logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Управление изменениями

В последние годы интерес к проблемам управления изменениями значительно возрос. Это объясняется стремлением руководителей профессионально проводить нужные изменения и не рассматривать их как нечто второсортное, мимолетное, побочное.

Среди ролей руководителя – администратор, организатор, координатор, психолог, предприниматель и др. – появилась и изучается роль «изменителя», «проводника перемен».

Понятие «управление изменениями» относится к так называемым многоаспектным, многогранным, когда важно определить наиболее важные аспекты, грани.

Первое значение: управление изменениями – это разновидность деятельности по их обоснованию и реализации намеченных мер, действий, мероприятий.Поэтому изменения предполагают выполнение информационно-аналитической и организационной работы, в которой наиболее принципиальным являются следующие вопросы, представленные в таб. 3

Таблица 3

Информационно-аналитическая работа

Организационная работа

1.Что конкретно необходимо изменить?

1. Какова организация проведения изменений?

2.Почему требуются данные изменения?

1. Как следует проводить изменения?

2. Какова при этом стратегия и тактика осуществления изменений?

3.Какие и когда ожидаются результаты при реализации изменений?

3.Как добиться необходимости результатов в процессе проведения изменений?

Левый и правый столбцы таблицы содержат два важнейших направления. Изменения, во-первых, должны быть обоснованными и, во-вторых, проводиться организованно.

В управлении изменениями ключевым является право осуществлять изменения. Если принимать его классически, то оно связано с соответствующей ответственностью за качество изменений. И чем выше ранг руководителя, тем выше и ответственность.

Связка «право – ответственность» призвана поставить преграду перед всякого рода любителями «поизменять», «перестройщиками». Если же будет работать только право без ответственности, то изменения происходят в рамках высокого риска, с трудно предсказуемыми последствиями.

Второе значение: управление изменениями – это попытка одного человека, группы людей вмешаться, вторгнуться в привычки другого, других.Здесь мы имеем дело с психологической гранью данного понятия.

В привычках человека сконцентрированы образ его мышления, жизни, поведения, деятельности. По сути, речь идет о вторжении в «святые пределы» каждой конкретной личности. На границе «посягательства» на привычки и «естественной защиты» появляются многие психологические проблемы изменений. Поэтому весь «защитный диапазон» – от различных проявлений консерватизма до быстрой «сдачи на милость» – считается психологически закономерным. И в дальнейшем мы увидим, что положительная результативность изменений во многом вызвана учетом психологических особенностей и факторов, применением психологических методов наряду с организационными. Или точнее - достаточной психологичностью организационных средств.

Можно разрабатывать различные математические модели необходимых изменений, приводить убедительные аргументы типа «за». Но если не учтены или плохо учтены текущие и последующие психологические проблемы изменений, они, как показывает отечественный и зарубежный опыт, превращаются в неудачные попытки.

Измененная среда, микросистема, психологически не устраивающая конкретного человека, расценивается им отрицательно. Поэтому изменениям, если они исполняются заинтересованно, свойственна «психологическая притирка» – у каждого работника своя «линия зигзага», когда он отходит от прежней среды, микросистемы и начинает принимать измененную.

Третье значение: управление изменениями – это практическое искусство, т.е. имеющее творческое (со знаками «плюс» и «минус») своеобразие, свой стиль.