62. Этический кодекс как морально-нравственная основа.
Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). В связи с тем что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях, стали возникать кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.
В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для профессий, где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы.
Целями создания профессиональных кодексов являются регулирование отношений внутри профессионального сообщества в сложных этических ситуациях, формирование доверия к представителям данной профессии и повышение статуса профессионального сообщества в социуме.
Вступительная часть этического кодекса содержит цели создания и принятия данного документа. Так, цель кодекса МФФ состоит в том, чтобы декларировать фундаментальные принципы профессии, основанные на моральных обязательствах и ценностях, которые могли бы стать руководством для фармацевтов в их отношениях с обществом. Цель создания «Этического кодекса фармацевтического работника России» определена как «совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи».
Вторая и главная часть кодексов состоит из этических норм и морально-нравственных принципов деятельности фармацевтов и провизоров.
В этическом «Code of Ethics for Pharmacists» МФФ перечислены следующие принципы, которые нашли отражение во многих национальных Этических кодексах, в том числе и в России:
• основной обязанностью фармацевта является забота о благе каждого пациента. Обязательствами, вытекающими из этого
принципа, согласно этическому кодексу МФФ, являются: быть объективным; ставить здоровье и благополучие человека выше личных или коммерческих интересов (включая финансовые); способствовать праву человека на безопасное и эффективное лечение;
• фармацевт проявляет одинаковое отношение ко всем пациентам;
• фармацевт уважает право пациента на свободу выбора способа лечения. Согласно кодексу МФФ, в тех случаях, когда фармацевт вовлечен в процесс разработки планов лечения, он должен быть уверен, что это делается с ведома больного;
• фармацевт уважает и защищает право пациента на конфиденциальность;
• фармацевт сотрудничает с коллегами и другими специалистами и уважает их систему ценностей и профессиональные способности;
• в своих профессиональных взаимоотношениях фармацевт проявляет честность и надежность;
• фармацевт служит каждому человеку в отдельности и обществу и целом. Фармацевт поддерживает и постоянно развивает свои профессиональные знания и навыки;
• фармацевт обязан обеспечить непрерывность оказания фармацевтических услуг в случае возникновения рабочих споров, закрытия аптеки или конфликта на основе личных убеждений. В пояснении к девятому принципу этического кодекса МФФ говорится, что в подобных ситуациях фармацевт должен направить пациента к другому фармацевту, а в случае закрытия аптеки обеспечить пациентов информацией об аптеке, в которую переведены их записи, если таковые велись.
Кроме данных принципов, в Этических кодексах каждой страны представлены и другие. Так, в Этическом кодексе фармацевтов России говорится, что фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды - подобно огню и мечу»; профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу и др. (см. Приложение).
КОРПОРАТИВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС. В последнее время в связи с развитием бизнеса и появлением множества организаций, занимающихся фармацевтическим бизнесом, стал актуальным вопрос создания корпоративных кодексов этики, которые, в отличие от профессиональных кодексов, определяют этику взаимоотношений внутри корпоративных фармацевтических сообществ, благодаря чему повышаются переговорное влияние, конкурентоспособность, авторитет компании.
Центральное место в этическом процессе занимает Этический кодекс. Корпоративный кодекс обычно содержит 2 вида положений: принципы, общие для профессии, разработанные общественностью, и свои собственные, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения.
Этические кодексы определяют правила, которым должны следовать корпорация и ее работники. Он включает этические ценности, принципы и правила. Ценности характеризуют тот идеал, к которому стремится фирма совместно со своими партнерами - это доверие, верность и преданность, уважение, стремление избегать конфликтов, а также инновации в команде, непрерывное улучшение работы и удовлетворение потребностей потребителей. Они определяют направление, в котором движется компания в реализации своих целей. На основе принятых ценностей разрабатываются этические принципы - те конкретные цели, к которым стремится фирма. Этические принципы должны применяться в повседневных управленческих решениях всеми членами организации. Они могут использоваться для регулирования поведения в области профессионализма, подотчетности, преследований и дискриминации, безопасности рабочего места, доверия в осуществлении рекламы, защиты внешних связей с акционерами, клиентами и общественностью, баланса между прозрачностью и открытостью и конфиденциальностью, в области связей с местным населением, участия в политической деятельности, запрещения взяточничества.
Правила поведения, опирающиеся на ценности и принципы, строго определяют, что можно и что нельзя делать; их исполнение обязательно для всех сотрудников фирмы и ее руководителей.
Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны клиентов, поставщиков и т.д. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.
Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем регламентации приоритетов во взаимодействии с клиентами, поставщиками, определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указания на неприемлемые формы поведения.
Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс передает ценности компании всем сотрудникам, ориентирует сотрудников на единые корпоративные цели.
Выделяют два варианта корпоративного этического кодекса: декларативный и развернутый.
Декларативный вариант - это только идеологическая часть кодекса без регламентации поведения сотрудников. Например, «Кредо» включает 4 развернутых ценности, «Семь духов» - семь основных принципов. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести исходя из базовых этических норм. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка на основе общих принципов. Чтобы данный кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы.
Декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры.
Развернутый вариант кодекса содержит конкретную регламентацию поведения сотрудников. Обычно в такие кодексы включают следующие требования: соблюдать рекомендуемый стиль одежды, избегать употребления наркотиков, следовать распоряжениям вышестоящего руководителя и незамедлительно их выполнять, соблюдать конфиденциальность, не принимать подарки от заинтересованных лиц, соблюдать законы и законодательные акты, не использовать собственность организации в личных целях; не допускать дискриминации по признаку расы, возраста или сексуальной ориентации, сообщать о случаях незаконной или сомнительной деятельности и др.
Этический кодекс необходимо регулярно пересматривать и обновлять, чтобы он сохранял свою актуальность и жизненную силу и соответствовал изменениям в законодательстве и экономике.
Для обеспечения поведения, предусмотренного этическим кодексом, разрабатываются соответствующие методы и процедуры, которые включают должностные инструкции, формы оценки деятельности, стандартные формы, формы финансовой отчетности, опросные листы и другие инструменты, позволяющие выполнять требования кодекса. Организация может установить документальные процедуры для решения этических дилемм, например, разработать этический вопросник, помогающий коллективу или индивиду решить этическую дилемму, связанную с его работой.
Чтобы этический кодекс корпорации не остался просто декларацией, необходимы следующие предпосылки:
• корпорация должна признать важность и необходимость ведения бизнеса на основе моральных ценностей; приверженность этичному поведению должна быть безоговорочной и явной на всех уровнях, начиная с высших управляющих;
• корпорация должна быть готова к тому, что принятие этического кодекса может усилить внутреннюю критику ее деятельности и в связи с этим создать конструктивное отношение к ней;
• корпорация должна быть готова и к росту внешней критики; необходимо выявлять мнение всех заинтересованных лиц;
• корпорация должна признать плюралистическую природу общественной системы. Предприятие - компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое
время способствует их распространению и в окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. В целях повышения этичности сотрудников фирм используют следующие методы:
• «карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам;
• комитеты по этике - одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации;
• обучение этичному поведению. При этом работники знакомятся с этикой бизнеса, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть;
• этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации, которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации;
• этическое консультирование проводится тогда, когда проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны.
- 1. Мораль, Этика, Нравственность: содержание понятий.
- 2.Природа и исторические формы нравственности: коллективистская, сословная, индивидуалистическая.
- 3.Моральное измерение личности.
- 5. Особенности функционирования морали.
- 6. Ненасилие как категорический моральный запрет.
- 7. Конфуций: жизнь, учение.
- 8. Будда: жизнь, срединный путь, четыре благородные истины, самосовершенствование.
- 9.Иисус Христос: жизнь, этика любви.
- 10.Мухаммед: жизнь, мусульманская этика.
- 12.И.Кант: абсолютность морали, добрая воля, императив, долг.
- 13.Ф.Ницше: жизнь, «мораль рабов», модель сверхчеловека.
- 14.Этика «благоговения перед жизнью» а. Швейцера.
- 15.Л.Н.Толстой: принцип непротивления злу силою.
- 16.Марксистская этика. Марксистский гуманизм против эксплуатации человека человеком и отчуждения.
- 17.Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения.
- 18.Типы профессий. Составляющие профессиональной этики.
- 19.Профессиональная этика в культурах Др.Мира.
- 20.Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья. Послушание как необходимая добродетель при овладении профессией.
- 21.Этика предприимчивости в европейском Средневековье.
- 22.Этика рыцарства и ценности верного служения.
- 23.Этика джентльменства.
- 24.Интеллигентность как добродетель и идеал воспитанности в России.
- 25.Этические традиции предпринимательства в России
- 26.Профессионализм как моральный принцип и основа жизненного успеха.
- 27.Общие принципы этики для всех профессий
- 28.Профессионализм. Информированное согласие. Конфиденциальность и профессиональная тайна
- 29.Уважение прав собственности. Коллегиальность. Право на критику, бесконфликтность
- 30.Экологический принцип. Гедонистический принцип. Культура речи.
- 31.Этический смысл образования. Механизм обучения.
- 32.Педагог как проводник общечеловечности.
- 33.Этические принципы медиапедагогики.
- 34. Роль диалога в обучении.
- 35. Педагогическое наследие н.И.Пирогова.
- 36. Педагогическое наследие к.Ушинского.
- 37.Проблема отчужденности человека от природы. Взаимоотношения природ и культуры в разные эпохи.
- Часть 1.
- Часть 2.
- 39.Права живых существ. Этические принципы обращения с природой.
- 40. Экологическая этика: индивидуальный выбор.
- 41. Этика жизни и традиции русской философии.
- 43. Идеал.
- 44. Категории морали: понятие добра. Добро и польза.
- 45. Понятие зла.
- 46. Долг и совесть.
- 47. Человек свободный и ответственный.
- 48. Справедливость: понятие, справедливость распределительная и уравнивающая.
- 49. Принципы справедливости Дж.Ролза.
- 50. Справедливость во взаимоотношениях между людьми.
- 51. Счастье и смысл жизни.
- 53. Этикет и имидж делового человека.
- 54. Этикет приветствий и представлений.
- 54. Внешний облик делового человека.
- 56. Правила поведения за столом.
- 57. Общение как социально-психологическая категория.
- 58. Коммуникативная культура в деловом общении.
- 59. Виды делового общения.
- 60. Управление деловым общением.
- 61. Борьба с коррупцией как проблема профессиональной этики.
- 62. Этический кодекс как морально-нравственная основа.
- 63. Этический кодекс государственных служащих.