотерапия
- 1. Что значит "обратиться к психиатру"?
- 2. Что такое психоанализ?
- 3. Как проводится психоанализ
- 4. Что происходит во время анализа?
- 5. Кто должен подвергнуться психоанализу?
- 6. Кто был Фрейд?
- 7. Фрейд и его последователи
- 8. Что такое гипноз?
- 9. Другие подходы
- 10. Что такое групповая терапия?
- 11. Что такое семейная терапия?
- Глава IX. Анализ взаимодействий
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы
- 3. Как происходит анализ взаимодействий
- 4. Анализ взаимодействий в действии
- 5. История и будущее анализа взаимодействий
- Глава X. Смежные профессии
- 1. Что такое психиатрический социальный работник?
- 2. В чем состоит подготовка к психиатрической социальной работе?
- 3. Чем отличается психиатрический социальный работник от других
- 1. Что такое психиатрическая сестра?
- 1. Что такое пастырское наставление?
- 2. Подготовка к пастырскому наставлению
- 3. Куда обращаются за наставлением
- 4. Как выполняется пастырское наставление
- 1. Что такое общинная психиатрия?
- 2. Виды психиатрического обслуживания
- 3. Чем может быть полезен общинный психиатр?
- 4. Чем психиатрия может помочь производству?
- Глава XI. Лекарства и другие методы
- 1. Старые лекарства
- 2. Кто открыл змеиный корень?
- 3. Виды транквилизаторов
- 4. О "сыворотке правды"
- 5. О лечении шоком
- 6. Что такое мозговые волны?
- 7. Что такое воздушная энцефалограмма?
- Глава XII. Практические вопросы
- 1. Как выбрать врача
- 2. Можно ли вылечить психические болезни?
- 1. О гадалках
- 2. Что такое интуиция?
- 3. Как действует интуиция?
- 4. Что такое сверхчувственное восприятие?
- 5. Как действует сверхчувственное восприятие?
- Глава I
- 1. Физическое строение
- 2. Эндокринные железы
- 3. Мозг
- 4. Образы
- 5. Представления
- 6. Индивидуальные различия
- Глава II
- 1. Напряжения
- 2. Беспокойство
- 3. Инстинкты
- 4. Механизмы психики
- 5. Выражение инстинктов и Эго
- 6. Психический рост
- 7. Суперэго
- 8. Physis
- Глава III
- 1. Взрослый и ребенок
- 2 И 3. Новорожденный и сосание
- 4. Оральный и анальный эротизм
- 8. Эдипов комплекс
- Глава IV
- 1 И 2. Подсознание
- 3 И 4. Сновидения
- Глава V
- 1 И 2. Эмоции и болезнь
- 7. Причины невроза
- Глава VI
- 1. Сумасшествие
- 2. Виды психозов
- Глава VII
- 1. Алкоголизм
- 2. Наркомания
- 3. Психоделические средства и другие препараты
- 4. Лечение алкоголиков
- 5. Delirium Tremens
- 6. Социопаты
- 7. Половые извращения
- 8. Мастурбация
- 9. Гомосексуализм
- 10. Травести и транссексуалы
- Глава VIII
- 1. Психотерапия
- 2. Что такое психоанализ?
- 3 И 4. Процесс анализа
- 5. Кому следует подвергнуться психоанализу?
- 6. Фрейд
- 7. Диссиденты
- 8. Гипноз
- 9. Другие подходы
- 10. Групповая терапия
- 11. Семейная терапия
- Глава IX
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы
- 3. Как происходит анализ взаимодействий
- 4. Анализ взаимодействий в действии
- 5. История и будущее анализа взаимодействий
- Глава X
- Глава XI
- 2. Раувольфия
- 3. Новые лекарства
- 4. Наркоанализ и наркосинтез
- 5 И 6. Лечение шоком, психическая хирургия и электроэнцефалография
- 7. Радиология
- Глава XII
- 1. Выбор врача
- 2. Результаты
- 1. Гадалки
- 2 И 3. Интуиция
- 5. Природа счв