49. Принципы справедливости Дж.Ролза.
Справедливость в этике рассматривают прежде всего как проблему равенства. Связь справедливости и равенства значительно уточняется Дж. Ролзом, который анализирует справедливость как принцип социальной организации. Он вводит понятие равенства в определение справедливости.
Необходимо отметить, что в это определение им включено также понятие неравенства. Справедливость, таким образом, выступает критерием равенства и критерием неравенства между людьми.
Люди, конечно, должны быть равны в своих правах, и это равенство должно быть закреплено законом. Они обязаны быть равны при разделении социальных ценностей.
При этом справедливым будет и неравенство, но когда оно будет являться таким неравным распределением, которое дает преимущество каждому.
В соответствии с этим определение справедливости, которое дает Дж. Ролз, можно разделить на два принципа.
1. Любой человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей.
2. Экономические и социальные неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы от них можно было бы действительно ожидать преимуществ для всех и доступ к положениям и должностям был открыт для всех.
По всей видимости, равенство не всегда и не для всех выступает приоритетом и является предпочтительным. Так, равенство в социально—экономической сфере, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принудительно низким уровнем жизни большинства граждан, не может считаться благом.
Наоборот, неравенство в богатстве является основой возмещающих преимуществ для каждого человека (например, выплата высокого прогрессивного налога, которым облагается богатство), и в этом случае оно, конечно, справедливо.
«От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Именно по этому принципу справедливости также предполагалось, что люди хотя и будут получать неравное количество благ, но принцип получения их будет в равной степени применяться к каждому: «по потребности».
Основное отличие заключается в том, что первую часть данной формулы можно объяснить: «От каждого (налогов!) согласно доходам»; а вторая – «Каждому бедному столько, сколько общество сможет себе позволить распределить для предоставления социального минимума благ».
Но при тех же условиях данное неравенство будет несправедливым по отношению к богатым налогоплательщик.
Таким образом, согласно выводам Дж. Ролза, соотношение равенства и справедливости необходимо значительно уточнить: справедливо равенство в распределении прав и обязанностей и соответственно общедоступности справедливости людям; справедливо функциональное неравенство – в распределении благ. Дж. Ролз рассматривает также справедливость во взаимоотношениях между людьми.
- 1. Мораль, Этика, Нравственность: содержание понятий.
- 2.Природа и исторические формы нравственности: коллективистская, сословная, индивидуалистическая.
- 3.Моральное измерение личности.
- 5. Особенности функционирования морали.
- 6. Ненасилие как категорический моральный запрет.
- 7. Конфуций: жизнь, учение.
- 8. Будда: жизнь, срединный путь, четыре благородные истины, самосовершенствование.
- 9.Иисус Христос: жизнь, этика любви.
- 10.Мухаммед: жизнь, мусульманская этика.
- 12.И.Кант: абсолютность морали, добрая воля, императив, долг.
- 13.Ф.Ницше: жизнь, «мораль рабов», модель сверхчеловека.
- 14.Этика «благоговения перед жизнью» а. Швейцера.
- 15.Л.Н.Толстой: принцип непротивления злу силою.
- 16.Марксистская этика. Марксистский гуманизм против эксплуатации человека человеком и отчуждения.
- 17.Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения.
- 18.Типы профессий. Составляющие профессиональной этики.
- 19.Профессиональная этика в культурах Др.Мира.
- 20.Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья. Послушание как необходимая добродетель при овладении профессией.
- 21.Этика предприимчивости в европейском Средневековье.
- 22.Этика рыцарства и ценности верного служения.
- 23.Этика джентльменства.
- 24.Интеллигентность как добродетель и идеал воспитанности в России.
- 25.Этические традиции предпринимательства в России
- 26.Профессионализм как моральный принцип и основа жизненного успеха.
- 27.Общие принципы этики для всех профессий
- 28.Профессионализм. Информированное согласие. Конфиденциальность и профессиональная тайна
- 29.Уважение прав собственности. Коллегиальность. Право на критику, бесконфликтность
- 30.Экологический принцип. Гедонистический принцип. Культура речи.
- 31.Этический смысл образования. Механизм обучения.
- 32.Педагог как проводник общечеловечности.
- 33.Этические принципы медиапедагогики.
- 34. Роль диалога в обучении.
- 35. Педагогическое наследие н.И.Пирогова.
- 36. Педагогическое наследие к.Ушинского.
- 37.Проблема отчужденности человека от природы. Взаимоотношения природ и культуры в разные эпохи.
- Часть 1.
- Часть 2.
- 39.Права живых существ. Этические принципы обращения с природой.
- 40. Экологическая этика: индивидуальный выбор.
- 41. Этика жизни и традиции русской философии.
- 43. Идеал.
- 44. Категории морали: понятие добра. Добро и польза.
- 45. Понятие зла.
- 46. Долг и совесть.
- 47. Человек свободный и ответственный.
- 48. Справедливость: понятие, справедливость распределительная и уравнивающая.
- 49. Принципы справедливости Дж.Ролза.
- 50. Справедливость во взаимоотношениях между людьми.
- 51. Счастье и смысл жизни.
- 53. Этикет и имидж делового человека.
- 54. Этикет приветствий и представлений.
- 54. Внешний облик делового человека.
- 56. Правила поведения за столом.
- 57. Общение как социально-психологическая категория.
- 58. Коммуникативная культура в деловом общении.
- 59. Виды делового общения.
- 60. Управление деловым общением.
- 61. Борьба с коррупцией как проблема профессиональной этики.
- 62. Этический кодекс как морально-нравственная основа.
- 63. Этический кодекс государственных служащих.