63. Этический кодекс государственных служащих.
Уровень и традиции этики и культуры в обществе прямо влияют на уровень этики управления и, следовательно, этики государственной службы. Наиболее последовательно этот вопрос решался в США, где проблеме этики государственных служащих придается очень большое значение. Впервые Кодекс этики правительственной службы появился в 1958 г. в форме резолюции конгресса. Общая ее часть представляла собой перечень требований к лицам, находящимся на правительственной службе:
1) «преданность высшим моральным принципам и государству ставить выше преданности лицам, партии или государственным органам;
2) поддерживать конституцию, законы и постановления Соединенных Штатов и всех органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;
3) работать весь трудовой день за дневную оплату, прилагая необходимые усилия и мысли для выполнения своих обязанностей;
4) стараться находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;
5)никогда не осуществлять дискриминации путем предоставления кому-либо специальных благ или привилегий, как за вознаграждение, так и без него, и никогда не принимать для себя либо для своей семьи благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;
6) не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку госслужащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности;
7) не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;
8) никогда не использовать конфиденциально полученную при исполнении должностных обязанностей информацию для извлечения личной выгоды;
9) вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;
10) соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия».
Поскольку кодификация моральных норм еще не является основанием для придания им силы закона, Кодекс получил рекомендательный статус. Законодатели, приняв в обеих палатах резолюцию, одобрившую документ, тем самым рекомендовали себе и служащим аппарата впредь придерживаться заложенных в нем стандартов поведения. Этот, не очень четко прописанный Кодекс, стал отправным пунктом для последующих действий в том же направлении. Позже была учреждена президентская консультативная комиссия по вопросам этики «конфликта интересов», т. е. по проблеме столкновения личных интересов должностного лица и интересов государства. В 1978 г. был принят закон об этике служащих государственных органов.
С конца 1980-х гг. этические начала государственной жизни становятся объектом еще более жесткого социального контроля и регламентации, в том числе на законодательном уровне во многих европейских странах. Было признано, что жизнеспособность и легитимность политической и политико-администра - тивной систем страны во многом зависят от того, насколько государственные институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценностям и идеалам, а их поведение соответствует нормам общественной морали. В ноябре 1989 г. в США был принят новый закон о реформе этических норм. Его основные разделы: ограничения на трудоустройство и деятельность бывших служащих после их ухода в отставку; правила отчетности федеральных госслужащих об их финансовом положении; прием подарков и командировки за счет неправительственных источников финансирования; ограничения на работу по совместительству и получение гонораров; создание общественной комиссии по проблеме гражданской службы и зарплате служащих и др. В октябре 1990 г. Закон «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих госаппарата» был подкреплен распоряжением президента США. Согласно этому документу, государственная служба есть «служба общественного доверия», что требует от служащего ставить лояльность конституции, закону и этическим принципам выше личных и частных интересов; служащий госучреждения не может иметь финансовых интересов, способных прийти в противоречие с добросовестным выполнением им служебного долга; он не должен принимать участия в финансовых операциях с использованием не подлежащей разглашению служебной информации или допускать использование такого рода информации для продвижения чьих-либо частных интересов; он не должен вымогать или принимать какой-либо подарок или другие виды вознаграждения, имеющие денежную стоимость (кроме случаев, оговоренных в законе), от любого лица или организации, желающих получить содействие в том или ином вопросе, или имеющих деловые отношения с ведомством, где работает служащий, или ведущих деятельность, подпадающую под юрисдикцию этого ведомства, или от тех, на чьи интересы может существенно повлиять выполнение или невыполнение им своих должностных обязанностей; он не должен давать несанкционированных обязательств или обещаний, подразумевающих возложение ответственности за их выполнение на правительственное учреждение; он не должен использовать служебное положение для извлечения личной выгоды; при выполнении служебных обязанностей он обязан действовать на непартийной основе, без каких-либо предпочтений по отношению к той или иной частной организации или лицу; он обязан охранять государственную собственность и не допускать использования ее в любой другой деятельности, не предусмотренной служебными предписаниями; он не должен заниматься подработкой в иных организациях или другими видами деятельности, включая поиск новой работы или ведение переговоров о трудоустройстве, если это препятствует выполнению им служебных обязанностей и профессионального долга на госслужбе; он обязан информировать соответствующие структуры обо всех ставших ему известными фактах растрат, обмана, злоупотреблений и коррупции в госучреждениях; он обязан добросовестно выполнять обязательства, возложенные на него законом как на гражданина страны, в первую очередь такие, как уплата федеральных и местных налогов; он обязан строго соблюдать все законы и правила, направленные на обеспечение равных прав всех граждан США».
- 1. Мораль, Этика, Нравственность: содержание понятий.
- 2.Природа и исторические формы нравственности: коллективистская, сословная, индивидуалистическая.
- 3.Моральное измерение личности.
- 5. Особенности функционирования морали.
- 6. Ненасилие как категорический моральный запрет.
- 7. Конфуций: жизнь, учение.
- 8. Будда: жизнь, срединный путь, четыре благородные истины, самосовершенствование.
- 9.Иисус Христос: жизнь, этика любви.
- 10.Мухаммед: жизнь, мусульманская этика.
- 12.И.Кант: абсолютность морали, добрая воля, императив, долг.
- 13.Ф.Ницше: жизнь, «мораль рабов», модель сверхчеловека.
- 14.Этика «благоговения перед жизнью» а. Швейцера.
- 15.Л.Н.Толстой: принцип непротивления злу силою.
- 16.Марксистская этика. Марксистский гуманизм против эксплуатации человека человеком и отчуждения.
- 17.Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения.
- 18.Типы профессий. Составляющие профессиональной этики.
- 19.Профессиональная этика в культурах Др.Мира.
- 20.Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья. Послушание как необходимая добродетель при овладении профессией.
- 21.Этика предприимчивости в европейском Средневековье.
- 22.Этика рыцарства и ценности верного служения.
- 23.Этика джентльменства.
- 24.Интеллигентность как добродетель и идеал воспитанности в России.
- 25.Этические традиции предпринимательства в России
- 26.Профессионализм как моральный принцип и основа жизненного успеха.
- 27.Общие принципы этики для всех профессий
- 28.Профессионализм. Информированное согласие. Конфиденциальность и профессиональная тайна
- 29.Уважение прав собственности. Коллегиальность. Право на критику, бесконфликтность
- 30.Экологический принцип. Гедонистический принцип. Культура речи.
- 31.Этический смысл образования. Механизм обучения.
- 32.Педагог как проводник общечеловечности.
- 33.Этические принципы медиапедагогики.
- 34. Роль диалога в обучении.
- 35. Педагогическое наследие н.И.Пирогова.
- 36. Педагогическое наследие к.Ушинского.
- 37.Проблема отчужденности человека от природы. Взаимоотношения природ и культуры в разные эпохи.
- Часть 1.
- Часть 2.
- 39.Права живых существ. Этические принципы обращения с природой.
- 40. Экологическая этика: индивидуальный выбор.
- 41. Этика жизни и традиции русской философии.
- 43. Идеал.
- 44. Категории морали: понятие добра. Добро и польза.
- 45. Понятие зла.
- 46. Долг и совесть.
- 47. Человек свободный и ответственный.
- 48. Справедливость: понятие, справедливость распределительная и уравнивающая.
- 49. Принципы справедливости Дж.Ролза.
- 50. Справедливость во взаимоотношениях между людьми.
- 51. Счастье и смысл жизни.
- 53. Этикет и имидж делового человека.
- 54. Этикет приветствий и представлений.
- 54. Внешний облик делового человека.
- 56. Правила поведения за столом.
- 57. Общение как социально-психологическая категория.
- 58. Коммуникативная культура в деловом общении.
- 59. Виды делового общения.
- 60. Управление деловым общением.
- 61. Борьба с коррупцией как проблема профессиональной этики.
- 62. Этический кодекс как морально-нравственная основа.
- 63. Этический кодекс государственных служащих.