24.Интеллигентность как добродетель и идеал воспитанности в России.
Интеллигентность выражалась в заботе о культурном развитии народа и страны, отождествлялась с самостоятельностью позиций и чувством собственного достоинства, но не отождествлялась с предприимчивостью, опыт осуществления которой у нее отсутствовал. Интеллигентность как многознание и глубина внутреннего мира часто противопоставлялась торгашеству и меркантилизму купечества, заботе о жизненных удобствах и телесных удовольствиях, культивируемых в мещанском сословии. Вследствие этого интеллигентность подчас отождествлялась с обличительством, бескомпромиссностью. Если джентльмен в случае несогласия с собеседником предпочитает промолчать или уклониться от спора, то интеллигент видит в говорении правды едва ли не свою миссию и готов выдержать и гнев, и разрыв отношений с оппонентом ради истины. Таковы, в частности, герои произведений А.П.Чехова - врачи, учителя, юристы. Они, рискуя жизнью, спасают детей от дифтерита, по вызову больного едут за сто верст от гроба своего ребенка, занимаются, кроме школьной работы, тяжелым в разъездах репетиторством, ведут многодневные расследования, забывая о дорогах, об удобствах, люди, о которых сказано было, что у них «больная совесть». Именно А.П.Чехов сформулирует важное правило интеллигентного поведения в письме к брату. Излагая свое представление об истинно воспитанных людях, Чехов пишет, что они «уходя» не говорят: «С вами жить нельзя!». Как и джентльмены, интеллигенты одержимы стремлением к творческому обновлению в своей профессиональной деятельности.
Таковы были и те, кто составил славу и гордость российской науки, образования, культуры. Российская интеллигенция утвердила за собой авторитет интеллектуальной элиты в мировой культуре, обогатив ее блестящими психологическими концепциями, богатейшим наследием художественной литературы, ставшей поистине смысловой основой современного гуманистического самосознания.
Интеллигентность культивировалась в России и в современной профессиональной этике понимается как продуманность всякой деятельности, демократичность и доброжелательность в общении, отсутствие спеси и недопустимость пренебрежения интересами потребителей, партнеров, клиентов.
- 1. Мораль, Этика, Нравственность: содержание понятий.
- 2.Природа и исторические формы нравственности: коллективистская, сословная, индивидуалистическая.
- 3.Моральное измерение личности.
- 5. Особенности функционирования морали.
- 6. Ненасилие как категорический моральный запрет.
- 7. Конфуций: жизнь, учение.
- 8. Будда: жизнь, срединный путь, четыре благородные истины, самосовершенствование.
- 9.Иисус Христос: жизнь, этика любви.
- 10.Мухаммед: жизнь, мусульманская этика.
- 12.И.Кант: абсолютность морали, добрая воля, императив, долг.
- 13.Ф.Ницше: жизнь, «мораль рабов», модель сверхчеловека.
- 14.Этика «благоговения перед жизнью» а. Швейцера.
- 15.Л.Н.Толстой: принцип непротивления злу силою.
- 16.Марксистская этика. Марксистский гуманизм против эксплуатации человека человеком и отчуждения.
- 17.Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения.
- 18.Типы профессий. Составляющие профессиональной этики.
- 19.Профессиональная этика в культурах Др.Мира.
- 20.Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья. Послушание как необходимая добродетель при овладении профессией.
- 21.Этика предприимчивости в европейском Средневековье.
- 22.Этика рыцарства и ценности верного служения.
- 23.Этика джентльменства.
- 24.Интеллигентность как добродетель и идеал воспитанности в России.
- 25.Этические традиции предпринимательства в России
- 26.Профессионализм как моральный принцип и основа жизненного успеха.
- 27.Общие принципы этики для всех профессий
- 28.Профессионализм. Информированное согласие. Конфиденциальность и профессиональная тайна
- 29.Уважение прав собственности. Коллегиальность. Право на критику, бесконфликтность
- 30.Экологический принцип. Гедонистический принцип. Культура речи.
- 31.Этический смысл образования. Механизм обучения.
- 32.Педагог как проводник общечеловечности.
- 33.Этические принципы медиапедагогики.
- 34. Роль диалога в обучении.
- 35. Педагогическое наследие н.И.Пирогова.
- 36. Педагогическое наследие к.Ушинского.
- 37.Проблема отчужденности человека от природы. Взаимоотношения природ и культуры в разные эпохи.
- Часть 1.
- Часть 2.
- 39.Права живых существ. Этические принципы обращения с природой.
- 40. Экологическая этика: индивидуальный выбор.
- 41. Этика жизни и традиции русской философии.
- 43. Идеал.
- 44. Категории морали: понятие добра. Добро и польза.
- 45. Понятие зла.
- 46. Долг и совесть.
- 47. Человек свободный и ответственный.
- 48. Справедливость: понятие, справедливость распределительная и уравнивающая.
- 49. Принципы справедливости Дж.Ролза.
- 50. Справедливость во взаимоотношениях между людьми.
- 51. Счастье и смысл жизни.
- 53. Этикет и имидж делового человека.
- 54. Этикет приветствий и представлений.
- 54. Внешний облик делового человека.
- 56. Правила поведения за столом.
- 57. Общение как социально-психологическая категория.
- 58. Коммуникативная культура в деловом общении.
- 59. Виды делового общения.
- 60. Управление деловым общением.
- 61. Борьба с коррупцией как проблема профессиональной этики.
- 62. Этический кодекс как морально-нравственная основа.
- 63. Этический кодекс государственных служащих.