logo search
этика

21.Этика предприимчивости в европейском Средневековье.

«В средние века слово столь же эффективно, как дело. Типична по всеохватывающему характеру формула церковного отлучения, составленная в ХII в. епископом РочестерскимЭрнульфом. В отлучениях нет места евангельской кротости и милосердию. Смысл отлучения в том, чтобы превратить грешника в изгоя без пристанища…» В.Г.Иванов. История этики средних веков.

Средневековье формировало этику общины, но в недрах общинного сознания формировались и истоки индивидуализма, творчества, предприимчивости. Постепенно к 16 веку в цехах происходит ослабление диктата большинства, складываются предпосылки для конкуренции между отдельными цехами в разных городах, в разросшихся городах – между мастерами, открывающими собственные мастерские. Уже в 12-13 веках формируется профессиональное самосознание купечества, чей труд невозможен без индивидуализма и предприимчивости. Рост городов, налаживание экономических связей происходили именно благодаря распространению торговли. Именно в городах, за крепостными стенами, на площадях, постепенно становящихся стационарными крытыми рынками, формировалась культура торговли. Под надзором полиции происходила купля-продажа, денежными штрафами наказывались ложные весы и меры, продажи фальшивых товаров, спекуляции в околорыночном пространстве, скупка и завышение цены. Нечестные купцы могли подвергнуться и расправе толпы, и церковному проклятию.

И все же купечество получало широкие возможности для обогащения. «Неуёмная жажда прибыли уживалась … в сознании купцов с чувством меры, которое воспринималось современниками как одна из «прекрасных добродетелей» и нередко сочеталась со стремлением оградить себя от убытков – со стремлением к «безопасности» (ЯстребицкаяА.Л.Средневековая культура и город в новой исторической науке. – М. –С.84-85). Среди достоинств купеческого сословия отмечается автором практичность, тяга к образованию. Грамотность, умение писать и считать, необходимые для написания запросов, подписания договоров, ведения расчетов и бухгалтерских книг были необходимым условием профессионализма средневекового купца. Именно купцы овладевали иностранными языками, вооружались и культивировали крепкую физическую форму для защиты себя и своего достояния. Купцы с их товаром становятся объектом настоящей охоты, в которой принимают участие пираты, даже короли. И такая «предприимчивость» весьма распространена. Короли Неаполя, Франции, Дании отправляли своих адмиралов для ограбления венецианских галер, плывущих во Фландрию. Корсары получали не только покровительство высочайших особ, но и суда, снаряжение. В.Зомбарт, в частности, отмечает, что в 16 веке английские морские разбойники сотнями захватывали французские суда. На каперство правительством выдавались особые патенты, и получить их могло частное лицо, бывшее в состоянии снарядить судно для захвата неприятельских купеческих кораблей и товаров с целью навредить торговле неприятеля. От каперов, правда, требовалось соблюдение правил войны, но захваченные ими суда и товары призовой суд в конечном итоге передавал в их собственность. Только в 1856 г. этот промысел объявляется вне закона. (См.:Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М. 1924) В России свод законов «Русская правда» определял ответственность купца за утрату чужих денег или товара «в зависимости от того, случалась такая пагуба от Бога или по вине самого купца» (Помпеев Ю.А.История и философия отечественного предпринимательства. …. –С.47). Утраты вследствие нападения, кораблекрушения или иной катастрофы не наказывались (как это происходило в иных случаях) продажей в рабство или другим наказанием.

. Феодалы устраивали специальные преграды – цепи через реки, мосты на суше, устанавливали бесчисленные таможни, целью которых были сборы с купцов, составлявшие в отдельных случаях свыше 2/3 стоимости товара. «Выработка трезвой … линии поведения, жесткость и твёрдость, делающие будущего купца способным к риску, связанному с его профессией, - таковы цели и принципы воспитания». При этом сознание риска и желание безопасности… толкали его к поискам заступничества у Бога и святых, выражением чего являются вводные формулы – инвокации…торговых соглашений … и практика пожертвований… в пользу бедных» (там же, с.86,87) .Купечество нуждается в подсчете не только денег и товара, но и времени. В 14 веке в Италии - во Флоренции и Венеции на средства городских общин возводятся башни с часами, инициатива этого принадлежит купечеству. Купечество объединяется в гильдии, к 14 веку (существует до 1669 г.) в северной Европе оформляется Ганза – торгово-политический союз, в которм состояли до 160 городов, контролирующий торгово-экономические отношения и формирующий их этику.

Вынужденные перевозить товар через территории различных княжеств, купцы вступают в соглашения с отрядами рыцарей, платят им за сопровождение «конвойные деньги».