logo search
Lektsii_PEiE_nov_zaoch

1.5 Управленческая этика

Управленческая этика или этика менеджмента (англ. – управление, заведование, организация) – это система этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на управленческую деятельность, это образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных управленческих проблем в основе которых гуманизм, социальная справедливость, единство слова и дела, объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам и профессиональному мнению подчиненных, справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника. Она изучает нормы, которые регулируют или должны регулировать нравственные действия управленческого, административного персонала, рассматривает нравственные отношения, складывающиеся между руководителем и подчиненными, между самими руководителями различных уровней; раскрывает нравственно-типичное в личности руководителя; выявляет основные этапы разработки и принятия решений администрацией, их реализацию; анализирует чувственную систему взаимодействия субъектов и объектов в управленческом цикле.

Управление как вид деятельности – это умственный процесс, который приводит к выполнению подчиненными предписанных им официальных поручений и решению поставленных задач. В зависимости от функциональной роли в процессе управления обычно выделяют три основные категории персонала управления: руководители, специалисты, служащие аппарата управления.

Этическое регулирование управленческой деятельности характеризуется следующими особенностями:

Исходными позициями, определяющими сущность и специфику этики менеджмента в экономической сфере, являются такие факторы. Во-первых, вся система программно-целевого управления, прогнозирования производства и реализации товаров и услуг для конкурентоспособности компании осуществляется в условиях свободного предпринимательства, конкуренции и экономической мотивации. В этих условиях для определения этической парадигмы имеет существенное значение неприемлемость авторитарных, командно-административных, технократических и планово-директивных методов управления. Во-вторых, эффективность использования основных инструментов менеджмента – планирования, организации, координации, мотивации, контроля – зависит, прежде всего, от позитивных личностных качеств человека, его ценностных установок, потребностей, интересов, мотивов, что отражается как на внутреннем управлении процессами, так и на поведенческих актах фирмы во внешней социально-экономической среде, прежде всего с партнерами и властными структурами. В-третьих, гармонизация и взаимозависимость экономических и нравственных начал в управлении, формирование человека нравственно и внутренне одухотворенного. В-четвертых, профессионализм управления определяется требованиями менеджмента как глубоко персонифицированной системы, олицетворением которой является высокопрофессиональный наемный работник, который выступает в качестве менеджера лишь в том случае, если он действительно высокий профессионал своего дела, глубоко освоил область экономических и социально-психологических знаний; потеряв же такие качества менеджер перестает им быть, теряет свое лицо. В-пятых, в организационном отношении менеджмент представляет собой гибкий, динамичный процесс, корректируемый постоянно меняющейся хозяйственной ситуацией и конъюнктурой рынка. В этих условиях особую актуальность приобретают такие имеющиеся качества менеджера как отзывчивость к нововведениям, инновационная активность, способность оперативно, творчески и осмотрительно перестраиваться в соответствии с изменившимися условиями, уметь вести рисковый, новаторский, честный, компетентный и законный бизнес в различный сферах предпринимательской деятельности. В-шестых, на всех этапах развития управления обращение к морали и нравственности происходило не по высоким гуманистическим мотивам всестороннего развития личности, а с наиболее выгодных позиций формирования «экономического человека».

Сегодня этика менеджмента совершенствуется на базе синтеза отечественного и зарубежного опыта как в сфере научных исследований, так и на «полигоне» свободного рыночного предпринимательства. Она органично взаимосвязана с такими видами профессиональной этики как деловая и служебная этика, политическая этика, судебная этика и особенно этика бизнеса. На основе научных разработок теории управления и практического опыта, накопленного в сфере современного менеджмента, можно было бы сгруппировать моральные нормы и требования в этой сфере профессиональной деятельности следующим образом.

  1. Нормы, раскрывающие нравственные аспекты профессиональной деятельности менеджера как таковой: компетентность; умение менеджера делегировать ряд своих полномочий в условиях возникновения необходимости перераспределения функций; выбор приоритетов в постановке и решении проблем по потребностям и условиям рыночных отношений; сочетание демократизма в управлении фирмой с умелым использованием технократических и административных подходов в случаях сложных кризисных ситуаций; умение поддерживать других во всех их полезных начинаниях; умение строить справедливые и неконфронтационные деловые отношения с подчиненными, партнерами, клиентами, конкурентами; новаторство; стремление к успеху как важнейшему фактору процветания цивилизованного бизнеса; удовлетворение потребностей, а не погоня за максимальной прибылью любыми, в том числе и незаконными средствами, чтобы получить несправедливый выигрыш за счет кого-то другого. Сюда же относятся: защита потребностей от нечестных менеджеров, предпринимателей, коммерсантов и бизнесменов; умелая мотивация труда сотрудников; объективная оценка и стимулирование их деятельности; умение решать ключевую проблему человеческого фактора – проблему кадров по всем ее аспектам; недопущение мелочной опеки над подчиненными, оказание им постоянного доверия, не исключая при этом контроля. Категорией « конкурентное отличие» определяется высокая компетентность организации в определенной области, дающей ей возможности привлекать и сохранять клиентуру.

  2. Требования и нормы, характеризующие личный имидж менеджера: лидерство как результат человеческих качеств менеджера, его квалификации, отношение к делу и людям; управление примером; признание высокого уровня квалификации, авторитет, доверие, предприимчивость; коммуникабельность; уверенность в себе и в избранном деле; стремление учиться и перенимать опыт; умение менеджера соотнести свои формальные полномочия с лидерскими амбициями другого человека (неформальный лидер) таким образом, чтобы избежать конфликта в коллективе; оптимизм; добропорядочность; убежденность; настойчивость; нахождение разумного баланса между формальными и реальными полномочиями (особенно, когда при возникновении исключительных ситуаций лидерство может перерасти в явную власть); недопущение подмены здоровых и реальных амбиций с амбициозностью, которая является противоположностью лидерства; честность; честолюбие; благородство; вежливость; порядочность в деловых отношениях; стойкость к соблазну; стремление делать людям добро и в то же время не давать им повода пользоваться этим себе во вред. Этика менеджера включает в себя и такие качества: умение работать «в команде», навыки как корпоративного сотрудничества, коммуникативная компетенция, в которой проявляются умения осуществлять профессиональные коммуникации, работа с компьютером; знание иностранных языков.

  3. Нормы и правила этико-психологического содержания: характер менеджера; склад его ума и души, мотивы побуждения; умение менеджера своевременно переключать внимание на внутренние или внешние проблемы функционирования фирмы (переключение оперативное; ситуационное; устойчивое); личные симпатии; вдохновение; воодушевление; внимательность ко всему и всем; знание структуры групп работающих на фирме людей и индивидуальных особенностей каждого члена группы по их социально-психологическим характеристикам; создание атмосферы открытости и свободы общения между менеджерами и сотрудниками фирмы; поддержание у сотрудников фирмы чувства своей причастности к положительным изменениям в коллективе; умение менеджера слушать сотрудников, вызывать их на откровенный разговор; при этом избегать злоупотребления «нет». Важнейшим психологическим аспектом этики менеджера является сфера мотивов трудовой деятельности подчиненных, к числу которых относятся прежде всего такие: престиж, удовольствие, удовлетворение; власть и влияние, право принимать решения; обеспечение благодаря высокой оплате престижного жизненного уровня и комфорта; стремление внести свой вклад в дело; карьерные соображения; возможность самореализации как личности; проявление состязательности, достойно отвечать на «вызовы».

  4. Нормы и правила, имеющие организационно-прикладной, технологический характер: практические навыки и умения по проведению деловых переговоров, подготовке и заключению контрактов, договоров; овладение механизмами разрешения споров и конфликтных ситуаций, включая и судебное разбирательство, культура ведения деловой и служебной переписки, которая должна способствовать созданию атмосферы уважительности, доверительности, транспарентности и деловитости в общении с партнерами, клиентами и т.д.; умение проводить презентации по поводу проектов, инициатив или совершенных действий фирмы. Инвентаризация умений и навыков представляет собой письменный учет навыков работников с указанием количества лиц, которые владеют ими.

  5. Набор требований к этикету менеджера как составной части его «поведенческого арсенала», обеспечивающего успех дела: манеры поведения во время деловых встреч – они должны быть ненавязчивыми для присутствующих, отличаться высокой культурой общения, выступления и ответы на вопросы, должны строго отвечать духу и характеру мероприятия, в котором менеджер принимает участие. Требования к культуре речи – краткость и лаконичность изложения, умение пользования цитатами и высказываниями известных людей делового мира, умелое пользование преимуществами живой речи (ее скорость, модулирование голосом, паузы, правильные ударения), недопущение «всезнайства» и злоупотребления словами-паразитами, чуткое восприятие реакции собеседника или аудитории на произносимую речь и умение закончить ее четкими выводами и предложениями. Внешний облик также должен отвечать деловой обстановке: одежда (нежелательность слишком светлых костюмов, спортивных костюмов, пиджаков и брюк разных цветов), украшений (нежелательность галстуков с броскими узорами, брелков, бижутерии). Соблюдение протокольных требований при проведении менеджером приемов.

Действия руководителей могут нарушать закон и, в данных случаях их следует рассматривать как неэтичные. Помимо старших руководителей, которые демонстрируют неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может действовать также неэтично. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относится фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

Американский исследователь З. Барри определил основные причины неэтичной деловой практики руководителя предприятия:

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Поэтому, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Этически грамотный руководитель умеет улавливать и выражать общее мнение коллектива по значимым для него вопросам, вовлекает работников в коллективную деятельность, своим оптимизмом вызывает у людей веру в собственные силы.

Таким образом, руководитель осуществляет общее руководство процессом функционирования и развития управленческой структуры. Он концентрирует внимание на решении стратегических, принципиальных вопросов деятельности, осуществлении подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, координации работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом. Эффективное решение данных проблем невозможно вне этических норм и принципов.