Целерациональная модель поведения и взаимоотношений
Целерациональное действие является образом функционирования Аналитика (ЛИИ), Предпринимателя (ЛИЭ), Контролера ЛСИ) и Администратора (ЛСЭ). Взаимодействие этой совокупности социотипов будет характеризоваться следующими параметрами: они будут стремиться к реализации как своей собственной, так и совместной деятельности. Это проявится в последовательном упорядочении взаимных интересов и разумном разделении функций. Таким индивидам свойственно методическое планирование и регалемнтация деятельности, последовательностть в отьборе цеолей и адекватных им средств, учет возможных последствий иих реализации. В такой группе родственных социотипов царит спокойная деловая атмосфера, ориентированная в большей мере на решение задач, а не на межличностные отношения. Преимущества и недостатки такой модели представлены в таблице 9.
Ценностно-рациональная модель поведения и взаимоотношений
В эту группу входят: Наставник (ЭИЭ), Гуманист (ЭИИ), Энтузиаст (ЭСЭ), хранитель (ЭСИ). Для них характерной нормой является подчинение деятельности определенным морально-этическим ценностям. В их соблюдении представители данной группы видят свой долг. Отношения в такой группе эмоционально насыщенное. Совместное решение поставленной задачи в значительной мере зависит от эмоциональной вовлеченности в планируемое дело. В целом атмосфера в группе ценностно-ориентированного поведения характеризуется стабильностью, дружелюбием, взаимопониманием при условии совпадения жизненных ценностей.
Преимущества и недостатки модели представлены в таблице 10.
Таблица 9. Преимущества и недостатки целерациональной модели поведения
Преимущества | Недостатки |
Ориентация на задачу. Взаимная требовательность. Стремление к приобретению опыта. Отсутствие конфликтных ситуаций во взаимоотношениях | Отсутствие эмоциональной вовлеченности в межличностные отношения. Слабая заинтересованность во взаимном признании, взаимном воспитании. Склонность к формальному общению. |
Таблица 10. Преимущества и недостатки ценностно-ориентированной модели поведения
Преимущества | Недостатки |
Склонность воспитывать у коллег требуемые качества, оиентация на человека, оказание ему посильной помощи. Своервменная диагностика назревания конфликта, стремление устранить его. Способность согздать доброжелательную атмосферу. | Сильна зависимость работоспособности от эмоционального состояния. Неспособность работать с партнером, вызывающем антипатию. Оценка качеств партнера не по объективным показателям, а по личностному отношению. Стирание граней между деловыми и личными отношениями |
- Часть 1
- 1. Краткая история соционики как науки о взаимопонимании
- 2. Характеристики людей, определяющие восприятие ними информации
- 3. Социотип как теоретический инструмент постижения индивидуальных качеств личности
- Логико-интуитивный экстраверт (“Джек Лондон”, или предприниматель)
- Логико-сенсорный экстраверт (“Штирлиц”, или администратор)
- Этико-интуитивный экстраверт (“Гамлет”, или наставник)
- Этико-сенсорный экстраверт (“Гюго”, или энтузиаст)
- Логико-сенсорный интроверт
- Этико-интуитивный интроверт (“Достоевский”, или гуманист)
- Этико-сенсорный интроверт
- Сенсорно-этичный экстраверт
- Сенсорно-логичный экстраверт
- Интуитивно-этический экстраверт
- Интуитивно-логичный экстраверт
- Сенсорно-этичный интроверт
- Сенсорно-логичный интроверт
- Интуитивно-этичный интроверт
- Интуитивно-логический интроверт
- 4. Краткая характеристика соционических отношений
- Отношение активации
- Зеркальные отношения
- Отношения полной противоположности
- Миражные отношения
- Квазитождественные отношения
- Отношения социального заказа
- Тождественные отношения
- Отношения полудополнения
- Деловые отношения
- Отношения социальной ревизии
- Родственные отношения
- Отношения суперэго
- Конфликтные отношения
- 5.Модели поведения и взаимоотношений социотипов
- Целерациональная модель поведения и взаимоотношений
- Аффективная модель поведения и взаимоотношений
- Традиционная модель поведения и взаимоотношений
- 6. Дуальные пары и квадры
- Квадра ”Альфа”
- Квадра ”Бета”
- Квадра “Дельта”
- 7. Особенности общения с различными социотипами
- Каждый человек имеет свои сильные стороны, у каждого человека есть чему поучиться. Следующая таблица иллюстрирует, в чем сила каждою из психологических типов.
- Практические задания
- Рекомендованная литература
- Тест на определение социотипа
- Экспресс-тест для определения типа личности
- 1. Шкала сенсорика интуиция (с и)
- 2. Шкала этика логика (э л)
- 3. Шкала экстраверсия интроверсия (э и)
- 4. Шкала рациональность иррациональность (р и)