46. Долг и совесть.
Долг. У каждого человека, как члена общества и члена коллективных отношений, есть определенный долг. Ведь именно долг связывает человека с обществом и другими людьми.
Понятие долга. Понятие долга в современном понимании довольно обширно. Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности. По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.
И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус. Ответственность проявляется даже в простых действиях – если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…
У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги – и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания. По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и по совести.
Общественный и моральный долг. Зачастую в понятии долга различают две стороны – моральную и общественную. Общественным долгом называют объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека – на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе.
Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это – индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им – предъявлять самому себе такое требование.
Часто бывает так, что подобный вид долго дается человеку с трудом – он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какому долгу следовать в первую очередь. Но когда моральный долг сформирован и он становится неотъемлемой частью сознания личности, проявляется сила и мужество, на которую способен только человек с моральным долгом.
Высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.
Совесть. Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью. Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль. Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.
- 1. Мораль, Этика, Нравственность: содержание понятий.
- 2.Природа и исторические формы нравственности: коллективистская, сословная, индивидуалистическая.
- 3.Моральное измерение личности.
- 5. Особенности функционирования морали.
- 6. Ненасилие как категорический моральный запрет.
- 7. Конфуций: жизнь, учение.
- 8. Будда: жизнь, срединный путь, четыре благородные истины, самосовершенствование.
- 9.Иисус Христос: жизнь, этика любви.
- 10.Мухаммед: жизнь, мусульманская этика.
- 12.И.Кант: абсолютность морали, добрая воля, императив, долг.
- 13.Ф.Ницше: жизнь, «мораль рабов», модель сверхчеловека.
- 14.Этика «благоговения перед жизнью» а. Швейцера.
- 15.Л.Н.Толстой: принцип непротивления злу силою.
- 16.Марксистская этика. Марксистский гуманизм против эксплуатации человека человеком и отчуждения.
- 17.Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения.
- 18.Типы профессий. Составляющие профессиональной этики.
- 19.Профессиональная этика в культурах Др.Мира.
- 20.Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья. Послушание как необходимая добродетель при овладении профессией.
- 21.Этика предприимчивости в европейском Средневековье.
- 22.Этика рыцарства и ценности верного служения.
- 23.Этика джентльменства.
- 24.Интеллигентность как добродетель и идеал воспитанности в России.
- 25.Этические традиции предпринимательства в России
- 26.Профессионализм как моральный принцип и основа жизненного успеха.
- 27.Общие принципы этики для всех профессий
- 28.Профессионализм. Информированное согласие. Конфиденциальность и профессиональная тайна
- 29.Уважение прав собственности. Коллегиальность. Право на критику, бесконфликтность
- 30.Экологический принцип. Гедонистический принцип. Культура речи.
- 31.Этический смысл образования. Механизм обучения.
- 32.Педагог как проводник общечеловечности.
- 33.Этические принципы медиапедагогики.
- 34. Роль диалога в обучении.
- 35. Педагогическое наследие н.И.Пирогова.
- 36. Педагогическое наследие к.Ушинского.
- 37.Проблема отчужденности человека от природы. Взаимоотношения природ и культуры в разные эпохи.
- Часть 1.
- Часть 2.
- 39.Права живых существ. Этические принципы обращения с природой.
- 40. Экологическая этика: индивидуальный выбор.
- 41. Этика жизни и традиции русской философии.
- 43. Идеал.
- 44. Категории морали: понятие добра. Добро и польза.
- 45. Понятие зла.
- 46. Долг и совесть.
- 47. Человек свободный и ответственный.
- 48. Справедливость: понятие, справедливость распределительная и уравнивающая.
- 49. Принципы справедливости Дж.Ролза.
- 50. Справедливость во взаимоотношениях между людьми.
- 51. Счастье и смысл жизни.
- 53. Этикет и имидж делового человека.
- 54. Этикет приветствий и представлений.
- 54. Внешний облик делового человека.
- 56. Правила поведения за столом.
- 57. Общение как социально-психологическая категория.
- 58. Коммуникативная культура в деловом общении.
- 59. Виды делового общения.
- 60. Управление деловым общением.
- 61. Борьба с коррупцией как проблема профессиональной этики.
- 62. Этический кодекс как морально-нравственная основа.
- 63. Этический кодекс государственных служащих.