logo search
Деловая этика - учебное пособие

2.2. Корпоративная социальная ответственность организаций

Понимание и принятие на себя компаниями социальной ответственности привело к возникновению к концу 20 в. термина «корпоративной социальной ответственности» (КСО), в целом понимаемого как этичное поведение организаций по отношению к человеческому обществу.

КСО – это, во-первых, выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям. В целом, КСО предполагает:

-  производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;

-  соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;

-  содействие повышению квалификации и навыков персонала;

-  защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;

-  защиту культурного наследия;

-  поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;

-  помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;

-  соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что понятие корпоративной социальной ответственности опирается на концепцию 3P, заключающуюся в  том, что руководитель организации должен уделять равное внимание работе на прибыль (profit), заботе о персонале, клиентах и партнерах (people) и мероприятиям, направленным на защиту окружающей среды (planet).

КСО компаний – обязательная составляющая корпоративного управления во всех развитых странах. В России же пока только крупные организации постепенно внедряют в свою деятельность концепцию социальной ответственности, что обусловлено рядом факторов.

1.  Руководители подавляющей части российских компаний слышали о КСО, но для них социальная ответственность исчерпывается обязанностью соблюдать законы, а присоединение к Хартии РСПП[3]через членство в его региональных организациях носит формальный характер.

2.  Руководство федеральных и региональных органов власти не использует принципы КСО в своем взаимодействии с бизнесом и профсоюзами, а их персонал в массе своей не представляет, что и как надо делать, чтобы перейти от деклараций и соглашений к системной повседневной работе по внедрению принципов КСО.

3.  В бизнес-организациях, в органах власти и в профсоюзах отсутствует системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности. Усилия по обеспечению качества, удовлетворению социальных нужд персонала, охрана труда и окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и органами власти не связаны единой социальной политикой, не определяются социальными целями и не реализуются на основе программ скоординированных инвестиций.

Указанные выше факторы во многом связаны с отсутствием относительно простых, понятных и доступных документов по реализации принципов корпоративной социальной ответственности.

А между тем, основными результатами правильной социальной политики компании являются:

-  укрепление доверия со стороны зарубежных партнеров по бизнесу, которые охотнее строят деловые отношения на долговременной основе с социально успешными компаниями;

-  возможность привлекать и удерживать квалифицированные кадры в условиях их острого дефицита;

-  формирование вокруг предприятия зоны социального благополучия.

[3]Социальная хартия Российского союза промышленников и предпринимателей — это свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики, которые применимы в повседневной деятельности любой организации, вне зависимости от профиля деятельности и формы собственности.