19Естетична платформа імпресіонізму.
Искусство импрессионизма. История возникновения группировки импрессионистов и эстетическая платформа. Живописная система импрессионистов. Основные представители течения. Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 вв. И. сложился во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х гг. В пору его зрелости (1870-е — 1-я половина 1880-х гг.) И. представляла группа художников (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью с 1874 по 1886 8 выставок; Э. Мане, который ещё в 1860-е гг. предопределил направленность импрессионизма и который также и в 1870—80-е гг. был с ним во многом связан, не входил в эту группу. Название импрессионизм возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, Soleil levant», 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840—60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократичных мотивов, добивается живой достоверности изображения. Импрессионизм делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы. В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить непредвзятость, силу и свежесть «первого впечатления», которое позволяет схватить в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отдельные детали. Изображая мир как вечно меняющееся оптическое явление, импрессионизм не стремится к подчёркиванию его постоянных, глубинных качеств. Познание мира в импрессионизме основывается главным образом на изощрённой наблюдательности, визуальном опыте художника, использующего для достижения художественной убедительности произведения и законы естественного оптического восприятия. Процесс этого восприятия, его динамика отражаются в структуре произведения, которая, в свою очередь, активно направляет ход восприятия картины зрителем. Однако подчёркнутый эмпиризм метода импрессионизма, роднивший его с натурализмом порою приводил представителей импрессионизма к самодовлеющим визуально-живописным опытам, ограничивающим возможности художественного познания сущностных моментов действительности. В целом произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира; и лишь в некоторых работах Дега и Мане присутствуют горькие, саркастические ноты. К середине 1880-х гг. импрессионизм, исчерпав свои возможности как целостной системы и единого направления, распадается, дав импульсы для последующей эволюции искусства.
- 1 Архітектура як вид мистецтва, особливості та жанрова диференціація.
- 2Взаємозв’язок етичного та естетичного.
- 3Види мистецтва та принципи їх класифікації.
- 4 Виховання естетичного смаку.
- 6Вплив засобів масової інформації на естетичні уявлення людини.
- 7Вплив української народної творчості на естетичне виховання.
- 8Діонісійське й аполлонівське в мистецтві.
- 9Експресіонізм та його особливості Вступ
- . Зародження експресіонізму.
- Основні риси експресіонізму.
- 10Естетика в духовному житті України (кін. Хvііі–XIX ст.).
- 11Естетика в системі філософського й гуманітарного знання.
- Структура естетичного знання
- 12Естетика натуралізму.
- 13Естетика німецького Просвітництва
- 14Естетика як наука. Особливості естетичного знання
- 15 Естетична категорія “потворне”.
- 16 Естетична категорія “прекрасне” та її історична еволюція.
- 17 Естетична категорія комічного.
- 19Естетична платформа імпресіонізму.
- 20 Естетична платформа постмодерністського мистецтва
- 21Естетичне виховання в Київській Русі. . Давайте доделаем вместе