logo search
этика

36. Педагогическое наследие к.Ушинского.

Идеи К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практикой и одновременно реформой школы.

Его работы собраны и издан в 11 томах. Основные из них - "Педагогическая антропология", "Родное слово", "Детский мир", "Руководство к преподаванию по "Родному слову", "О необходимости сделать русские школы русскими", "Книга для учащих", "Человек как предмет воспитания".

Его пособия стали образцовыми. "Родное слово" в течение полувека переиздавалось 146 раз, такого успеха не имела ни одна учебная книга во всём мире.

Ушинский поддерживал общемировую классно-урочную систему. Размышляя об уроке как об основе этой системы, он подчёркивал ведущую роль учителя и отмечал необходимость разнообразия форм урока в зависимости от его задачи (выяснение знаний учащихся, объяснение нового материала, закрепление уже пройденного и пр.)

Особое внимание Ушинский уделял организации учебного процесса в начальной школе, где целесообразно сочетание всех видов урока воедино. По мнению Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придаётся определённое, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения.

Целью нравственного воспитания детей он видел формирование личности, качествами которой стали бы любовь и уважение к людям, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. Поэтому Ушинский протестовал против негуманного отношения к детям, против телесных наказаний, унижающих личность ребёнка. Из всех мер наказания он считал наиболее приемлемой замечание, предупреждение, отмечал важность педагогического такта и такого отношения к ребёнку, которое бы не унижало его в глазах сверстников. Моральное поощрение за успехи в учёбе Ушинский считал лучшим способом нравственного воспитания, развивающим в детях стремление идти вперёд.

Говоря о качествах личности учителя, Ушинский отмечал, что учитель прежде всего воспитатель. Личность воспитателя обладает такой нравственной силой, которую не заменят ни учебники, ни чтение морали, ни наказания, ни поощрения.

Ушинский протестовал против разделения функций воспитания и обучения, указывая на единство этих двух начал в воспитании гармонично развитой личности. Понятие "учитель-предметник" по мнению Ушинского может означать лишь невысокий уровень подготовки учителя.

Применительно к России Ушинский выделял три принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Он связывал цель воспитания с исторически сложившимся в России православным идеалом совершенства. В статье "О нравственном элементе в русском воспитании" он писал о нравственной связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла на христианской почве. Одной из главных задач народной школы он видел сближение церковного и светского образования. По мнению Ушинского, в русской школе принцип народности должен быть реализован через приоритет русского языка как предмета образования. "Родное слово - та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание", - писал К.Д. Ушинский.

Принцип народности - стержень его педагогической концепции. К.Д. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на педагогический поиск решения социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из "мрака нищеты и невежества", веря, что "хорошее воспитание" может избавить человечество от многих зол. Ушинский поднялся над односторонностью западничества и славянофильства. Он считал, что русская педагогическая наука может и должна использовать опыт западных стран. Этот опыт он изучал во время поездки во Францию, Германию и Швейцарию.

Однако Ушинский понимал и то, что русский народ невежествен, забит, беден и безграмотен в своей массе, потому и не видит нужды в школах. Без экономического улучшения уровня жизни народа невозможен подъём образования. Ушинский считал, что выделенные государством средства окупятся с лихвой для отечества.

Ушинский с горечью писал о том, что гимназии и университеты (а они в первую очередь обеспечивали школу учителями) не озабочены изучением отечественной истории и культуры, что образованная часть общества ориентирована на изучение иностранных языков и иностранной литературы. "Только русский … изумляя иностранца своим безукоризненным выговором на иностранных языках, в то же время часто говорит плохо на своём отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками, знает подробно историю французской революции и в то же время глубокомысленно задумается над тем, в каком столетии жил Иоанн Грозный…"

К.Д. Ушинский писал, что язык будит мысль, развивает логику мышления: "Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения". К живому народному языку во времена Ушинского относились пренебрежительно не только в школах, но и в гимназиях, он был представлен бедно, учили только правилам письма, чтения, религии, счёта, но не открывали богатств родного слова. Хрестоматии и учебные книги Ушинского содержат произведения устного народного творчества, фрагменты из произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина, рассказы о природе, жизни крестьян.

Константин Дмитриевич Ушинский стал живым воплощением лучших черт отечественной интеллигенции своего времени. Он и сейчас является гордостью отечественной культуры и педагогики.