logo
этика

40. Экологическая этика: индивидуальный выбор.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА (энвайронментальная этика, англ. environmental, от environment — окружающая среда) — направление философских исследований, в котором в качестве моральных проблем человека рассматриваются не только благополучие и социальные связи людей, но и ответственность за благо будущих людей, домашних животных и других форм жизни. Возникшая как ответ на вызов глобальных угроз современности, прежде всего экологического кризиса, экологическая этика предлагает ценностную переориентацию сознания в духе уважения и любви к природе, отказа от преобладающей ныне потребительской установки общества. Экологическая этика опирается на метафизические интерпретации постнеклассической науки (экологии, эволюционной биологии, квантовой физики), интуиции высокого искусства, взгляды и деяния отцов церкви (Франциск Ассизский), философов (Б. Спиноза), идеи современных неортодоксальных течений христианства, обычаи малых народов, установки феминистских движений, на традиции восточного миропонимания (даосизм, конфуцианство, буддизм, дзэн-буддизм). К непосредственным предшественникам экологической этики относятся “этика Земли” Олдо Леопольда и этика “благоговения перед жизнью” Альберта Швейцера.

Принципы экологической этики

…Политический документ «Экологическая этика» не был доведен до такой степени готовности, чтобы мог быть представлен на утверждение Генеральной конференции ЮНЕСКО. Однако его нормативный состав нуждается в осмыслении и доработке, поскольку содержащийся в нем опыт оформления нормативного содержания экологической этики может быть весьма полезным.

В нем говорится о двух типах принципов. Это – общие, или установочные принципы и практические принципы.

Установочные принципы: а) уважение ко всем формам жизни, б) биоразнообразие, в) поддержание устойчивости биосферы, г) экологическая справедливость, д) принцип предосторожности, е) природные ресурсы – общее достояние.

Практические принципы: а) права будущих поколений, б) разделенная ответственность, в) «презумпция опасности», г) сокращение и конвергенция.

Рассмотрим вкратце эти принципы в порядке, предлагавшемся в наброске политического документа «Экологическая этика» .

Принцип уважения ко всем формам жизни утверждает ценность жизни самой по себе, моральное значение каждого живого существа безотносительно к интересам человека. Поэтому «любая форма жизни должна уважаться независимо от ее полезности для человека», и «каждый организм, человеческий или нет, имеющий способность ощущения или нет, безопасный для человека или опасный, является благом самим по себе» .

В наших обсуждениях на Школе возникал вопрос об отношении уважения и заботы. Различие между уважением и заботой мне очевидно. Уважение – это признание и утверждение (в практическом отношении) ценности другого; забота – содействие благу другого. И хотя архетип заботы – материнство (здесь забота – обеспечение (полное) блага другого), забота отнюдь не предполагает отношение от старшего/сильного/вышестоящего к младшему/слабому/нижестоящему. Забота возможна по отношению к равному и старшему.

Принцип биоразнообразия утверждает ценность биоразнообразия и необходимость его сохранения как одного из проявлений богатства природы. Признание ценности биоразнообразия не должно иметь те же практические последствия, что и принцип уважения к любой форме жизни. Из уважения к биоразнообразию не вытекает, что и каждая индивидуальная жизнь должна безусловно уважаться и, наоборот, признание приоритета индивидуального существования может быть рискованным для разнообразия.

Принцип поддержания устойчивости биосферы. Сохранение биосферы, возможно, более важно, чем сохранение любой индивидуальной жизни, вида или экосистемы, за исключением, возможно, людей. В условиях все углубляющихся изменений климата, ставящих под вопрос существование цивилизации в ее нынешнем виде и существующих планетарных границах принцип устойчивости биосферы становится одним из основополагающих, и его приоритетность все шире признается в деятельности ООН, и в международной политике, хотя и не получает полноценного воплощения политике государств и корпораций.

Принцип экологической справедливости утверждает равное распределение между людьми права на экологическую безопасность, при этом каждому вменяется ответственность за ее сохранение. Как показывает опыт, ухудшение экологической обстановки и экологические бедствия обычно имеют более острые отрицательные последствия для наименее защищенных в социально-экономическом отношении групп населения – как на национальном, так и международном уровне.

Согласно принципу предосторожности при разработке политики, в особенности политики, имеющей гуманитарные и экологические последствия, прямые или косвенные, следует в первую очередь принимать во внимание наиболее опасный из возможных вариантов развития событий. Когда активность человека может вести к морально неприемлемому ущербу, пусть даже его возможность научно не доказана, необходимы целенаправленные усилия по их уменьшению или предотвращению. Под морально неприемлемым ущербом понимается ущерб людям или окружающей среде, когда имеется угроза жизни или здоровью, когда возможны последствия, необратимые для окружающей среды (а деятельность человека все более и более имеет необратимые последствия для окружающей среды, причем в глобальном масштабе) или ущемляющие права будущих поколений, когда предпринимаемые действия нарушают фундаментальные права тех, кто оказывается жертвой их негативных последствий и т.д.

Принцип общего достояния природных ресурсов выражает представление о планете Земля как целостности. Люди несут равную ответственность за природные ресурсы и окружающую среду, поскольку истощение природных ресурсов будет иметь свои последствия для всех людей, как ныне живущих, так и будущих поколений. Общность ресурсов – это этическая, а не правовая категория. Закрепить представление об общности ресурсов юридическим образом не представляется возможным (соответствующий международный закон потребовал бы международного согласия на всякую разработку природных ресурсов). При этом Декларация Рио признает своего рода национальный экологический суверенитет, политическое признание которого потребовало бы выработку международно-правовых механизмов, обеспечивающих действенность принципа общности достояния природных ресурсов.

Согласно принципу прав будущих поколений ныне живущие люди должны проявлять заботу о будущих поколениях, причем речь может идти о будущем как людей, так и других живых существ. Хотя нам не известны возможные потребности будущих поколений, мы с определенностью можем сказать, что в любом случае они будет заинтересованы в благоприятной окружающей среде, в стабилизации населения планеты, в совершенствовании планирования в обеспечении людей продовольствием и пресной водой . Принцип ответственности перед будущими поколениями может также вытекать из принципа экологической справедливости.

Принцип разделенной ответственности утверждает, что поскольку природные ресурсы – всеобщее достояние, ответственность за охрану окружающей среды должны разделить между собой все, она не должна быть делегирована какой либо отдельной организации или группе.

Принцип презумпции опасности вытекает из принципа уважения к жизни и принципа предосторожности и выражается в практическом требовании: те, кто предпринимает действия, имеющие последствия для окружающей среды, должны нести бремя доказательства их безопасности.

Принцип сокращения и конвергенции вытекает из принципов экологической справедливости и всеобщего достояния природных ресурсов и касается выбрасываемых в атмосферу газов, накопление которых в атмосфере усиливает парниковый эффект. Согласно этому принципу, необходимо введение ограничений на объемы выбрасываемых газов. Практично и справедливо было бы введение квот, что предусматривается Киотским протоколом, а не проведение постепенного всеобщего снижения выброса газов в определенных количествах, как это предусматривается Межправительственным соглашением об изменении климата.

Эти принципы в теоретико-нормативных целях подлежат дальнейшему критическому осмыслению, проработке и проверке на различном эмпирическом материале. Но и будучи проясненными и апробированными, на уровне преподавания экологической этики эти принципы должны быть эксплицированы в контексте конкретных экологических проблем из тех, что назывались выше и подобных им, на материале реальных экологически-критических ситуаций.