1.5 Управленческая этика
Управленческая этика или этика менеджмента (англ. – управление, заведование, организация) – это система этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на управленческую деятельность, это образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных управленческих проблем в основе которых гуманизм, социальная справедливость, единство слова и дела, объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам и профессиональному мнению подчиненных, справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника. Она изучает нормы, которые регулируют или должны регулировать нравственные действия управленческого, административного персонала, рассматривает нравственные отношения, складывающиеся между руководителем и подчиненными, между самими руководителями различных уровней; раскрывает нравственно-типичное в личности руководителя; выявляет основные этапы разработки и принятия решений администрацией, их реализацию; анализирует чувственную систему взаимодействия субъектов и объектов в управленческом цикле.
Управление как вид деятельности – это умственный процесс, который приводит к выполнению подчиненными предписанных им официальных поручений и решению поставленных задач. В зависимости от функциональной роли в процессе управления обычно выделяют три основные категории персонала управления: руководители, специалисты, служащие аппарата управления.
Этическое регулирование управленческой деятельности характеризуется следующими особенностями:
разнообразием видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
творческим характером управленческой деятельности, осуществялемой в условиях часто меняющейся обстановки;
прогностической природой управленческих задач;
значительной ролью коммуникативной функции;
психической напряженностью, вызываемой ответственностью за принимаемые решения.
Исходными позициями, определяющими сущность и специфику этики менеджмента в экономической сфере, являются такие факторы. Во-первых, вся система программно-целевого управления, прогнозирования производства и реализации товаров и услуг для конкурентоспособности компании осуществляется в условиях свободного предпринимательства, конкуренции и экономической мотивации. В этих условиях для определения этической парадигмы имеет существенное значение неприемлемость авторитарных, командно-административных, технократических и планово-директивных методов управления. Во-вторых, эффективность использования основных инструментов менеджмента – планирования, организации, координации, мотивации, контроля – зависит, прежде всего, от позитивных личностных качеств человека, его ценностных установок, потребностей, интересов, мотивов, что отражается как на внутреннем управлении процессами, так и на поведенческих актах фирмы во внешней социально-экономической среде, прежде всего с партнерами и властными структурами. В-третьих, гармонизация и взаимозависимость экономических и нравственных начал в управлении, формирование человека нравственно и внутренне одухотворенного. В-четвертых, профессионализм управления определяется требованиями менеджмента как глубоко персонифицированной системы, олицетворением которой является высокопрофессиональный наемный работник, который выступает в качестве менеджера лишь в том случае, если он действительно высокий профессионал своего дела, глубоко освоил область экономических и социально-психологических знаний; потеряв же такие качества менеджер перестает им быть, теряет свое лицо. В-пятых, в организационном отношении менеджмент представляет собой гибкий, динамичный процесс, корректируемый постоянно меняющейся хозяйственной ситуацией и конъюнктурой рынка. В этих условиях особую актуальность приобретают такие имеющиеся качества менеджера как отзывчивость к нововведениям, инновационная активность, способность оперативно, творчески и осмотрительно перестраиваться в соответствии с изменившимися условиями, уметь вести рисковый, новаторский, честный, компетентный и законный бизнес в различный сферах предпринимательской деятельности. В-шестых, на всех этапах развития управления обращение к морали и нравственности происходило не по высоким гуманистическим мотивам всестороннего развития личности, а с наиболее выгодных позиций формирования «экономического человека».
Сегодня этика менеджмента совершенствуется на базе синтеза отечественного и зарубежного опыта как в сфере научных исследований, так и на «полигоне» свободного рыночного предпринимательства. Она органично взаимосвязана с такими видами профессиональной этики как деловая и служебная этика, политическая этика, судебная этика и особенно этика бизнеса. На основе научных разработок теории управления и практического опыта, накопленного в сфере современного менеджмента, можно было бы сгруппировать моральные нормы и требования в этой сфере профессиональной деятельности следующим образом.
Нормы, раскрывающие нравственные аспекты профессиональной деятельности менеджера как таковой: компетентность; умение менеджера делегировать ряд своих полномочий в условиях возникновения необходимости перераспределения функций; выбор приоритетов в постановке и решении проблем по потребностям и условиям рыночных отношений; сочетание демократизма в управлении фирмой с умелым использованием технократических и административных подходов в случаях сложных кризисных ситуаций; умение поддерживать других во всех их полезных начинаниях; умение строить справедливые и неконфронтационные деловые отношения с подчиненными, партнерами, клиентами, конкурентами; новаторство; стремление к успеху как важнейшему фактору процветания цивилизованного бизнеса; удовлетворение потребностей, а не погоня за максимальной прибылью любыми, в том числе и незаконными средствами, чтобы получить несправедливый выигрыш за счет кого-то другого. Сюда же относятся: защита потребностей от нечестных менеджеров, предпринимателей, коммерсантов и бизнесменов; умелая мотивация труда сотрудников; объективная оценка и стимулирование их деятельности; умение решать ключевую проблему человеческого фактора – проблему кадров по всем ее аспектам; недопущение мелочной опеки над подчиненными, оказание им постоянного доверия, не исключая при этом контроля. Категорией « конкурентное отличие» определяется высокая компетентность организации в определенной области, дающей ей возможности привлекать и сохранять клиентуру.
Требования и нормы, характеризующие личный имидж менеджера: лидерство как результат человеческих качеств менеджера, его квалификации, отношение к делу и людям; управление примером; признание высокого уровня квалификации, авторитет, доверие, предприимчивость; коммуникабельность; уверенность в себе и в избранном деле; стремление учиться и перенимать опыт; умение менеджера соотнести свои формальные полномочия с лидерскими амбициями другого человека (неформальный лидер) таким образом, чтобы избежать конфликта в коллективе; оптимизм; добропорядочность; убежденность; настойчивость; нахождение разумного баланса между формальными и реальными полномочиями (особенно, когда при возникновении исключительных ситуаций лидерство может перерасти в явную власть); недопущение подмены здоровых и реальных амбиций с амбициозностью, которая является противоположностью лидерства; честность; честолюбие; благородство; вежливость; порядочность в деловых отношениях; стойкость к соблазну; стремление делать людям добро и в то же время не давать им повода пользоваться этим себе во вред. Этика менеджера включает в себя и такие качества: умение работать «в команде», навыки как корпоративного сотрудничества, коммуникативная компетенция, в которой проявляются умения осуществлять профессиональные коммуникации, работа с компьютером; знание иностранных языков.
Нормы и правила этико-психологического содержания: характер менеджера; склад его ума и души, мотивы побуждения; умение менеджера своевременно переключать внимание на внутренние или внешние проблемы функционирования фирмы (переключение оперативное; ситуационное; устойчивое); личные симпатии; вдохновение; воодушевление; внимательность ко всему и всем; знание структуры групп работающих на фирме людей и индивидуальных особенностей каждого члена группы по их социально-психологическим характеристикам; создание атмосферы открытости и свободы общения между менеджерами и сотрудниками фирмы; поддержание у сотрудников фирмы чувства своей причастности к положительным изменениям в коллективе; умение менеджера слушать сотрудников, вызывать их на откровенный разговор; при этом избегать злоупотребления «нет». Важнейшим психологическим аспектом этики менеджера является сфера мотивов трудовой деятельности подчиненных, к числу которых относятся прежде всего такие: престиж, удовольствие, удовлетворение; власть и влияние, право принимать решения; обеспечение благодаря высокой оплате престижного жизненного уровня и комфорта; стремление внести свой вклад в дело; карьерные соображения; возможность самореализации как личности; проявление состязательности, достойно отвечать на «вызовы».
Нормы и правила, имеющие организационно-прикладной, технологический характер: практические навыки и умения по проведению деловых переговоров, подготовке и заключению контрактов, договоров; овладение механизмами разрешения споров и конфликтных ситуаций, включая и судебное разбирательство, культура ведения деловой и служебной переписки, которая должна способствовать созданию атмосферы уважительности, доверительности, транспарентности и деловитости в общении с партнерами, клиентами и т.д.; умение проводить презентации по поводу проектов, инициатив или совершенных действий фирмы. Инвентаризация умений и навыков представляет собой письменный учет навыков работников с указанием количества лиц, которые владеют ими.
Набор требований к этикету менеджера как составной части его «поведенческого арсенала», обеспечивающего успех дела: манеры поведения во время деловых встреч – они должны быть ненавязчивыми для присутствующих, отличаться высокой культурой общения, выступления и ответы на вопросы, должны строго отвечать духу и характеру мероприятия, в котором менеджер принимает участие. Требования к культуре речи – краткость и лаконичность изложения, умение пользования цитатами и высказываниями известных людей делового мира, умелое пользование преимуществами живой речи (ее скорость, модулирование голосом, паузы, правильные ударения), недопущение «всезнайства» и злоупотребления словами-паразитами, чуткое восприятие реакции собеседника или аудитории на произносимую речь и умение закончить ее четкими выводами и предложениями. Внешний облик также должен отвечать деловой обстановке: одежда (нежелательность слишком светлых костюмов, спортивных костюмов, пиджаков и брюк разных цветов), украшений (нежелательность галстуков с броскими узорами, брелков, бижутерии). Соблюдение протокольных требований при проведении менеджером приемов.
Действия руководителей могут нарушать закон и, в данных случаях их следует рассматривать как неэтичные. Помимо старших руководителей, которые демонстрируют неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может действовать также неэтично. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относится фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.
Американский исследователь З. Барри определил основные причины неэтичной деловой практики руководителя предприятия:
конкурентная борьба, вытесняющая на обочину этические соображения;
усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;
неудачи в обеспечении должного вознаграждения руководителей за этическое поведение;
общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтическое поведение на рабочем месте;
нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.
Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Поэтому, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.
Этически грамотный руководитель умеет улавливать и выражать общее мнение коллектива по значимым для него вопросам, вовлекает работников в коллективную деятельность, своим оптимизмом вызывает у людей веру в собственные силы.
Таким образом, руководитель осуществляет общее руководство процессом функционирования и развития управленческой структуры. Он концентрирует внимание на решении стратегических, принципиальных вопросов деятельности, осуществлении подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, координации работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом. Эффективное решение данных проблем невозможно вне этических норм и принципов.
- Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»
- Конспект лекций
- Введение в1 Введение в курс
- В2 Терминологический аппарат
- 1 Профессиональная этика
- 1.1 Понятие этики как науки и явления духовной культуры
- 1.2 Нормативные образцы личности
- 1.3 Понятие профессиональной этики
- 1.3.1 Сущность и структура профессиональной этики
- 1.3.2 Основные принципы профессиональной этики
- 1.3.3 Социальные функции и задачи профессиональной этики
- 1.3.4 Виды профессиональной этики
- 1.3.5 Кодексы профессиональной этики
- 1.4 Этика сферы предпринимательства
- 1.5 Управленческая этика
- 1.6 Этика партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма
- 1.7 Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма
- 2 Основные понятия этикета
- 2.1 Этикет как социальное явление
- 2.2 История мирового этикета
- 2.3 Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе
- 2.4 Правовой и нравственный аспект этикета
- 3 Требования современного этикета
- 3.1 Знакомства и представления
- 3.1.1 Порядок представлений
- 3.1.2 Если Вы представляете другого
- 3.1.3 Представление на работе
- 3.1.4 Представление в обществе
- 3.1.5 Особенности представлений за рубежом
- Приветствие
- 3.2.1 Порядок приветствия
- 3.2.2 Рукопожатие при приветствии
- 3.2.3. Объятия, поцелуи, целование руки при приветствии
- 3.2.4 Слова приветствия
- 3.3 Обращение
- 3.4 Извинения
- 3.5 Поведение в общественных местах
- 3.5.1 Поведение на улице
- 3.5.2 Поведение в транспорте
- 3.5.3 Поведение в помещении
- 3.5.4 Поведение в магазине
- 3.5.5 Поведение в ресторане
- Если Вы встретили знакомого в ресторане, поприветствуйте его улыбкой и кивком головы. Если же Вы решили пригласить за свой столик знакомого, его надо представить спутнице или спутнику.
- 3.5.6 Поведение в театре
- 3.5.7 Поведение в музее, на выставке, на вернисаже
- Этикет делового человека
- 4.1 Понятие делового протокола и этикета
- 4.2 Деловой телефонный этикет
- 4.3 Деловая переписка
- 4.3.1 Общие правила оформления деловой корреспонденции
- 4.3.2 Нота, памятная записка, меморандум
- 4.3.3 Правила оформления делового письма
- 4.3.4 Структура делового письма
- 4.3.4.1 Заголовок или главный реквизит
- 4.3.4.2 Дата отправки
- 4.3.4.3 Внутренний адрес
- 4.3.4.4 Обращение
- 4.3.4.5 Тема письма
- 4.3.4.6 Основной текст письма
- 4.3.4.7 Заключительный комплимент
- 4.3.4.8 Подпись
- 4.3.4.9 Приложения
- 4.3.4.10 Указание на рассылку копий
- 4.3.4.11 Схема расположения компонентов делового письма
- 4.3.5 Электронная почта
- 4.4 Организация торжественных приемов
- 4.4.1 Виды приемов
- 4.4.2 Подготовка к проведению приема
- 4.4.3 Рассадка за столом на приеме
- 4.4.4 Сервировка стола
- 4.4.5 Правила подачи и употребления блюд
- 4.4.6 Сочетаемость блюд и напитков
- 4.4.7 Правила поведения за столом
- 4.8 Культура одежды делового человека
- 4.8.1 Одежда для мужчин
- 4.8.1.1 Костюм
- 4.8.1.2 Рубашка
- 4.8.1.3 Галстук
- 4.8.1.4 Обувь, носки
- 4.8.1.5 Аксессуары
- 4.8.2 Одежда для женщин
- 4.8.2.1 Костюм
- 4.8.2.2 Чулки
- 4.8.2.3 Туфли
- 4.8.2.4 Перчатки
- 4.8.2.5 Макияж
- 4.8.2.6 Аксессуары
- 4.8.3 Одежда для торжественных приемов
- 4.8.4.1 Женская одежда для торжественных приемов
- На приемы типа «Коктейль» и «а ля фуршет» дамам принято являться в платье-костюме или костюме, или же в «платье для коктейля».
- 4.8.4.2 Мужская одежда для торжественных приемов
- 4.9 Имидж делового человека
- Список использованных источников основной
- Дополнительный