58. Коммуникативная культура в деловом общении.
Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Вежливость —это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.
Корректность —умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
Тактичностьтакже является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Точностьтакже имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.
Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:
• эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
•доброжелательность— уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
• аутентичность — способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
• конкретность — умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
• инициативность — способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
•непосредственность— умение говорить и действовать напрямую;
• открытость — готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;
• принятие чувства — умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;
• самопознание — исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.
Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности:
• собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;
• свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;
• готовность воспринимать новое во внешней среде;
• свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;
• свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;
• свои способы персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.
Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:
• психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;
• поддерживать общение, стимулировать активность партнера;
• психологически точно определять «точку» завершения общения;
• максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
• прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;
• психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;
• овладевать и удерживать инициативу в общении;
• провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;
• формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;
• преодолевать психологические барьеры в общении;
• снимать излишнее напряжение;
• психологически и физически «соответствовать» собеседнику;
• адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;
•мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.
К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
• словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
• словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)
• произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
• грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
• стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).
- 1. Мораль, Этика, Нравственность: содержание понятий.
- 2.Природа и исторические формы нравственности: коллективистская, сословная, индивидуалистическая.
- 3.Моральное измерение личности.
- 5. Особенности функционирования морали.
- 6. Ненасилие как категорический моральный запрет.
- 7. Конфуций: жизнь, учение.
- 8. Будда: жизнь, срединный путь, четыре благородные истины, самосовершенствование.
- 9.Иисус Христос: жизнь, этика любви.
- 10.Мухаммед: жизнь, мусульманская этика.
- 12.И.Кант: абсолютность морали, добрая воля, императив, долг.
- 13.Ф.Ницше: жизнь, «мораль рабов», модель сверхчеловека.
- 14.Этика «благоговения перед жизнью» а. Швейцера.
- 15.Л.Н.Толстой: принцип непротивления злу силою.
- 16.Марксистская этика. Марксистский гуманизм против эксплуатации человека человеком и отчуждения.
- 17.Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения.
- 18.Типы профессий. Составляющие профессиональной этики.
- 19.Профессиональная этика в культурах Др.Мира.
- 20.Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья. Послушание как необходимая добродетель при овладении профессией.
- 21.Этика предприимчивости в европейском Средневековье.
- 22.Этика рыцарства и ценности верного служения.
- 23.Этика джентльменства.
- 24.Интеллигентность как добродетель и идеал воспитанности в России.
- 25.Этические традиции предпринимательства в России
- 26.Профессионализм как моральный принцип и основа жизненного успеха.
- 27.Общие принципы этики для всех профессий
- 28.Профессионализм. Информированное согласие. Конфиденциальность и профессиональная тайна
- 29.Уважение прав собственности. Коллегиальность. Право на критику, бесконфликтность
- 30.Экологический принцип. Гедонистический принцип. Культура речи.
- 31.Этический смысл образования. Механизм обучения.
- 32.Педагог как проводник общечеловечности.
- 33.Этические принципы медиапедагогики.
- 34. Роль диалога в обучении.
- 35. Педагогическое наследие н.И.Пирогова.
- 36. Педагогическое наследие к.Ушинского.
- 37.Проблема отчужденности человека от природы. Взаимоотношения природ и культуры в разные эпохи.
- Часть 1.
- Часть 2.
- 39.Права живых существ. Этические принципы обращения с природой.
- 40. Экологическая этика: индивидуальный выбор.
- 41. Этика жизни и традиции русской философии.
- 43. Идеал.
- 44. Категории морали: понятие добра. Добро и польза.
- 45. Понятие зла.
- 46. Долг и совесть.
- 47. Человек свободный и ответственный.
- 48. Справедливость: понятие, справедливость распределительная и уравнивающая.
- 49. Принципы справедливости Дж.Ролза.
- 50. Справедливость во взаимоотношениях между людьми.
- 51. Счастье и смысл жизни.
- 53. Этикет и имидж делового человека.
- 54. Этикет приветствий и представлений.
- 54. Внешний облик делового человека.
- 56. Правила поведения за столом.
- 57. Общение как социально-психологическая категория.
- 58. Коммуникативная культура в деловом общении.
- 59. Виды делового общения.
- 60. Управление деловым общением.
- 61. Борьба с коррупцией как проблема профессиональной этики.
- 62. Этический кодекс как морально-нравственная основа.
- 63. Этический кодекс государственных служащих.