Часть 1
Харьков , ХГЭУ, 2002
Доронин А.В. Практикум по соционике для менеджера. Ч.1. Учебно-методическое издание.- Харьков: РИО ХГЭУ, 2002.- 53 с. Рус. язык.
В учебно-методическом издании раскрываются общие вопросы соционики, предлагаются материалы для определения соционических типов людей и определяются возможности использования их характеристик для интенсификации информационного обмена в процессе трудовой деятельности. Может быть использовано при рассмотрении социально-психологических методов управления в курсе «Менеджмент», а также в курсе «Деловое общение». В первой части пособия изложен материал, с помощью которого можно научиться объективно оценить потенциальные возможности человека, заложенные в его природой, приспособить их к характеру выполняемой работы, обеспечить комфорт в общении с ним.
Вторая часть посвящена анализу людей с точки зрения особенностей их поведения при выполнении обязанностей менеджера и рекомендациям по самосовершенствованию ними поведения в общении с партнерами и подчиненными.
Библиогр.: названий.
Рецензенты:
Горелов Д.А., д.е.н, зав. кафедрой экономики и менеджмента Харьковского социально-экономического института
Иванов Ю.Б., д.е.н., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга МИПК Харьковского государственного экономического университета
Утверждено на заседании кафедры менеджмента и маркетинга
Протокол № ______ от ____________ 2001 г.
Харьковский государственный экономический университет
Доронин А.В.
2002
Введение
В конце 20 века стали существенно меняться представления о производительных силах человечества. На смену идее о физическом капитале, как главном источнике богатства, пришла идея развитого капитала, в котором акценты стали постепенно переноситься на финансовую составляющую капитала, затем – на информацию, как главный фактор, обладание которым стало обеспечивать надежность бизнеса в быстро меняющемся и усложняющемся мире. Информация как экономический ресурс не может рассматриваться в отрыве от ее носителя и пользователя – человека. На этой основе нашла развитие идея человеческого капитала, который накапливается и развивается путем использования знаний, навыков и способностей человека. Этот капитал менее осязаем, чем физический, его качество определяется, с одной стороны, заданными природой индивидуальными характеристиками человека, с другой - сформированными обществом условиями и нормами поведения. Человеческий капитал предприятия требует особенно повышенного внимания в то время, когда в обществе происходят крупные экономические и политические изменения, сопровождающиеся нарастанием у людей ощущения психологического дискомфорта. Возбуждение и импульсивное поведение персонала может стать источником развития как кризисных процессов, так и прогрессивных, инновационных. Развитие каждого из этих направлений зависит от умения менеджеров предприятия накапливать на его основе еще один вид капитала – социальный. Его происхождение связано с изменениями в отношениях между отдельными индивидами. Практика подтверждает тот факт, что группа людей, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершать много больше по сравнению с группой, не обладающей такими качествами.
Если в свете вышеизложенного рассматривать менеджмент как социальную технологию, то становится очевидной необходимость овладения руководством предприятия методическими приемами, позволяющими построить эмоционально устойчивые коллективы, способные к генерированию и реализации конструктивный идей. Именно коллективный творческий труд, насыщенный информацией в условиях положительного эмоционально-психологического климата в коллективе позволяет поддерживать жизнеспособность предприятия в быстро меняющемся и вероятностном мире. Современные менеджеры должны уметь, исходя из оценки социально-психического своеобразия человека или группы, составить прогнозы их поведения до того, как будут определены средства и методы достижения поставленных целей.
Накопление социального капитала предприятия в определенной мере зависит от знания менеджерами основ такой современной науки как соционика. Она сформировалась как комплексное научное направление, основу которого составили три науки: психология как наука о психике человека, социология как наука об отношениях в обществе, и информатика как наука об обмене информацией. Менеджерам и деловым людям соционика позволяет: дать общий анализ личности и составить на этой основе деловую характеристику человека; подобрать каждому эффективный вид деятельности; рационализировать межличностные отношения на основе анализа психологической совместимости; формировать работоспособные коллективы, опираясь на законы переработки человеком; избегать разрушающих конфликтов; найти подход к человеку, который вызовет у него интерес к деятельности; правильно подбирать и расставлять по рабочим местам кадры.
Целью данного пособия является представление рекомендаций соционики в наиболее технологическом виде, позволяющем на практике использовать ее приемы и инструменты. Список литературы, приведенный в пособии, позволит углубить и развить знания и навыки, полученные в процессе изучения материала, представленного в нем. Приведенные в пособии практические задания позволят приобрести навыки использования знаний соционики для разрешения различного рода конфликтных управленческих ситуаций.
- Часть 1
- 1. Краткая история соционики как науки о взаимопонимании
- 2. Характеристики людей, определяющие восприятие ними информации
- 3. Социотип как теоретический инструмент постижения индивидуальных качеств личности
- Логико-интуитивный экстраверт (“Джек Лондон”, или предприниматель)
- Логико-сенсорный экстраверт (“Штирлиц”, или администратор)
- Этико-интуитивный экстраверт (“Гамлет”, или наставник)
- Этико-сенсорный экстраверт (“Гюго”, или энтузиаст)
- Логико-сенсорный интроверт
- Этико-интуитивный интроверт (“Достоевский”, или гуманист)
- Этико-сенсорный интроверт
- Сенсорно-этичный экстраверт
- Сенсорно-логичный экстраверт
- Интуитивно-этический экстраверт
- Интуитивно-логичный экстраверт
- Сенсорно-этичный интроверт
- Сенсорно-логичный интроверт
- Интуитивно-этичный интроверт
- Интуитивно-логический интроверт
- 4. Краткая характеристика соционических отношений
- Отношение активации
- Зеркальные отношения
- Отношения полной противоположности
- Миражные отношения
- Квазитождественные отношения
- Отношения социального заказа
- Тождественные отношения
- Отношения полудополнения
- Деловые отношения
- Отношения социальной ревизии
- Родственные отношения
- Отношения суперэго
- Конфликтные отношения
- 5.Модели поведения и взаимоотношений социотипов
- Целерациональная модель поведения и взаимоотношений
- Аффективная модель поведения и взаимоотношений
- Традиционная модель поведения и взаимоотношений
- 6. Дуальные пары и квадры
- Квадра ”Альфа”
- Квадра ”Бета”
- Квадра “Дельта”
- 7. Особенности общения с различными социотипами
- Каждый человек имеет свои сильные стороны, у каждого человека есть чему поучиться. Следующая таблица иллюстрирует, в чем сила каждою из психологических типов.
- Практические задания
- Рекомендованная литература
- Тест на определение социотипа
- Экспресс-тест для определения типа личности
- 1. Шкала сенсорика интуиция (с и)
- 2. Шкала этика логика (э л)
- 3. Шкала экстраверсия интроверсия (э и)
- 4. Шкала рациональность иррациональность (р и)