Тема 3. Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера
Что нужно знать менеджеру для анализа ситуаций по этой теме. Предмет, известный под названием «Этика бизнеса», является совместной областью регуляции экономики, этики, права.
Тема этики в бизнесе достигла расцвета в середине 1980-х г.
в связи с возникновением ряда крупных корпоративных скандалов. Сегодня только в США создано более 500 курсов по этике бизнеса, и данный предмет преподается в 90% коммерческих школ. Суть предмета, как отмечает С. Бриттан, состоит в том, чтобы «научиться поступать этично и при этом продвигаться вверх».
Этика бизнеса не является самостоятельным предметом, отличающимся от этики в целом. Специфика этики бизнеса в том, что она представляет собой совокупность этических и правовых норм, определяющих отношения между субъектами предпринимательской деятельности, а также между ними и государственными органами, осуществляющими регулирование предпринимательской деятельности; судебными органами; потребителями продукции; обществом в целом.
Этика бизнеса — это сложное и обобщающее понятие, относящееся к различным видам профессиональной деятельности, для которых разрабатываются свои морально-этические правила и нормы в форме кодексов.
В кодексах этики бизнеса формулируются конкретные принципы и правила делового поведения применительно к отдельной фирме (корпоративные кодексы этики), к различным профессиям (кодексы профессиональной этики), а также к национальным (относящимся к деловому поведению предпринимателей одной страны) и международным кодексам этики, ориентированным на международное деловое сотрудничество.
Корпоративный кодекс содержит положения, отражающие принципы и правила делового поведения в конкретной фирме, ответственность администрации по отношению к работникам, обязательства но охране окружающей среды. Н. Н. Герчикова, автор монографии «Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики», выделяет несколько типов корпоративных кодексов этики:
регулирующий документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;
краткий кодекс, включающий в себя положения о ценностях фирмы, философии, целях фирмы;
кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками, компании, обществом в целом и т.д.;
кодекс, определяющий межличностные отношения в фирме, согласование целей фирмы и интересов сотрудников.
Профессиональная этика — это определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в конкретной профессиональной деятельности, объединяющий специалистов данной профессии, помогающий им осуществлять профессиональный контроль над членами своих профессиональных объединений и оберегать их от некомпетентного постороннего вмешательства.
Профессиональный кодекс этики менеджера является неотъемлемой частью этики бизнеса, поскольку профессиональное предназначение представителей данной сферы деятельности — обеспечивать эффективное развитие и процветание бизнеса. В зависимости от специализации управленческой деятельности менеджеры обязаны соблюдать кодексы своих профессиональных ассоциаций, например российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, международный кодекс рекламной практики, международный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса» и др.
Деловая культура — основа профессиональной этики бизнесмена и менеджера, включающая в себя систему профессиональных знаний и норм поведения, определяющих отношения делового партнерства, правовую и экономическую культуру предпринимателей и менеджеров. Морально-этические нормы этики бизнеса включают в себя требования поддержания репутации фирмы, уважения закона, порядочности и честности, ответственности и настойчивости в выполнении обязательств по договору, соблюдения правил честной конкуренции.
Личная этика основана на тактичности, справедливости, уважении достоинства партнеров и конкурентов на рынке. Как предприниматели, так и менеджеры обязаны соблюдать этикет в сфере бизнеса.
Этикет — внешние манеры, формы поведения в общественных местах. Он требует соблюдения делового протокола, определенной культуры делового общения, внешнего вида, одежды, правил выполнения обещаний.
В США, где накоплен большой опыт этической регуляции бизнеса, содержание этики бизнеса определяется следующими элементами:
нравственными чертами предпринимателя, находящими выражение в его деловом поведении;
профессиональной этикой, в частности по вопросам добросовестной конкуренции;
моральными качествами личности предпринимателя: верность слову, договору; чувство меры в стремлении к получению прибыли;
ответственность за порученное дело; корпоративная солидарность; установка на повышение квалификации и самосовершенствование; признание и уважение человеческого достоинства.
Администрация по делам малого бизнеса США дала следующий список профессиональных качеств бизнесмена:
энергичность, умение заставить других работать;
способность к самостоятельному мышлению;
умение строить взаимоотношения с людьми
и коммуникабельность;
знание техники и технологии, компетентность;
настойчивость и целеустремленность.
Этической нормой поведения бизнесмена в США считается рационализм, основанный на следующих принципах:
- индивидуальность личности;
- объективная оценка деятельности личности;
- суверенитет личности, предполагающий личный выбор предпочтений и свободу в их реализации;
- сопоставление затрат и результатов деятельности: личной выгоды и усилий по ее достижению.
Большое значение придается раскрытию информации как одному из правил этики бизнеса. Это свидетельствует о признании равенства прав всех участников рыночных отношений и подчинении их стандартам гражданского общества. Раскрытие информации призвано:
- не допускать монопольного положения производителей на рынке;
- пресекать стремление производителей диктовать обществу свои условия и стандарты поведения;
- содействовать обеспечению равенства среди предпринимателей в вопросах конкурентоспособности продукции;
- не допускать получения иностранными фирмами каких-либо преимуществ по отношению к национальным предпринимателям;
- иностранные компании, в соответствии с национальным законодательством, на равных условиях с национальными должны предоставлять компетентным органам в США необходимую информацию о своей деятельности.
Информация должна содержать:
- финансовую отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках; отчет о движении капитала; отчет об источниках и использовании фондов; сведения о новых инвестиционных проектах;
- информацию о компании: организационная структура компании, сведения о филиалах и дочерних компаниях;
- сведения об акционерном капитале и его распределении по владельцам;
- важнейшие сферы деятельности компании;
- численность и структуру занятых;
- политику учета и ценообразования.
Большое значение в США придается прозрачности деятельности компаний и честности в отношении уплаты налогов и выполнения договорных обязательств.
Высшие менеджеры должны открыто и уверенно поддерживать нормы этического поведения, выступать инициаторами обновления этических ценностей в компании.
Управленческая ситуация 7
«Брукфилд Корпорейшн» управляет одним из заводов, параметры которого полностью соответствуют местным требованиям к уровню выброса токсических веществ, установленным десять лет тому назад. Оборудование завода проверяется ежегодно, и выбросы токсических веществ всегда были и остаются ниже допустимого уровня.
Опираясь на недавно опубликованное исследование, один из инспекторов отдела контроля качества компании доказывает, что кумулятивный эффект загрязнения среды выбросами завода представляет опасность для здоровья населения. Он считает, что местные власти и представители общественности согласились бы с ним, если бы им стало известно об этих исследованиях в тот момент, когда устанавливались первоначальные нормы.
Хотя кто-то в компании и поддерживает его точку зрения, большинство инспекторов из отдела контроля качества с ним не согласны.
Изменять технологический процесс было бы слишком накладно – это неизбежно вызвало бы существенное сокращение рабочих мест, а завод является крупнейшим работодателем в этом небольшом городе.
Задание. Подумайте, что следует сделать руководству компании:
а) изменить технологический процесс, чтобы добиться более низкого уровня выброса токсических веществ;
6) обсудить новые данные с официальными представителями местных органов здравоохранения и ужесточить нормы, если они признают данные убедительными;
в) оставить все как есть.
Управленческая ситуация 8
Инспектор не удовлетворен решением компании и считает, что она подвергает здоровье местных жителей неприемлемому риску. Он передает служебную информацию компании в прессу, и его взгляды на эту проблему широко цитируются в местных газетах. Этот инспектор проработал в компании 14 лет, и его послужной список является образцом для других.
Задание. Подумайте, что следует сделать руководству компании в этом случае:
а) настоять на том, чтобы инспектор подал в отставку, а
если он откажется, его следует уволить;
б) настоять на том, чтобы он согласился на новое назначение (другое место работы) на одном из заводов компании;
в) не предпринимать ничего.
Управленческая ситуация 9
Руководство ЗАО «Рикор Холдинг», переманивая специалистов уровня топ-менеджеров, при приеме кандидата на работу полностью соглашается на его условия. По истечении испытательного срока сотрудника переводят на более низкую должность с понижением заработной платы, мотивируя это решение некомпетентностью работника.
Задание. Оцените ситуацию с позиций права и этики. Какие нарушения совершило руководство компании? Дайте этическую оценку поведения кандидата.
Управленческая ситуация 10
Екатеринбургский концерн «Калина» обратился в «Роспатент» с просьбой аннулировать регистрацию товарного знака «Кедровый бальзам» московской компании «Торн». Крупнейший парфюмерно-косметический концерн страны полагает, что москвичи имитируют оформление и название его зубной пасты «Лесной бальзам». Это подтвердил и опрос социологов, показавший, что 60% потребителей путают при покупке «Кедровый» и «Лесной» бальзам.
Независимая экспертиза «Роспатента» не поддержала претензии «Калины»: семантический анализ показал, что кедр и лес — разные понятия. Кроме того, «Торн» потратил на рекламу своей марки более $2 млн. – почти в 2 раза больше, чем «Калина».
Задание. Проанализируйте ситуацию и скажите, прав ли концерн «Калина». Является ли юридический путь доказать свою правоту единственным для урегулирования сложившейся ситуации?
- Введение
- I. Содержание дисциплины
- Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»
- 1.2. Нравственность и другие формы общественного сознания
- Нравственность и искусство
- Нравственность и политика
- Нравственность и религия
- Нравственность и наука
- Нравственность и экономика
- Нравственность и право
- 1.3. Профессиональная этика
- Виды профессиональной этики
- Этика бизнеса и деловых отношений
- Экономическая этика
- 1.4. Этика государственного служащего
- 1.5. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Основные составляющие трудовой этики
- Уровни рассмотрения трудовой этики
- Трудовая этика как внутренний регулятор организационного поведения
- Институционализация этики
- Создание и применение кодексов
- Наше сrеdо
- Пути и методы оказания влияния па трудовую этику и мораль подчиненных
- 1.6. Культура управления
- Виды и разновидности культуры управления
- Методы измерения культурного уровня
- Управление «культурными изменениями»
- Управление изменениями
- Типы руководителей-изменителей
- Преодоление сопротивления изменениям
- Тактика изменений, начиная с подразделений, большинство сотрудников которых составляют сторонники Плюсы:
- Минусы:
- II. Организационно - методические указания
- 2.1. Лекционный курc
- Тема 1. Этика и культура управления как учебная дисциплина. Этика, мораль, нравственность
- Тема 2. Основные категории этики
- Тема 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- 2.2. Планы семинарских занятий
- Семинар 1. Этика и культура управления как учебная дисциплина. Этика, мораль, нравственность.
- Семинар 2. Основные категории этики
- Семинар 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- Семинар 4. Профессиональная этика. Трудовая этика.
- Семинар 6. Культура демократии и этика власти
- Семинар 7. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 8. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 9. Культура управления
- 2. 3. Организация самостоятельной работы студентов Характеристика самостоятельной работы студентов
- Тематика рефератов по курсу «Этика и культура управления»
- Методические рекомендации для написания контрольной работы по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов-заочников
- Темы контрольных работ
- Примерная тематика курсовых и дипломных работ
- Подготовка к написанию курсовой и дипломной работы (рекомендации кафедры гму и с)
- Инновационные формы обучения и творческие задания
- Тема 1. Этика управления
- Тема 2. Этические регуляторы в управлении
- Тема 3. Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера
- Тема 4. Этические модели управления конфликтами
- Литература для анализа ситуаций
- III. Информационно – методическое обеспечение дисциплины Библиографический список
- 3.1. Основной
- 3.2. Дополнительный
- 3.3. Электронные источники информации
- Методический материал для подготовки к зачету по дисциплине «Этика и культура управления»
- Тема 1. Этика, мораль, нравственность
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Нравственное воспитание в жизни общества
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Основные категории этики
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Система морали
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Профессиональная этика
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Культура управления
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Тема 9. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Оглавление
- 1.1.. Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»………………………………………………. .7