1.2. Нравственность и другие формы общественного сознания
В нравственной сфере существует ряд проблем, требующих своего осмысления. К главным из них можно отнести следующие:
взаимосвязь нравственности с другими формами общественного сознания;
соотношение сущего и должного в нравственности;
классификация нравственных типов личности;
соотношение общего и особенного в нравственности (например, в профессиональной морали);
проблема нравственного конфликта и др.
Единство человеческого бытия проявляется в тесной связи между отражающими его различными формами общественного сознания — моралью, искусством, политикой, религией.
Нравственность и искусство
Категория добра и эстетическая категория прекрасного зачастую отождествлялись. Даже средневековая этика, рассматривающая красоту, как искус, имела в виду лишь красоту «земную», т.е. неистинную. Противопоставлялась ей красота истинная, «небесная», тесно связанная с моральным совершенством.
Близость нравственности и искусства иллюстрируется тем, что этические труды нередко создаются в художественной форме (например, у Платона, Ницше и др.), а многие представители искусства (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.) являются в то же время и мыслителями-этиками.
Тем не менее, объективный процесс дифференциации форм общественного сознания способствовал появлению радикальных вариантов, когда мораль или искусство рассматривались как полностью автономные. В художественной среде существует точка зрения, что художник самодостаточен и не нуждается в нравственных ограничителях, что искусство существует «для искусства». Крайний случай - утверждение противостояния морали и искусства (например, Ш. Бодлер, О. Уайльд и др.).
Абсолютизация специфических черт искусства вряд ли является продуктивной. Нравственность и искусство отражают разные стороны бытия человека и, исходя из этого факта, следует видеть способы их взаимодействия. По сути, в искусстве в особой художественной форме выражается динамика интересов, идеалов, ценностей.
Нравственное воздействие искусства на человека осуществляется не путем доказательства преимущества добродетели над пороком, а с помощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчество, осмысление человеком под влиянием художественного произведения собственного жизненного опыта. Наблюдая за действиями героев, человек видит наглядные примеры нравственного и безнравственного поведения, добра и зла и т.д. Искусство в данном случае имеет огромное воспитательное значение, это образная (художественная) интерпретация нравственных норм и моральных идей, моделирование конфликтных ситуаций.
Нравственность и политика
Политика — это властный способ управления. В узком смысле политикой называют управление государством.
Впервые серьезное исследование связи этики и политики предпринял древнегреческий философ Аристотель в 4 в до н.э. Рассматривая человека как «общественное животное», философ видел в государстве источник нравственности и считал этику частью «политического искусства». Осознавая относительную самостоятельность нравственности, специфичность ее задач, он выдвигал требование гармонии интересов граждан и государства.
Однако существовали и другие точки зрения на данную проблему. Так, например, древнекитайские легисты, западноевропейские мыслители Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) и др., стремились подчинить нравственность политике. Они считали естественным политический аморализм и цинизм, практику двойного морального стандарта, оправдание любых средств, якобы ведущих к благой цели.
Противоположный подход редуцировал политику к нравственности. Среди мыслителей, придерживающихся подобных взглядов, можно назвать Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для их теорий государства (утопий) характерно абстрактное морализаторство, игнорирование реальных социально-политических условий.
Сложность обозначенной проблемы связана, прежде всего, с ответственностью политика перед населением, необходимостью реализовывать интересы государства, которые зачастую входят в конфликт с интересами других государств. Действия политика, в отличие от морального авторитета, зависят от множества факторов, они компромиссны.
Тем не менее, очевидно, что существует тесная взаимосвязь между нравственным и политическим развитием общества. Нравственность воздействует на политику через моральную оценку, общественное мнение, исходя из высших идеалов и целей общества. Политика в свою очередь влияет на нравственность, раскрывая обществу его конкретные «ежеминутные» социально-политические интересы.
Нравственность и религия
Нравственная и религиозная деятельность в истории культуры долгое время отождествлялись: заповеди, данные Богом, одновременно считались и моральными нормами, а богоугодные дела - добрыми поступками. Такой подход не был случайным:
во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека в обществе, т.е. выполняют сходные социальные функции;
во-вторых, похожи и способы регулирования. Для нравственных и религиозных требований характерны категоричность, универсальность и т.д.;
в-третьих, главный стимул нравственного и религиозного поведения — духовные ценности, отсюда знаковость таких понятий, как долг, идеал и т.д. и для светского, и для верующего человека.
При этом следует отметить совпадение нравственных и религиозных ценностей, особенно на ранних этапах развития общества. В истории древней и средневековой этики понятия Благо и Бог были тождественны, поэтому и возникла идентичность содержания нравственной нормы и божественного требования.
Также можно отметить, что и в нравственности, и в религии большую роль играет эмоциональная сфера. Вера, глубокие переживания типичны как для нравственной, так и для религиозной жизни.
Эти и другие обстоятельства обусловили единство нравственного и религиозного сознания на протяжении длительного периода.
Для религиозного мировоззрения представление о «религиозной нравственности» органично до настоящего времени. Тем не менее, с развитием светской культуры содержание нравственности и религии перестает быть идентичным.
Принципиальное отличие заключается в том, что для нравственности конечной целью является человек, а для религии — Бог. Последовательный теолог допускает любую жертву во имя Бога. Для него естественна библейская история патриарха Авраама, который, доказывая свою веру, собирается принести в жертву сына. Нравственности же присущ гуманизм.
Еще одним характерным отличием религии является система ритуальных действий (культ), а также существование организационных структур (церковь) и специального аппарата священнослужителей. Нравственность не имеет институтов и ориентируется главным образом на мнение морального авторитета.
Кроме того, если религия предусматривает суровые потусторонние кары, то нравственность ограничивается общественным осуждением и взывает к совести. И, наоборот, если для верующего наградой является вечная жизнь (т.е. доброе дело является не целью, но средством), то для нравственного человека наградой является сама добродетель, чувство выполненного долга.
Нравственность и наука
Проблема соотношения нравственности и науки имеет два аспекта: нравственно-содержательный и формальный.
Первый касается значения нравственности для науки, а именно, – важность моральных принципов для ученого.
Для науки главной является информация об изучаемом объекте, а не отношение людей к нему или по поводу него. Специфика научного мышления требует от исследователя определенной дистанции от изучаемого объекта. Субъективные моменты в процессе познания (личные желания, стремление кому-то угодить, сделать приятное и т.д.) зачастую приводят к ошибкам и поэтому должны быть сведены к минимуму. Высшая нравственная ценность для ученого — объективная истина, т.е. адекватное отражение действительности. С этой ценностью связаны его нравственные принципы: честность, добросовестность, безукоризненное следование профессиональному долгу. Жизнь многих выдающихся исследователей является примером такого поведения.
Несмотря на то, что нравственный мотив открыто не проявляется, он играет в научной деятельности важную роль. Несомненно влияние нравственной установки на выбор самой профессии ученого, направления исследования. Тем самым человек старается максимально реализовать свои способности во благо общества.
Гуманистическая основа научной деятельности наиболее ярко проявляется в тех редких случаях, когда профессиональные интересы входят в противоречие с нравственными нормами. Встав перед такой дилеммой, ученый может сознательно выйти за рамки нравственного поля. Как доказывает история (вспомним опыты над людьми в фашистских концлагерях и др.), это наносит непоправимый ущерб глубинному смыслу исследования. Все сказанное свидетельствует о необходимости приоритета общечеловеческих ценностей над личными в процессе научной деятельности. Кстати, в наиболее древнем профессиональном кодексе, так называемой клятве Гиппократа, которую дают медицинские работники, отражены как частнонаучные, так и общечеловеческие ценности и, что важно, указана их субординация.
Второй аспект касается значения науки для нравственности, а именно — возможности научного обоснования нравственных принципов и создания научной теории нравственности. Стремление философов подняться над изменчивым миром «мнений», обыденностью, поиск ими общезначимых оснований в тех или иных нравственных требованиях и привели к возникновению этики. Этика — это вид гуманитарного знания. Как и любая другая наука, она имеет собственный понятийный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. Детальная научная разработка и совершенствование этих составляющих позволяет ей выполнять свои основные функции: описание нравственных явлений, их объяснение, предсказание и т.д.
Нравственность и экономика
Особое внимание, уделяемое взаимоотношениям нравственности и экономики, неслучайно и имеет древнюю историю. Еще Аристотель, раскрыв сложную структуру экономики, признавал нравственную неравноценность производства, торговли и ростовщичества. Философ считал этически приемлемым только производство. Средневековье также осуждало самодостаточное «делание денег». И Августин, и Фома Аквинский утверждали, что получение прибыли от торговли и особенно выдача денег под процент, аморальны. Поэтому, кстати, банковской деятельностью в Европе занимались представители других религий (в частности, иудеи). Переворот происходит в начале Нового времени с развитием капиталистических отношений. Уже протестантизм признает нравственным стремление к прибыли, финансовый успех воспринимается как критерий Божественного благорасположения.
Светская версия протестантской этики стала важной составляющей современной западной экономической культуры. Большую роль стало играть понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом, что получило отражение в трудах французских материалистов (теория «разумного эгоизма»), немецких классиков, в марксизме и многих этических концепциях 20 века.
В то же время многие философы подчеркивали, что в процессе банковской, торговой, производственной и другой деятельности возможна абсолютизация сугубо экономических ценностей, таких, как эффективность, интерес, прибыль и др. в ущерб общечеловеческим. Происходит своеобразное сведение бытия личности к ее имуществу, оценка человека исключительно с точки зрения его материального достатка, финансовых возможностей. Тем самым, теряется глубинный смысл экономики как способа обеспечения человеческого существования.
Нравственность и право
Как формы общественного сознания нравственность и право имеют между собой много общего, так как выполняют схожие функции: регулируют поведение людей в обществе.
Нравственность и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм, основанных на общечеловеческих представлениях о должном, справедливом и т.д. Эти нормы имеют всеобщий характер и распространяются на всех членов общества. Нравственность и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений.
Главными же различиями между ними являются способы, которыми они регулируют поведение людей.
Нормы права однозначно и подробно зафиксированы в специальных документах. Их исполнение обеспечивается (при необходимости) мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия. Правосудие осуществляется должностными лицами (прокурор,судья и др.) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.).
Нормы нравственности, как правило, четко не определены. Они поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека и имеют неофициальный, рекомендательный характер. Нарушение норм нравственности вызывает моральную санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом.
- Н.Н.Габдурахманова
- Введение
- I. Содержание дисциплины
- 1.1. Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»
- 1.2. Нравственность и другие формы общественного сознания
- 1.3. Профессиональная этика
- Виды профессиональной этики
- Этика бизнеса и деловых отношений
- Экономическая этика
- 1.4. Этика государственного служащего
- 1.5. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Основные составляющие трудовой этики
- Уровни рассмотрения трудовой этики
- Трудовая этика как внутренний регулятор организационного поведения
- Институционализация этики
- Создание и применение кодексов
- Наше сrеdо
- Пути и методы оказания влияния па трудовую этику и мораль подчиненных
- 1.6. Культура управления
- Виды и разновидности культуры управления
- Методы измерения культурного уровня
- Управление «культурными изменениями»
- Управление изменениями
- Типы руководителей-изменителей
- Тактика изменений, начиная с подразделений, большинство сотрудников которых составляют сторонники Плюсы:
- Минусы:
- II. Организационно - методические указания
- Семинар 2. Основные категории этики
- Семинар 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- Семинар 4. Профессиональная этика. Трудовая этика.
- Семинар 6. Культура демократии и этика власти
- Семинар 7. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 8. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 9. Культура управления
- 2. 3. Организация самостоятельной работы студентов Характеристика самостоятельной работы студентов
- Тематика рефератов по курсу «Этика и культура управления»
- Методические рекомендации для написания контрольной работы по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов-заочников
- Темы контрольных работ
- Подготовка к написанию курсовой и дипломной работы (рекомендации кафедры гму и с)
- Структура и объем курсовой и дипломной работы
- Инновационные формы обучения и творческие задания
- Тема 1. Этика управления
- Тема 2. Этические регуляторы в управлении
- Тема 3. Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера
- Тема 4. Этические модели управления конфликтами
- Литература для анализа ситуаций
- III. Информационно – методическое обеспечение дисциплины Библиографический список
- 3.1. Основной
- 3.2. Дополнительный
- 3.3. Электронные источники информации
- Методический материал для подготовки к зачету по дисциплине «Этика и культура управления»
- Тема 1. Этика, мораль, нравственность
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Нравственное воспитание в жизни общества
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Основные категории этики
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Система морали
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Профессиональная этика
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Культура управления
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Тема 9. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Оглавление
- 1.1.. Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»…………………………………… 7
- Габдурахманова Наталья Николаевна