logo
этика

25.Этические традиции предпринимательства в России

Историки предпринимательства в России отмечали, что оно имело свои особенности именно в этическом плане. Это, во-первых, отсутствие культа богатых людей, к которым скорее было «не то что неприязненное, а малодоброжелательное отношение», кроме того «всегда интересовались происхождением богатства, недаром Найденов говорил, что Москва ни ростовщиков, ни откупщиков не любит», культивировалась добросовестность, честность. «Один из известнейших московских промышленников (С.И. Четвериков – имевший репутацию «кристаллически честного промышленного и общественного деятеля в старой Москве» – Е.П.) разыскивал, путем публикаций в газете, кредиторов своего отца, который более тридцати лет назад (!) вынужден был заключить с ними сделку, не имея возможности полностью с ними рассчитаться, и всем, кого смог найти, заплатил».(Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М., 1995, - С.152,154). В купеческих кругах ценились солидарность, верность «купеческому слову». Следствием приверженности православной соборности было широкое распространение артельных форм работы. В особенности в деятельности, требующей надежности и связанной с риском – артели кассиров, биржевых маклеров, исполнителей денежных поручений, хранителей товарных складов – гарантировали помощь в сложных ситуациях, поддерживали своих членов, ручались за них перед клиентами.

О востребованности традиций говорит и недавно принятый кодекс. В его основе сочетание ценностей демократического (гражданского) общества. Это личная ответственность, профессиональная компетентность, гражданская позиция, экологическое мышление, толерантность к другим народам и культурам. Соблюдение этого кодекса требует смелости и твердости в отстаивании приоритета «честного бизнеса» перед всеми другими позициями. Думается, пропаганда заложенных в нем нравственных истин сама по себе могла бы способствовать возрождению предпринимательства и отечественной культуры в целом.