logo search
этика

39.Права живых существ. Этические принципы обращения с природой.

Этические проблемы проведения биомедицинских исследований возникли и эволюционировали параллельно с возникновением и эволюцией научного метода в биологии и медицине. Фактически, как только врачи и биологи стали рассматривать свою активность в качестве научно обоснованного вмешательства в природную организацию человеческого тела с целью контроля, нормализации и улучшения его деятельности, сразу же возникло две основные группы этических проблем. Первая группа проблем связана с самим правом на научное исследование человека (как живом, так и умершем). Вторая — с морально допустимыми границами (нормами) подобного вмешательства.

Научное познание природы человека: добро или зло?Вопрос о праве на проведение медицинских исследований на человеке был особенно актуален на первых этапах исторического развития медицины. Ожесточенные споры шли, к примеру, вокруг права на проведение аутопсии (вскрытия трупов). Не открывает ли применение самого по себе экспериментального научного метода своеобразный «ящик Пандоры»? Не обернется ли желание улучшить деятельность природного механизма человеческого тела (да и Природы в целом) катастрофой для человечества? Этот вопрос был существенным на начальном этапе возникновения науки, когда ее «проект» культуры в целом оказался в условиях жесткой конфронтации с проектом официального христианства. Кризис новоевропейской культуры, обострившийся во второй половине ХХ в., сделал эту проблему вновь актуальной.

Теоретические основы этики клинических исследовании.

Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает чувство со-страдания в другом человеке, желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание — это как бы отклик на зов о помощи, который составляет особого рода при-звание или моральное основание двух профессий — ветеринарной и врачебной. Если это чувство у врача не развито или притупилось с годами, то говорить о его моральных качествах становится сложно. Неслучайно, что сострадание (а также очень близкое по значению к нему моральное качество — милосердие) считается с самых древних времен основой врачебной добродетелью. И хотя наука вносит в отношение к пациенту и испытуемому элемент объективности, сострадание для биомедицинских исследований остается важнейшим этическим основанием. Причем распространяется оно и на людей, и, в более ограниченном смысле, на лабораторных животных. Последних нельзя подвергать неоправданно жестоким испытаниям.

Помня об этом важном обстоятельстве, нельзя забывать и об ином — страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому и отношения врачей, и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Именно это обстоятельство подчеркивает фундаментальное требование биоэтики — необходимость отношения к подопытным субъектам как личностям. Но что это значит? Слово личность имеет много смыслов. Философы никак не могут прийти к общему пониманию.

Можно выделить четыре основных принципа биоэтики релевантных в качестве этического основания биомедицинских исследований: принцип уважения человеческого достоинства, принцип благодеяния и невреждения («твори добро и не причиняй зла!»), принцип признания автономии личности и принцип справедливости. Правил также четыре. Это правила правдивости, конфиденциальности, неприкосновенности частной жизни и добровольного информированного согласия2. В совокупности они образуют этические «координаты», в которых описывается отношение к испытуемому субъекту как личности.

Моральные правила проведения исследований на человеке.

Четыре, описанных выше принципа определяют самые общие условия отношения к испытуемому как личности. Определенную помощь в их реализации оказывает следование четырем правилам биоэтики.

Во-первых, это правило правдивости, которое утверждает, что согласование противоречащих интересов ученых и испытуемых возможно только на основе правдивого доверительного общения между всеми сторонами.

Во-вторых, это правило неприкосновенности частной жизни (приватности), которое запрещает ученым (даже в интересах науки) вторгаться в частную жизнь испытуемых без получения согласия последних.

В-третьих, — это правило сохранения конфиденциальности (правило сохранения врачебной тайны), которое запрещает без разрешения испытуемого разглашение полученной в результате исследования идентифицирующей последнего информации. Результаты исследований могут иметь различную форму. Одни из них представляют собой статистически обобщенные генерализации высокого порядка, которые не содержат характеристики конкретного испытуемого. Их публикация не может нанести последнему какой-либо ущерб. В этом случае разрешения не требуется. Другие, к примеру, описания конкретных клинических случаев, могут содержать подобного рода информацию. В этом случае необходимо заблаговременно получить разрешение испытуемого и принять меры по анонимизации публикуемых данных. Необходимо также соблюдать конфиденциальность и самого факта участия конкретного человека в исследовании в качестве испытуемого.

Четвертым является уже упоминавшееся правило добровольного информированного согласия. Любое привлечение человека в качестве испытуемого должно осуществляться лишь на добровольной основе и после адекватного информирования о характере исследования. Содержание правила раскрыто выше в описании Хельсинской декларации ВМА. Ниже мы вернемся к этому вопросу в связи с особенностями отечественного законодательства в области здравоохранении.

Учет сформулированных выше принципов и правил, составляющих теоретическое основание биоэтики, является важнейшим условием уважения испытуемого как личности. Институализированной формой принятия решений в сложных, с моральной точки зрения, ситуациях являются этические комитеты.