logo
Блок 2 short КОНСПЕКТ

Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать.

Виды слушания:

Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существуют по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этом случае обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Этапы активного слушания

I этап - начало Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника и показывает собеседнику заинтересованность в нем:

* установление визуального контакта

* "подстройка" к позе собеседника

* выбор соответствующего наклона головы

* поощрительное кивание головой в такт речи собеседника

II этап - поддержка основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе:

* молчание

*угу-поддакивание

* побуждающие междометия

* эхо-повторение отдельных слов

* подсказка отдельных слов говорящему

III этап - уяснения В процессе уяснения необходимо убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают:

* короткие уточняющие вопросы

* наводящие вопросы

* делается парафраз (точная передача содержания высказывания собеседника своими словами)

IV этап - комментирование При комментировании слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного:

* необходимая интерпретация слов собеседника

* даются комментарии, оценки, советы

Приемы активного слушания