Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать.
Виды слушания:
пассивное слушание,
активное слушание - техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
эмпатическое слушание Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию).
Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.
Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существуют по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этом случае обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.
При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.
Этапы активного слушания
I этап - начало Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника и показывает собеседнику заинтересованность в нем:
* установление визуального контакта
* "подстройка" к позе собеседника
* выбор соответствующего наклона головы
* поощрительное кивание головой в такт речи собеседника
II этап - поддержка основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе:
* молчание
*угу-поддакивание
* побуждающие междометия
* эхо-повторение отдельных слов
* подсказка отдельных слов говорящему
III этап - уяснения В процессе уяснения необходимо убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают:
* короткие уточняющие вопросы
* наводящие вопросы
* делается парафраз (точная передача содержания высказывания собеседника своими словами)
IV этап - комментирование При комментировании слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного:
* необходимая интерпретация слов собеседника
* даются комментарии, оценки, советы
Приемы активного слушания
-
Содержание
- Подведение итогов совещания или …когда совещание закончилось…
- Иллюстративные материалы.
- Case «Организация проведения совещания»
- Деловые беседы.
- Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать.
- Смотрите на собеседника
- Перефразируйте
- Как избежать импульсивных поступков ?
- Коммуникации по телефону – исходящие звонки
- План телефонных звонков
- Коммуникации по телефону – отвечаем на звонки
- Регистрация входящих звонков
- Коммуникации по телефону – неприятные звонки
- Общение с посетителями
- Ваши неодушевленные помощники – коммуникаторы
- Отношения с клиентами
- Общение с рассерженным клиентом
- Как удержать старых клиентов?
- В поисках новых клиентов
- Как вернуть потерянных клиентов?
- Момент истины – заключение договора с клиентом