logo
этика

62. Этический кодекс как морально-нравственная основа.

Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). В связи с тем что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях, стали возникать кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для профессий, где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы.

Целями создания профессиональных кодексов являются регулирование отношений внутри профессионального сообщества в сложных этических ситуациях, формирование доверия к представителям данной профессии и повышение статуса профессионального сообщества в социуме.

Вступительная часть этического кодекса содержит цели создания и принятия данного документа. Так, цель кодекса МФФ состоит в том, чтобы декларировать фундаментальные принципы профессии, основанные на моральных обязательствах и ценностях, которые могли бы стать руководством для фармацевтов в их отношениях с обществом. Цель создания «Этического кодекса фармацевтического работника России» определена как «совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи».

Вторая и главная часть кодексов состоит из этических норм и морально-нравственных принципов деятельности фармацевтов и провизоров.

В этическом «Code of Ethics for Pharmacists» МФФ перечислены следующие принципы, которые нашли отражение во многих национальных Этических кодексах, в том числе и в России:

• основной обязанностью фармацевта является забота о благе каждого пациента. Обязательствами, вытекающими из этого

принципа, согласно этическому кодексу МФФ, являются: быть объективным; ставить здоровье и благополучие человека выше личных или коммерческих интересов (включая финансовые); способствовать праву человека на безопасное и эффективное лечение;

• фармацевт проявляет одинаковое отношение ко всем пациентам;

• фармацевт уважает право пациента на свободу выбора способа лечения. Согласно кодексу МФФ, в тех случаях, когда фармацевт вовлечен в процесс разработки планов лечения, он должен быть уверен, что это делается с ведома больного;

• фармацевт уважает и защищает право пациента на конфиденциальность;

• фармацевт сотрудничает с коллегами и другими специалистами и уважает их систему ценностей и профессиональные способности;

• в своих профессиональных взаимоотношениях фармацевт проявляет честность и надежность;

• фармацевт служит каждому человеку в отдельности и обществу и целом. Фармацевт поддерживает и постоянно развивает свои профессиональные знания и навыки;

• фармацевт обязан обеспечить непрерывность оказания фармацевтических услуг в случае возникновения рабочих споров, закрытия аптеки или конфликта на основе личных убеждений. В пояснении к девятому принципу этического кодекса МФФ говорится, что в подобных ситуациях фармацевт должен направить пациента к другому фармацевту, а в случае закрытия аптеки обеспечить пациентов информацией об аптеке, в которую переведены их записи, если таковые велись.

Кроме данных принципов, в Этических кодексах каждой страны представлены и другие. Так, в Этическом кодексе фармацевтов России говорится, что фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды - подобно огню и мечу»; профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу и др. (см. Приложение).

КОРПОРАТИВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС. В последнее время в связи с развитием бизнеса и появлением множества организаций, занимающихся фармацевтическим бизнесом, стал актуальным вопрос создания корпоративных кодексов этики, которые, в отличие от профессиональных кодексов, определяют этику взаимоотношений внутри корпоративных фармацевтических сообществ, благодаря чему повышаются переговорное влияние, конкурентоспособность, авторитет компании.

Центральное место в этическом процессе занимает Этический кодекс. Корпоративный кодекс обычно содержит 2 вида положений: принципы, общие для профессии, разработанные общественностью, и свои собственные, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения.

Этические кодексы определяют правила, которым должны следовать корпорация и ее работники. Он включает этические ценности, принципы и правила. Ценности характеризуют тот идеал, к которому стремится фирма совместно со своими партнерами - это доверие, верность и преданность, уважение, стремление избегать конфликтов, а также инновации в команде, непрерывное улучшение работы и удовлетворение потребностей потребителей. Они определяют направление, в котором движется компания в реализации своих целей. На основе принятых ценностей разрабатываются этические принципы - те конкретные цели, к которым стремится фирма. Этические принципы должны применяться в повседневных управленческих решениях всеми членами организации. Они могут использоваться для регулирования поведения в области профессионализма, подотчетности, преследований и дискриминации, безопасности рабочего места, доверия в осуществлении рекламы, защиты внешних связей с акционерами, клиентами и общественностью, баланса между прозрачностью и открытостью и конфиденциальностью, в области связей с местным населением, участия в политической деятельности, запрещения взяточничества.

Правила поведения, опирающиеся на ценности и принципы, строго определяют, что можно и что нельзя делать; их исполнение обязательно для всех сотрудников фирмы и ее руководителей.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны клиентов, поставщиков и т.д. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем регламентации приоритетов во взаимодействии с клиентами, поставщиками, определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указания на неприемлемые формы поведения.

Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс передает ценности компании всем сотрудникам, ориентирует сотрудников на единые корпоративные цели.

Выделяют два варианта корпоративного этического кодекса: декларативный и развернутый.

Декларативный вариант - это только идеологическая часть кодекса без регламентации поведения сотрудников. Например, «Кредо» включает 4 развернутых ценности, «Семь духов» - семь основных принципов. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести исходя из базовых этических норм. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка на основе общих принципов. Чтобы данный кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы.

Декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры.

Развернутый вариант кодекса содержит конкретную регламентацию поведения сотрудников. Обычно в такие кодексы включают следующие требования: соблюдать рекомендуемый стиль одежды, избегать употребления наркотиков, следовать распоряжениям вышестоящего руководителя и незамедлительно их выполнять, соблюдать конфиденциальность, не принимать подарки от заинтересованных лиц, соблюдать законы и законодательные акты, не использовать собственность организации в личных целях; не допускать дискриминации по признаку расы, возраста или сексуальной ориентации, сообщать о случаях незаконной или сомнительной деятельности и др.

Этический кодекс необходимо регулярно пересматривать и обновлять, чтобы он сохранял свою актуальность и жизненную силу и соответствовал изменениям в законодательстве и экономике.

Для обеспечения поведения, предусмотренного этическим кодексом, разрабатываются соответствующие методы и процедуры, которые включают должностные инструкции, формы оценки деятельности, стандартные формы, формы финансовой отчетности, опросные листы и другие инструменты, позволяющие выполнять требования кодекса. Организация может установить документальные процедуры для решения этических дилемм, например, разработать этический вопросник, помогающий коллективу или индивиду решить этическую дилемму, связанную с его работой.

Чтобы этический кодекс корпорации не остался просто декларацией, необходимы следующие предпосылки:

• корпорация должна признать важность и необходимость ведения бизнеса на основе моральных ценностей; приверженность этичному поведению должна быть безоговорочной и явной на всех уровнях, начиная с высших управляющих;

• корпорация должна быть готова к тому, что принятие этического кодекса может усилить внутреннюю критику ее деятельности и в связи с этим создать конструктивное отношение к ней;

• корпорация должна быть готова и к росту внешней критики; необходимо выявлять мнение всех заинтересованных лиц;

• корпорация должна признать плюралистическую природу общественной системы. Предприятие - компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое

время способствует их распространению и в окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. В целях повышения этичности сотрудников фирм используют следующие методы:

• «карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам;

• комитеты по этике - одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации;

• обучение этичному поведению. При этом работники знакомятся с этикой бизнеса, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть;

• этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации, которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации;

• этическое консультирование проводится тогда, когда проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны.