Каждый человек имеет свои сильные стороны, у каждого человека есть чему поучиться. Следующая таблица иллюстрирует, в чем сила каждою из психологических типов.
Таблица 19. Преимущества различных социотипов
Тип | Стоит прислушаться, если он говорит: |
Дон Кихот Гексли | “Эта работа перспективна”, “этот человек - способный”, “не знаю как в деталях, но суть дела в том, что”, “этим стоит (не стоит) заниматься” |
Дюма Габен | “Это противоречит вашим интересам”, “это нужно делать сейчас”, “это помещение ужасно, поищем что-нибудь другое”. |
Гюго Гамлет | “Это оставит у них хорошее (плохое) впечатление”, “он не обидится”, “а ну-ка веселей”. |
Робеспьер Горький | “Давай разберёмся во всём логично”, “организовать дело надо следующим образом”. |
Жуков Наполеон | “Сейчас нужно поставить перед собой такую цель”, “он слишком влиятелен, не будем переходить ему дорогу”, “самое время нанести удар” |
Есенин Бальзак | “Это подорвёт ваше единство”, “вам грозит опасность”, “подождём более благоприятного момента”. |
1 | 2 |
Лондон Штирлиц | “Этот сотрудник квалифицированный”, “я тщательно изучил факты и пришёл к выводу”, “работу нужно делать хорошо и эффективно”. |
Драйзер Достоевский | “Это непорядочно”, “он его очень любит”, “не стоит иметь дела с этими тёмными людьми”, “как вы можете считаться с затратами, если речь идёт о близких людях” |
Если необходимо экстренно разобраться в ситуации и выдать оптимальные рекомендации, если необходимо сломать старые порядки и внести в дело элемент новаторства, то в этом помогут данные таблицы 20.
Таблица 20. Инновационные характеристики различных социотипов
Партнёр | Умеет оперативно, без долгих раздумий: |
1 | 2 |
Дон Кихот Жуков | Составить новую логическую концепцию, по-иному объяснить суть дела. Расставить людей по их способностям. |
Дюма Есенин | Создать эмоциональный тонус, рассеять уныние, эмоционально раскрепостить людей. |
Гюго Штирлиц | Обеспечить и защитить интересы коллектива, навести порядок, создать комфорт. |
Робеспьер Достоевский | Предложить неожиданную идею, касающуюся сути дела. |
Горький Драйзер | Создать волевой импульс, разрушить преграду, выдвинуть цель, нанести удар. |
Гамлет Лондон | Предупредить об опасности, принять предупредительные меры. |
1 | 2 |
Наполеон Гексли | Создать атмосферу любви, преданности, нравственности в коллективе. |
Бальзак Габен | Найти нужный метод, совершить поступок, позволяющий достичь цели в самой немыслимой ситуации. |
Если вы что-то пообещали, но выполнить не смогли, вам, естественно предстоят объяснения, извинения. Чтобы они выглядели максимально убедительно стоит воспользоваться данными таблицы 21.
Таблица 21. Приемлемые объяснения для различных социотипов
Партнёр | Поймёт ваше оправдание |
1 | 2 |
Дон Кихот Гексли | У меня была такая слабость, что не смог прийти. Не было денег, чтобы отдать долг. |
Дюма Габен | Не хватило времени. Не смог этим заняться, пока не решена предыдущая задача. |
Гюго Гамлет | Я не умею этого делать, Не владел ситуацией. |
Робеспьер Горький
| Это не этично. У меня плохие отношения с ним. Мне помешали недоброжелатели |
Жуков Наполеон | Я не понял сути дела. Не были решены стратегические проблемы - не мог заниматься и конкретными |
Есенин Бальзак | Я себя плохо чувствовал. Это противоречит нашим интересам. |
Лондон Штирлиц | Был не в состоянии. Не смог сдержать свои эмоции. |
Драйзер Достоевский | Это не престижно. У меня не было условий для работы. Не хватило знаний. |
Если вы решили похвалить человека, то чтобы похвала возымела максимальный эффект, целесообразно поступить так, как рекомендуется в таблице 22.
Таблица 22.Поощрения для различных социотипов
Партнёр | Форма похвалы |
1 | 2 |
Дон Кихот Жуков | Как хорошо ты всё организовал. Эту бумагу ты написал как никогда логично. |
Дюма Есенин | Ты просто улучшил моё настроение. С тобой всегда весело. |
Гюго Штирлиц | Стол накрыт великолепно, всё было очень вкусно. У тебя чудесная квартира, весьма уютная. |
Робеспьер Достоевский | Очень глубокая мысль. Ты понял самую суть дела. Ты очень интеллигентный человек. |
Горький Драйзер | Мне бы твою силу воли. Ты всегда настоишь на своём. Эту вещь ты сделал очень красиво. |
1 | 2 |
Гамлет Лондон | Ты просто удивительно умеешь всё предсказывать. |
Наполеон Гексли | Как ты добиваешься, что все тебя любят. |
Бальзак Габен | Приятно смотреть, как ты работаешь. Ты всегда находишь самый лучший способ. |
Следующая таблица показывает, кого как можно и кого как нельзя критиковать.
Таблица 23 . Формы критики различных социотипов
Партнёр | Критика | |
| Недопустимо | Правильно |
1 | 2 | 3 |
Дон Кихот | Ты должен был это сделать. Ты меня не любишь, не выполняешь своих обязанностей. | Разве можно так расслабляться. Соберись, возьми себя в руки. Получишь массу удовольствий |
Дюма | Ты неправильно это делаешь. | Это опасно. Ты размениваешься на пустяки, займись серьёзным делом. |
Гюго | Всё это добром не кончится. Тебя нельзя пускать к приличным людям. | Это надо сделать не так, я тебе объясню ситуацию. |
Робеспьер | Ты не прав | Он же к тебе хорошо относится. Что ты такой скучный. |
Горький | Сути дела ты не понял. | Тебе нужно разобраться в своих отношениях с людьми. Это не этично. Смотри на это с юмором. |
Гамлет | Вечно ты не успеваешь. Ты некрасиво это делаешь. | Это делается не так, давай разберёмся. |
Жуков | Не прикидывайся добреньким. | Оцени проблему с глобальных позиций. Это не перспективно. |
Есенин | Ты неправильно это делаешь. | Ты так хуже будешь себя чувствовать. Самое время проявить твёрдость. |
Лондон | Ты живёшь ради собственного удовольствия. | Мне не нравится твоё настроение. Ты неправильно оцениваешь отношение людей к тебе. |
Драйзер | Ты не понял сути дела, ты поверхностный. | Мне кажется, ты рассуждаешь не совсем логично. |
|
|
|
1 | 2 | 3 |
Наполеон | Ты плохо соображаешь. | То, что ты делаешь, мне представляется опасным. |
Бальзак | У меня уже нервы на пределе, а ты стоишь как чурбан. | Делай, что хочешь, но добейся этого. |
Штирлиц | Вечно ты торопишься. Ты пришёл не вовремя. | Это не совсем этично. По-моему, ты его обидел. |
Достоевский | Ты некрасивый, вялый, неэнергичный. | Логичнее рассуждать так. |
Гексли | Ты слабо соображаешь. | Мне кажется, здесь нужно проявить упорство, гибкость. |
Габен | Не умеешь реагировать на эмоции людей | Ты не тем занялся. Твой талант лежит немного в другой области. |
- Часть 1
- 1. Краткая история соционики как науки о взаимопонимании
- 2. Характеристики людей, определяющие восприятие ними информации
- 3. Социотип как теоретический инструмент постижения индивидуальных качеств личности
- Логико-интуитивный экстраверт (“Джек Лондон”, или предприниматель)
- Логико-сенсорный экстраверт (“Штирлиц”, или администратор)
- Этико-интуитивный экстраверт (“Гамлет”, или наставник)
- Этико-сенсорный экстраверт (“Гюго”, или энтузиаст)
- Логико-сенсорный интроверт
- Этико-интуитивный интроверт (“Достоевский”, или гуманист)
- Этико-сенсорный интроверт
- Сенсорно-этичный экстраверт
- Сенсорно-логичный экстраверт
- Интуитивно-этический экстраверт
- Интуитивно-логичный экстраверт
- Сенсорно-этичный интроверт
- Сенсорно-логичный интроверт
- Интуитивно-этичный интроверт
- Интуитивно-логический интроверт
- 4. Краткая характеристика соционических отношений
- Отношение активации
- Зеркальные отношения
- Отношения полной противоположности
- Миражные отношения
- Квазитождественные отношения
- Отношения социального заказа
- Тождественные отношения
- Отношения полудополнения
- Деловые отношения
- Отношения социальной ревизии
- Родственные отношения
- Отношения суперэго
- Конфликтные отношения
- 5.Модели поведения и взаимоотношений социотипов
- Целерациональная модель поведения и взаимоотношений
- Аффективная модель поведения и взаимоотношений
- Традиционная модель поведения и взаимоотношений
- 6. Дуальные пары и квадры
- Квадра ”Альфа”
- Квадра ”Бета”
- Квадра “Дельта”
- 7. Особенности общения с различными социотипами
- Каждый человек имеет свои сильные стороны, у каждого человека есть чему поучиться. Следующая таблица иллюстрирует, в чем сила каждою из психологических типов.
- Практические задания
- Рекомендованная литература
- Тест на определение социотипа
- Экспресс-тест для определения типа личности
- 1. Шкала сенсорика интуиция (с и)
- 2. Шкала этика логика (э л)
- 3. Шкала экстраверсия интроверсия (э и)
- 4. Шкала рациональность иррациональность (р и)